В начале ноября Министерство образования и науки РФ опубликовало на своем официальном сайте список вузов «с признаками неэффективности». Список предварительный. Однако по репутации «неэффективных» вузов он ударил более чем основательно. И пока высшие учебные заведения, в которых с эффективностью все в порядке, вздыхали с облегчением, вузы, обозначенные в списке красной строкой, пытались найти пути разрешения сложившейся ситуации. Труднее всего пришлось творческим вузам, так как главные критерии, по которым составлялся список, – финансово-экономические. Безусловно, они тоже имеют немалое значение, но… не учитывают ничего из того, на что нацелены творческие вузы. Можно заниматься в крохотной аудитории, но в какой-то момент, слушая преподавателя, понять нечто очень значимое – и не важно, сколько квадратных метров приходится в твоем вузе на одного студента. Данную ситуацию комментирует Борис Николаевич Тарасов, ректор «неэффективного» Литературного института имени Горького.
Парадоксы мониторинга
Я думаю, недостаточность тех универсальных финансово-экономических критериев, которые были использованы при мониторинге, по отношению ко всем вузам – техническим, гуманитарным и творческим, очевидна. И тем не менее даже в рамках данных критериев мы отвечаем тем требованиям, которые в них заключены, сталкиваясь с определенным парадоксом. Дело в том, что совсем недавно мы получили бессрочную лицензию и была успешно проведена плановая аккредитация нашего вуза. Причем лицензирование проводилось и в рамках новой программы, которая позволяет нам работать по программе специалитета, без разделения на бакалавров и магистров, а это высокая оценка Министерства образования и науки РФ. Такую возможность получил ряд стратегических вузов: военных, медицинских, тех, которые готовят специалистов по сложным технологиям. Литературный институт также вошел в число вузов, которые могут вести учебный процесс по такой программе.
Кроме того, профессорско-преподавательский состав института уже четвертый год получает грант Президента РФ, что является высокой оценкой нашей деятельности. Мы также включены в Федеральную адресную инвестиционную программу по реставрации комплекса наших зданий, и это еще одно свидетельство того, что вуз расширяет свою деятельность, ведет ее эффективно.
Отмечу, что во многих вузах, и в частности гуманитарных, происходит сокращение бюджетных мест. Однако, даже несмотря на так называемую демографическую яму, в нашем вузе конкурс постоянно растет. В этом году нам даже увеличили число бюджетных мест. По данным 2012 года, конкурс в Литературный институт был восемь человек на место, что также свидетельствует о привлекательности вуза. Здесь большое значение имеют проходящие два раза в год Международные совещания потенциальных абитуриентов из многих городов России и стран СНГ, проводимые нашими преподавателями и сотрудниками. В текущем году поступило свыше 400 заявок, среди которых весной и осенью отобраны более двухсот.
Корректны ли показатели?
Один из пяти показателей, который присутствует в мониторинге, – средний бал ЕГЭ. У нас ЕГЭ на втором плане – на первом находятся творческие испытания: это и творческая работа, присылаемая на конкурс, и этюд, и обширное собеседование. И тем не менее по показателям ЕГЭ мы занимаем седьмое место по всей стране. О чем это говорит? Не так просто при подобном конкурсе попасть в наш институт.
Другой показатель – затраты на научно-исследовательскую деятельность одного преподавателя. Мы некоммерческая организация, мы не занимаемся высокими технологиями, которые можно продавать. Но, несмотря на это, в отчетном году мы из своих средств потратили около двух миллионов на научно-исследовательскую деятельность. Однако этого оказалось недостаточно для порогового, среднего показателя, который распространяется на все вузы. И в тех учебных заведениях, которые зарабатывают миллионы, и в нашем институте должно приходиться 95 000 рублей на научно-исследовательскую деятельность одного преподавателя. Но что не учитывает этот показатель? Он не учитывает, что Литературный институт в определенном смысле является среди творческих вузов передовым по реальным показателям ведения научно-исследовательской деятельности, то есть по изданным нашими учеными монографиям, учебным пособиям, учебникам, по которым учатся и другие институты. Юрий Иванович Минералов, к глубокому сожалению, недавно скончавшийся; профессора Александр Иванович Горшков, Александр Михайлович Камчатнов, Александр Николаевич Ужанков, Валерий Сергеевич Модестов, Александр Сергеевич Орлов, ваш покорный слуга написали книги и учебники, которыми пользуются студенты самых разных вузов. Свыше 80% наших преподавателей имеют научные степени докторов и кандидатов наук. В Литинституте постоянно проходят научные конференции, круглые столы, к нам приезжают иностранные ученые, которые перенимают опыт института и пользуются научными трудами наших преподавателей. Но это не учитывается, как и количество аспирантов, количество диссертаций, защищенных в нашем диссертационном совете по трём специальностям, и многое другое. А работа Совета молодых ученых, Студенческого научного общества или участие сотрудников института в составах специализированных (диссертационных) советов ведущих вузов страны? Получается несоответствие, прокрустово ложе, из которого выдавливается очень многое, имеющее отношение к реальному научному труду в институте.
Еще один показатель – площадь, которая приходится в институте на одного студента. Пороговая – 11 квадратных метров для Москвы. У нас…10,5 квадратных метров. Но даже с этих позиций не учитывается, что по поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина мы производим реставрацию комплекса зданий, которая предполагает увеличение этих площадей.
