search
main
0

Где живет музыка. Как воспитать хорошего человека с помощью игры на фортепиано

​Музыка во все времена была эстетической, культурной потребностью. С самого раннего возраста она сопровождала жизнь человека – от маминой колыбельной до самостоятельного творчества. Можно утверждать, что домашнее музицирование в равной степени было присуще и народной, и аристократической среде, и интеллигенции. Сегодня особенно остро встает тема возрождения традиций как в культурной и социальной сфере, так и в воспитании детей.

Мы, к сожалению, часто забываем о том, что музыкальное воспитание является важным средством формирования духовного облика человека. Ведь главная цель такого воспитания не столько овладение музыкальными знаниями и навыками, сколько нравственное развитие и совершенствование. Именно музыка способна быть средством культурной коммуникации: для ее понимания не нужно знание языка, исторических реалий – музыку слушают сердцем.Представьте реакцию современного школьника на слова «классическая музыка». Спросите, что и как слушают наши дети. Ответы очевидны, не правда ли? Конечно, речь не идет о детях, выросших в музыкальной среде или решивших связать свое будущее с музыкой, мы говорим об обычных школьниках, у которых даже при наличии возможностей не сформирована потребность общения с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Если в сравнительно недалеком прошлом занятия музыкой были неотъемлемой частью воспитания и образования, то сегодня традиция домашнего музицирования – практически утраченная область музыкальной деятельности. Появление в наших домах различных средств воспроизведения никак не заменяет радости самостоятельного активного участия в процессе воссоздания музыки. Да, музыкант – призвание, осознать которое может только сам человек. Но его мир должен быть наполнен музыкой: ни один другой вид искусства не может так возвысить культуру человеческого чувства, обогатить человеческое восприятие, как искусство музыкальное. При этом музыка – сложнейший вид искусства, требующий особого усердия, внимания, памяти. Поэтому, наверное, и бытует мнение, что музыкальное творчество существует для особых, «избранных» детей. Однако Синити Судзуки, японский музыкант и педагог, прославившийся на весь мир своей методикой раннего музыкального развития, говорил: «Каждый ребенок талантлив. Талант не передается по наследству, он потенциально заложен в любом ребенке. Раскрытие способностей зависит только от среды, в которой ребенок растет и развивается». Этот принцип является определяющим в системе дополнительного образования московской школы №46: вся работа направлена на создание творческой атмосферы, способствующей раскрытию талантов детей и подростков, что в конечном счете формирует потребность к их саморазвитию и самовыражению. Совместными усилиями всех педагогов успешно решаются многие актуальные проблемы в воспитании учащихся.На протяжении 9 лет ученики школы имеют возможность заниматься в музыкальной студии «Домисолька» на бюджетной основе, что является немаловажным фактором успешного ее существования в непростых экономических условиях нашего времени.Сегодня, когда особо остро стоит проблема духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи воспитания души ребенка. Поэтому уроки музыки – это самое чудодейственное средство привлечения подрастающего поколения к добру, красоте, человечности.Изначально каждый ребенок талантлив, у него есть свои способности. Задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальные особенности каждого ученика так, чтобы при этом он чувствовал себя максимально комфортно. Уникальность построения работы в студии состоит в том, что посредством интегрирования процесса обучения игре на фортепиано с различными видами искусства (изо, театрализованная деятельность, хореография) и областями знаний (МХК, литература, история, биология, география) накоплен большой опыт духовно-нравственного воспитания учащихся. Рабочая программа студии ориентирована на интеграцию урочной и внеурочной деятельности.В студию нет строгого профессионального отбора, главное – большое желание ребенка научиться игре на музыкальном инструменте. На данный момент ее воспитанниками являются 17 учащихся в возрасте от 7 до 16 лет.Помимо обучения игре на фортепиано студийцы занимаются и другими видами искусства: игра в ансамбле на различных музыкальных инструментах, вокал, художественное чтение, изобразительное искусство.Самым главным в работе с детьми является создание на занятии творческой радостной атмосферы, развивающей интерес к музыке и исполнительскому искусству, способствующей приобретению навыков как концертного выступления, так и домашнего музицирования. Обучение ведется по авторской программе с индивидуальным подходом к каждому ребенку, что способствует разностороннему гармоничному развитию учеников. В студии сформирован дружный коллектив, объединяющий семьи воспитанников. Итоговые отчетные концерты проходят в виде тематических театрализованных музыкальных представлений, где каждый ученик выступает не только как музыкант, но и как артист. Так, например, в разные годы студийцами были подготовлены музыкальные спектакли «Музыка и дети», «Волшебные звуки музыки», «Времена года», «Щелкунчик и его волшебное королевство», а также трехгодичный музыкально-литературно-хореографический проект «Все о танце и танцевальной музыке». Эти представления привлекают не только семьи воспитанников студии, но и жителей микрорайона, и одноклассников.Одна из форм развития интереса ребенка к процессу обучения – это создание на базе студии семейных музыкальных ансамблей, которые на протяжении многих лет являются лауреатами ежегодного московского открытого фестиваля-конкурса «Музыкальная семья» на базе детской школы искусств «Юность».По уже сложившейся традиции воспитанники студии принимают участие в ежегодных международных Рождественских образовательных чтениях. К форуму учащиеся готовят тематическую выставку художественных работ на тему «Рождество» и концертное выступление с литературно-музыкальной композицией на официальной церемонии открытия конференции.Самый главный результат многоплановой студийной работы – это призовые места на профессиональных музыкальных международных и региональных конкурсах, в которых студийцы принимают ежегодное участие с 2009 года, при этом часто оказываясь единственными из системы дополнительного образования.Опыт работы руководителя студии Татьяны Александровны Мурадовой был представлен на III Всероссийском съезде работников дополнительного образования и Всероссийском педагогическом форуме «Актуальные проблемы работы с одаренными детьми на региональном уровне».Трудно переоценить роль музыкальной культуры в деле духовно-нравственного становления личности. Одна из важнейших задач работы педагога дополнительного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно-нравственного развития детей через разные формы работы – от знакомства с классическим репертуаром до творческих работ на заданную тему, объединить задачи образования и воспитания – это и есть главная цель всего процесса обучения воспитанников студии, которое открывает перспективу и для реальных знаний, и для целостного восприятия единой картины мира. Только так можно научиться слышать ритм и мелодию в шуме ветра и падении снега, в шуршании листьев и каплях дождя, музыку в своем сердце – ведь она живет именно там.Татьяна ГЕРАСИМОВА,заместитель директора по управлению качеством образования школы №46

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте