search
main
0

Где начинается путь в профессию? Организация работы городских ресурсных центров в условиях введения новых стандартов

​Перспективы развития любой системы образования определяются двумя группами факторов – потребностями общества в изменении системы образования и возможностями самой системы образования, ее готовностью к изменениям. Сегодня в образовательной среде города Нефтекамска продолжается процесс формирования муниципальных ресурсных центров на базе образовательных организаций по различным направлениям деятельности.

Понятие «ресурсный центр» появилось недавно с внедрением в российскую науку и практику теории менеджмента, в том числе информационного менеджмента. Главным предназначением ресурсного центра должно быть совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками партнерства, например: переподготовка кадров, проведение диагностики и экспертизы деятельности, трансляция инноваций в практику, организация исследований и др. Таким образом, соблюдается принцип партнерства, то есть объединение ресурсов и совместное их использование.В городе Нефтекамске ресурсные центры (далее – РЦ) начали свою работу в 2007 году на основании решения Совета городского округа. Работа РЦ строилась в соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, Программой о введении профильного обучения на старшей ступени общего образования. Согласно городскому Положению ресурсный центр является структурным подразделением муниципальной общеобразовательной организации без образования юридического лица. Ресурсный центр – опорное учреждение системы общего образования, обладающее достаточным материальным и кадровым потенциалом.Первоначально РЦ должны были обеспечить учащихся качественными образовательными услугами по профилям обучения. Три инновационных учреждения и школа №10 ежегодно обучали дополнительно детей всего города по физико-математическому, гуманитарному, оборонно-массовому профилям и предметам регионального компонента. Ресурсные центры могут быть созданы на основе самых разных организационных структур, но наиболее естественно, с нашей точки зрения, создавать их на базе тех образовательных организаций, в которых имеется достаточный учебно-материальный и кадровый потенциал. Такими учреждениями стали МОБУ «Гимназия №1», МОАУ «Лицей №1», МОБУ «Башкирская гимназия», МОБУ СОШ №10.МОБУ «Башкирская гимназия» с 2011 по 2014 год является экспериментальной площадкой ИРО РБ «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе индивидуализации и дифференциации обучения». МОБУ СОШ №10 по итогам II Всероссийского образовательного форума «Школа будущего» стало лауреатом конкурса «100 лучших школ России». МОБУ «Гимназия №1» вошло в перечень 500 лучших образовательных организаций России по итогам 2012-2013 учебного года, заняло второе место в рейтинге «Топ-30 лучших школ Башкирии», стало победителем Республиканского форума «Электронная школа». МОАУ «Лицей №1» по итогам III Всероссийского образовательного форума «Школа будущего» стало лауреатом конкурса «100 лучших школ России», вошло в рейтинг «Топ-30 лучших школ Башкирии».Основной целью деятельности РЦ являлось создание единой образовательной сети учреждений, обеспечивающей потребности учащихся в получении качественных образовательных услуг по выбранным им профилям обучения, то есть фактически в ресурсных центрах велась подготовка детей к сдаче ЕГЭ.С 2014 года Положение о ресурсном центре было пересмотрено. Введены два основных направления: работа с одаренными детьми и профессиональное обучение. Важное условие реализации этих направлений – систематическое методическое сопровождение педагогов с применением сетевых, информационных и коммуникационных технологий. Основными документами, регламентирующими деятельность ресурсного центра, является Положение о ресурсном центре (далее – Положение) и договоры, заключаемые между общеобразовательными организациями, имеющими статус ресурсного центра, и общеобразовательными организациями, организациями высшего и профессионального образования, предприятиями и организациями по вопросам своей компетенции.