Далее, соотношение доходов вуза по отношению к одному преподавателю. Пороговое значение – 1 100 000 рублей. У нас оно 1 400 000 рублей. Для Москвы необходимо 1 500 000 рублей. Но если брать штатных преподавателей, у нас получается 1 733 000 рублей, что превышает все эти пороговые значения. Но у нас еще есть совместители, которые по нашей логике не должны браться в расчет, так как они преподают специальные курсы, необходимые в тот или иной период обучения студентов, занимают доли ставки, могут меняться и сокращаться. В 2012 году количество совместителей снизилось. Указанный критерий не совсем корректен и потому, что есть дифференциация вузов в отношении количества ППС к количеству студентов: у нас этот показатель 1:4. Это, например, сказывается на относительном объеме стипендиального фонда: финансирование в стипендиальном разделе имеет иные пропорции, чем у вузов с показателем 1:10. Как видим, у нас объективно для эффективной деятельности должно быть больше преподавателей, чем в «стандартном» вузе, но это авторами мониторинга не принимается в расчет.
Что же касается нашей международной деятельности, то она весьма обширна. Институт развивает двусторонние связи с такими зарубежными вузами, как Кельнский университет (Германия), Тринити-колледж (Ирландия), Университет города Бергамо (Италия), университеты Конкук и Чосон (Республика Корея), Университет «Париж-8» (Франция), Университет города Сучжоу (Китай).
В период с 2006 по 2011 год по линии академических обменов в иностранных вузах стажировались 22 студента Литинститута, командировались за рубеж для чтения лекций и проведения занятий 16 преподавателей.
В это же время в Литературном институте обучались иностранные студенты из Кореи, Турции, Японии, Дании, Италии, Англии, США, Германии и Ирландии. Для участия в международных конференциях преподаватели вуза командировались в Аргентину, Германию, Болгарию, Италию, Великобританию, Вьетнам. Есть в Литинституте и Российско-корейский культурный центр.
Выпускники
У нас универсальное образование – и творческое, и гуманитарное, – позволяющее людям трудиться в самых разных сферах: и в издательской деятельности, и в журналистской, и на радио, и на телевидении, и в сценарном деле. Наши выпускники работают и в администрации Президента РФ. Президент Монголии тоже учился в Литинституте. Универсальное образование – очень важная составляющая нашей работы, которая также должна учитываться при мониторинге эффективности работы вуза.
Недавно наш выпускник Александр Демахин стал победителем конкурса «Учитель года России-2012» и получил награду из рук президента Владимира Путина. Он учитель мировой художественной культуры. Это как раз тот аспект нашей деятельности, который мы считаем важным наряду с творчеством. Наши выпускники Мария Ватутина, Максим Амелин, Наталья Сучкова, Василий Попов недавно получили Бунинскую премию. В «Большой книге» очень много номинантов из числа наших выпускников.
Учитывая все это, я уверен, все возникшие недоразумения разрешатся, а уникальность такого знаменитого и единственного в мире института и его значение для отечественной литературы и культуры будут сохранены.
Я так думаю
Елена Перепелкина, выпускница Литературного института имени А.М. Горького 2011 года, отделение «Проза»:
– Наверное, у Литературного института, как у любого другого творческого вуза, есть свои недостатки. Универсальное – по словам Бориса Николаевича Тарасова – образование и пугает, и радует. Студентов не учат чему-то конкретному, узконаправленному, в чем все они будут разбираться, зная абсолютно все нюансы своей специальности. Творческие вузы дают большую свободу своим студентам и выпускникам – они увлекаются очень многим, пока не находят то, чему захотят посвятить всю жизнь. «Кем я буду, когда окончу Литинститут?» – задаются вопросом студенты курсе на третьем, когда эйфория поступления, первых побед и упоение собственной «необычностью» проходят.
В связи с этим вспоминается один эпизод: когда в Литинститут приезжал президент Монголии – также выпускник этого вуза, – он сказал одну важную вещь, видимо, уловив настроение третьекурсников, с которыми в этот день встречался: «Когда вас родные и друзья начнут мучить вопросами «Ну и кем ты будешь, когда окончишь Литинститут?», отвечайте: «Кем буду – не знаю, но президентом стать могу!».
К 75-летию вуза его издательством были выпущены три тома «Воспоминаний о Литературном институте». Среди авторов – преподаватели и выпускники, в том числе Константин Симонов, Юлия Друнина, Юрий Кузнецов, Евгений Евтушенко, Руслан Киреев и многие-многие другие. Один из выпускников пишет, что на вопрос «Что дал вам Литинститут?» он отвечает: «Все дал. Только я по своей собственной вине – скажем, лени и еще каким-то причинам –взял не все, что он мне давал. А Литературный институт может дать все, что нужно начинающему литератору».
Пусть говорят: Литинститут сейчас совсем другой. Конечно, другой: изменились время, люди, преподаватели… Но атмосфера творчества никуда не уходит. К счастью, не все сегодняшние старшеклассники выбирают экономически востребованные и хорошо оплачиваемые профессии. Многие тянутся к творчеству – в частности, к литературному – и, как и много лет назад, грезят Литературным институтом имени А. М. Горького. Как же можно считать его неэффективным?
NB!
В настоящее время на лентах информационных агентств уже появились сообщения о том, что Литературный институт имени А. М. Горького и МАРХИ исключены из списка вузов с «признаками неэффективности». На нашем сайте читайте об этом здесь: http://www.ug.ru/news/6000.
Фото с ресурса – http://www.edu-inform.ru
Комментарии