Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия) у младших школьников – одна из самых сложных проблем в обучении. Для профилактики нарушений письменной речи мы интегрировали логопедические занятия и занятия по физической культуре.
Пояснительная записка
Мы выделили следующие задачи:
– развитие физической активности, мышечного тонуса, координации движений, ручной умелости, ловкости и внимания, пространственной ориентировки;
– развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, сенсомоторной организации тела, ориентировки на листе, мелкой моторной организации рук, точной координации пальцев рук;
– развитие эмоционально-волевой регуляции, нормализация мышечного тонуса, координация общих деятельностных функций.
Развивающие занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю.
Общая физическая подготовка: продолжительность занятия – 80 минут. В содержание включаются разнообразные общеразвивающие физические упражнения, подвижные и спортивные игры, линейные эстафеты.
Развивающие логопедические подгрупповые, индивидуальные занятия. Продолжительность – 20, 40 минут. Используются различные приемы коррекционно-развивающей логопедической работы.
Программа состоит из двух блоков:
I. Логопедический блок.
II. ОФП – общая физическая подготовка.
1. Коррекционно-развивающая логопедическая работа
Цель: профилактическая работа нарушений письменной речи; развитие мелкой моторики рук, графомоторных навыков.
Задачи:
– формирование четкого звукового образа звука и оптического образа буквы, соотношение звука и буквы;
– развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
– мелкой моторики рук;
– четкой координации рук;
– графомоторных навыков;
– памяти, мышления, воображения;
– общих учебных навыков.
Приемы коррекционно-развивающей работы:
сопряженная речь, отраженная речь, хоровое проговаривание;
пальчиковая гимнастика;
артикуляторная гимнастика;
речь и движение;
чистописание, прописывание элементов букв, слогов, слов;
списывание с печатного и рукописного текста;
письмо под диктовку;
рисование;
методы кинезиологии;
дидактические игры;
релаксация;
сенсорная комната.
2. Общая физическая подготовка
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
– укрепление здоровья;
– развитие общей костной и мышечной организации детского организма;
– развитие мелких мышц конечностей;
– развитие умения ориентироваться в пространстве;
– развитие общих двигательных навыков, сноровки, координации движений;
– научить контролировать нагрузки на различные группы мышц;
– развитие эмоционально-волевых качеств, внимания и восприятия;
– разносторонняя физическая подготовка на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
– воспитание черт спортивного характера.
Физическая деятельность организуется с помощью фронтального метода, метода круговой тренировки и метода индивидуального подхода. В работе учитель опирается также на возрастные особенности детей – как медико-биологические, так и психолого-педагогические.
Физкультминутка – музыкально-ритмические композиции, упражнения на развитие «ручной умелости».
Подвижные игры на переменах между уроками – игры с предметами: мячами, палками, скакалками, обручами; игры на ориентировку в пространстве, на развитие глазомера.
Подвижные игры на улице – игры на развитие координации движений (лазание, преодоление препятствий, действия с предметами); спортивные развлечения, включающие сложнокоординационные движения (езда на велосипеде, катание на коньках, ходьба на лыжах).
Физкультурные занятия в зале – упражнения на координацию движений (прыжки в глубину, броски, ловля, лазание по канату, метание в цель), упражнения на развитие пространственных представлений (игры с перемещением без зрительного контроля, эстафеты на расстановку предметов, упражнения на развитие глазомера), упражнения на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика, прыжки через скакалку), упражнения на развитие «ручной умелости» (упражнения для пальчиков, совмещенные с упражнениями на осанку, эстафеты с мелкими предметами, игры с потешками).
Физкультурный досуг – элементы музыкально-ритмических композиций, игры и эстафеты с предметами, игровые композиции с упражнениями для пальчиков и речитативами.
Физкультурные праздники – упражнения на развитие пространственных представлений (построения, перестроения, эстафеты с предметами), упражнения на развитие координации движений (командные игры, эстафеты с преодолением препятствий), упражнения на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика на показательных выступлениях).
I. Теоретическая подготовка.
1. Вводное занятие.
Знакомство с учениками. Рассказ о построении занятий.
2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
Поведение в зале. Правила обращения со спортивным инвентарем и тренажерами. Значение разминки в общей структуре занятий.
3. Гигиена закаливания, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль.
Личная гигиена. Гигиенические требования к одежде и обуви. Значение и способы закаливания. Значение медосмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на различные системы организма. Возрастные особенности развития физических качеств. Влияние корригирующих упражнений на профилактику искривления позвоночника. Сенсорные воздействия на различные активные точки на теле человека.
4. Правила спортивных игр.
Разметка на различных спортивных играх и ее значение. Правила различных подвижных игр. Значение жестов судьи. Игровое время.
II. Практическая подготовка.
1. Общая физическая подготовка.
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
2. Подвижные игры.
Различные варианты «салок», «догонялок», «Мороз Красный Нос», «Воробьи – вороны», «Волки во рву», «Бой петухов», «Курица-наседка», «День – ночь» и так далее.
3. Контрольные упражнения и соревнования.
Различные виды промежуточного контрольного тестирования для исследования роста физических качеств.
Ольга ШУБИНА, учитель-логопед; Юрий БУТАКОВ, учитель физической культуры гимназии, г.Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа
Комментарии