Руководителем ресурсного центра является директор образовательной организации, на базе которой создан РЦ. Координационную роль деятельности ресурсных центров осуществляет управление образования, которое ежегодно предоставляет Совету городского округа отчет о деятельности и результативности работы. Для работы в РЦ привлекаются наиболее опытные учителя общеобразовательных учреждений. Структура и штатное расписание РЦ закреплены в Положении о РЦ. Финансирование РЦ осуществляется путем ежегодного выделения субвенций местным бюджетом в размере, необходимом для оплаты труда, приобретения учебных пособий, технических средств обучения. Помимо школьных учителей в РЦ преподают и приглашенные преподаватели вузов. Оплата работы преподавателей высших учебных заведений за проведение семинаров, курсов производится по договорам из расчета 28 часов в месяц. Для реализации основных задач работы РЦ ежегодно формируется план работы. Режим работы ресурсного центра определяется им самостоятельно по согласованию с МКУ УО. Все виды отношений между ресурсным центром и организациями высшего и профессионального образования, предприятиями и организациями носят договорный характер.Обучающиеся зачисляются в ресурсный центр приказом директора. На них распространяются действующие правила внутреннего распорядка.Успешное завершение дополнительного профессионального обучения подтверждается удостоверением или сертификатом образовательной организации. Профессиональное обучение в зависимости от его видов и форм предполагает реализацию по срокам, уровню и направленности образовательных программ.Целью деятельности городских ресурсных центров является обеспечение ресурсной поддержки образовательного процесса на уровне, отвечающем актуальным потребностям системы образования города и обеспечивающем достижение нового качества образования.Исходя из актуальных задач системы образования города, на настоящий момент сформировался следующий функционал городских ресурсных центров: 1. Ресурсный центр – опорное учреждение системы общего образования, обладающее достаточным материальным и кадровым потенциалом, осуществляющее обеспечение средствами обучения, подготовку одаренных детей на основе использования передовых педагогических технологий.2. Ресурсный центр – это форма сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций города с организациями высшего и профессионального образования, предприятиями и организациями по вопросам профессионального обучения старшеклассников.Для реализации первого направления работы ресурсных центров – подготовка и сопровождение одаренных детей – формируются сборные группы из победителей и призеров прошлого года, одаренных детей всех образовательных организаций города. Каждый РЦ работает по определенным предметным областям: МОАУ «Лицей №1» – математика, физика, информатика и ИКТ, география; МОБУ «Гимназии №1» – иностранный язык, обществознание, право, история; МОБУ СОШ №10 – экология, биология, химия; МОБУ «Башкирская гимназия» – экономика, русский язык, литература.Ежегодно ресурсными центрами проводится набор групп из учеников, представленных по установленной квоте всеми школами. Так, в 2014-2015 учебном году в ресурсных центрах занималось около 700 человек. Помимо штатных групп формируются сборные команды для подготовки к предметным олимпиадам из числа призеров и победителей прошлого учебного года. По итогам муниципального этапа ВОШ текущего года команды пополняются новыми призерами и победителями. На базе ресурсных центров организуются и проводятся учебно-тренировочные сборы по подготовке учащихся к региональному и заключительному этапу ВОШ силами педагогов ресурсных центров. Кроме того, штатное расписание и фонд оплаты труда позволяет заключать договоры с преподавателями вузов. Так, ряд курсов по подготовке к олимпиадам по математике, экономике, обществознанию проводится преподавателями Нефтекамского филиала БашГУ. Налажено тесное сотрудничество с преподавателями Бирского филиала БашГУ при подготовке к олимпиадам по русскому языку. В лабораториях данного вуза также проводятся практические и теоретические занятия по биологии и химии. Благодаря такой организации работа по направлению «Одаренные дети» показывает хорошие результаты. В 2014-2015 учебном году в ОО г. Нефтекамска проведены школьные олимпиады по 21 предмету в рамках Всероссийской олимпиады школьников, в которых приняли участие 5011 обучающихся 5-11-х классов. По итогам школьного этапа олимпиады 1334 обучающихся стали победителями и 3164 – призерами. В муниципальном этапе ВОШ приняли участие 1464 обучающихся 7-11-х классов, из которых 70 стали победителями и 378 – призерами. В региональном этапе ВОШ участвовали 117 обучающихся: два участника стали