На территориях, где проводится эксперимент по предпрофильной подготовке, отрабатываются новые элементы экономики и финансирования профильного обучения. Основные принципы диктуются спецификой обучения:
должна осуществляться оплата дополнительного деления классов на группы;
педагогам, работающим в режиме эксперимента, должны идти надбавки к основной заработной плате;
нужно вводить различные модели стимулирующих надбавок, в том числе и для приглашенных специалистов. Можно также активно использовать надтарифные фонды, привлекать средства профсоюзов…
Но в основе всего лежит создание нормативно-правовой базы, где оговариваются все вопросы организации на первом этапе предпрофильного обучения, и, конечно, в первую очередь – финансовые. Именно в документах регионального уровня, как правило, указывается на необходимость финансирования расходов на организацию и проведение эксперимента из регионального бюджета, а также даются рекомендации предусматривать средства в местных бюджетах на подотчетных территориях. В этом отношении опыт Краснодарского края весьма показателен: по такому «сценарию» возможно финансирование эксперимента и на других территориях, хотя везде могут быть свои собственные находки в зависимости от специфики и возможностей региона. Так, в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) для поддержки и стимулирования эксперимента по предпрофильной подготовке введено дополнительное финансирование 4 экспериментальных школ. По приказу министра образования республики учителям идет доплата в размере 15%, улусное (районное) управление образования оплачивает командировочные расходы, предусмотренные на мероприятия, курсы и семинары по программе введения предпрофильного обучения. Работа координатора образовательной сети учебного округа (им может быть работник органа управления образованием или представитель администрации школы) оплачивается каждым образовательным учреждением сети в размере 5-10% из фонда заработной платы. Предусмотрено также стимулирование участников эксперимента по линии профсоюза работников образования. Понятно, что ни в городе, ни тем более на селе все школы оснастить современными и качественными кадровыми, материально-техническими ресурсами невозможно. В сельской школе кроме собственно организационных проблем профильного обучения и предпрофильной подготовки остро стоят вопросы методического обеспечения, социальной поддержки, зачастую просто не хватает учителей-предметников. В регионах с преобладающей сельской местностью возможен один путь – дети из сел и поселков продолжают обучение на старшей ступени в ресурсных или образовательных центрах, и на них следует сконцентрировать усилия по их комплексному обеспечению.
В Самарской области данный вопрос решен и с управленческой точки зрения, и с организационной. В рамках эксперимента по введению профильного обучения для более эффективного использования материальных и информационных ресурсов и кадрового обеспечения на базе крупных школ городов Сызрани и Октябрьска, а также Сызранского и Шигонского районов создали образовательные центры, которые в свою очередь вошли в Западный образовательный округ. Одновременно в области приняли программу «Оптимизация сети учреждений общего образования на период 2005 года», по которой эти центры будут оснащаться всем необходимым оборудованием. Кроме того, в г. Сызрани в 2004-2006 гг. планируется привлечение займа Всемирного банка. Эти средства пойдут на переподготовку и повышение квалификации работников образования (около 2 млн. рублей), оснащение образовательных центров современным учебно-лабораторным и компьютерным оборудованием и библиотечным фондом (9,2 млн. рублей). Здесь думают также и о других нуждах. Каждый образовательный центр получит возможность выбрать оборудование для столовой, спортивного зала или кабинетов обслуживающего и технического труда (300 тысяч рублей). На базе Сызранского губернского колледжа в сфере начального профессионального образования планируется создать многопрофильный ресурсный центр и оснастить его оборудованием на общую сумму 10 млн. рублей.
Комментарии