победителями и 32 – призерами олимпиады. На заключительный этап ВОШ были приглашены восемь обучающихся. Призерами по праву стали Каркитбаева Залия (обучающаяся 11-го класса МОБУ «Гимназия №1»), Ахматьяров Айдар (обучающийся 11-го класса МОАУ «Лицей №1»), Сирязев Вадим (обучающийся 10-го класса МОАУ «Лицей №1»), Искахова Дарья (обучающаяся 8-го класса МОБУ «Гимназия №1»); по географии – призер Усманова Элина (обучающаяся 11-го класса МОАУ «Лицей №1»). По итогам заключительного этапа олимпиады ГО г. Нефтекамск занимает третье место в Республике Башкортостан после Уфы и Стерлитамака. Второе направление в работе ресурсных центров – профессиональное обучение школьников. Среди обучающихся девятых классов был проведен опрос, который показал, что 67% девятиклассников школ города весьма смутно представляют содержание профессий, потребность в них, путь их освоения, возможности трудоустройства. А также 72% девятиклассников не определились, чем они будут заниматься после окончания школы. Следовательно, более половины обучающихся не знали, где им учиться после 9-го класса. Таким образом, была обозначена проблема – отсутствие у девятиклассников сформированных планов профессионального самоопределения или осознанного выбора профессии. Было принято решение организовать направление в работе ресурсных центров – профессиональное обучение школьников, которое было бы направлено на то, чтобы старшеклассник смог освоить азы той или иной специальности. Основной задачей в организации профессионального обучения явилась координация совместной работы администраций образовательных организаций, педагогической и родительской общественности в вопросах создания условий, способов для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. Таким образом и был запущен городской проект «Путь в профессию», ориентированный на формирование профессионального самоопределения обучающихся через освоение азов той или иной специальности. Отбор ребят на профессиональное обучение проводился на основе анкетирования. Со школьниками работали социальные педагоги и психологи. Выбор профессий довольно широк, большей частью это рабочие специальности, которые на рынке труда пользуются большим спросом. Желающих овладеть рабочей специальностью, получить профессиональные навыки оказалось на удивление много. Набралось восемь групп по специальностям: «автомеханик», «инженер по кадрам», «электромонтер», «повар-кондитер», «мастер сухого строительства», «художник по костюмам», «водитель автомобильных транспортных средств», «журналистика и пиар». Занятия вели преподаватели машиностроительного колледжа, нефтяного колледжа, многопрофильных профессиональных колледжей. В рабочих программах были запланированы не только занятия теоретического плана, но и лабораторные и практические занятия. Практиковались ребята в мастерских средних профессиональных учреждений. Направление пиар-рекламы было расширено, и в программу были внесены занятия по журналистике и овладению навыками монтажа видеоматериалов. Для этого были приглашены представители городской телевизионной компании «Уфанет». На базе Центра творчества детей и юношества в мастерской детской телестудии ребята анализировали свои работы и учились озвучивать свои репортажи. Для прохождения производственной практики руководители ресурсных центров заключили договоры с предприятиями города. Также в программу профессионального обучения вошли занятия психолога по формированию профессионального самоопределения учащихся. Анализ первичных и итоговых диагностик позволил сделать вывод, что дети получили знания о правилах, ошибках, которые можно допустить при выборе профессии, определились с собственными склонностями к тому или иному направлению, предпочитаемыми интересами, представлениями об индивидуальных особенностях, которые могли бы повлиять на выбор дальнейшей профессии. На занятиях ребята учились составлять резюме, проходить собеседование, узнали об уровнях образования, требованиях современного рынка труда. По окончании обучения 158 обучающихся 8-11-х классов школ города получили сертификаты, свидетельствующие об успешном прохождении программного материала по профессиональному обучению. Заключительной точкой проекта было проведение ярмарки «Путь в профессию» с приглашением почетного гостя – министра труда и социальной защиты Республики Башкортостан Л.Х.Ивановой. Ярмарка проходила в форме демонстрации профессионального мастерства, ребята показали, чему научились за время обучения, какими навыками и умениями овладели. На ярмарке были награждены победители городского конкурса профессионального мастерства по реализуемым направлениям, участники мероприятия получили изданные ресурсными центрами рекламные буклеты о профессии.Помимо реализации проекта Управление образования города Нефтекамска реализует «дорожную карту» по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и молодых граждан в Республике Башкортостан на 2013-2015 годы. В общеобразовательных организациях разработан и реализуется план мероприятий по развитию профессиональной ориентации учащихся, оказанию профориентационного сопровождения учащихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Школьные психологи консультируют по вопросам профпросвещения, профдиагностики классных руководителей, обучающихся, родителей. В течение года проводят анкетирование обучающихся 9-11-х классов с целью выявления их отношения к выбору профиля, профессии. На сайтах образовательных организаций размещены рекомендации по выбору профессий, особенностям той или иной профессии, даются разъяснения о том, какие ошибки может допустить выпускник при выборе профессиональной деятельности.Социально-психологическая служба совместно с классными руководителями организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях города – педагогического, нефтяного, машиностроительного колледжей, нефтекамских филиалов Башкирского государственного университета и Уфимского авиационного технического университета. Представители же вузов из Республики Удмуртия, Татарстана, Пермского края, территориально близко находящихся с Нефтекамском, совместно с управлением образования организуют встречи с выпускниками 11-х классов, проводят презентации об учреждениях на общешкольных родительских собраниях.Также ведется тесное сотрудничество по профориентации с предприятиями города. Совместные акции «День работодателя», «Визит на предприятие» или «Профессии моего города» позволяют ребятам не только ознакомиться с градообразующими предприятиями, но и своими глазами увидеть новейшее оборудование, современные технологии, познакомиться с работниками предприятия и мастерами своего дела. Так, ребята нашего города в течение учебного года и во время летних каникул, находясь в пришкольных лагерях, посетили «Нефтекамскгаз», филиал ОАО «Газсервис», открытое акционерное общество «Нефтекамский хлебокомбинат», муниципальное унитарное предприятие «Нефтекамскстройзаказчик», производственное отделение «Нефтекамские электрические сети», Амзинский лесокомбинат, промышленное, производственное и перерабатывающее предприятие ООО «Белкамнефть» и многие другие.В образовательных учреждениях ребята с удовольствием принимают участие в таких традиционных мероприятиях, как «День самоуправления», конкурс сочинений «Профессии нашей семьи», «Кем я хочу быть», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Древо моей семьи», в различных предметных олимпиадах: Международной олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания им.А.Ф.Можайского, всероссийских «Молодежных предметных чемпионатах», «Информашка», «Инфоумники», «КРИТ», Республиканской олимпиаде школьников на Кубок им. Ю.А.Гагарина и других.В дальнейшем управление образования планирует продолжить проект «Путь в профессию» и создать в школах города лабораторный комплекс с содержанием демонстрационных стендов по ряду профессиональных областей – электротехника, радиотехника, столярное и слесарное дело, швейное дело, –  ориентированный на технологическую линию работы с учащимися. Конечно, на начальном этапе предполагается реализовать этот проект в пилотной школе, где в оснащенной мастерской будет использоваться оборудование для получения базовых профессиональных навыков, одновременно востребованных и в быту. В городе Нефтекамске уделяется большое внимание работе с детьми с особыми образовательными потребностями, причем эта работа выстроена на всех уровнях обучения. Поэтому в перспективе – создание программы по трудовому обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, РЦ является важной составляющей методической службы города. И опыт работы РЦ в России показывает, что такая форма организации может стать центром методической работы в муниципалитете.Виктория ЗАМАРАЕВА, ведущий специалист МКУ УО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте