search
main
0

Где готовят учителей-универсалов?

За последние годы содержание курсов повышения квалификации у нас очень сильно обновилось. Внутри каждой предметной области мы обязательно разрабатываем метапредметные компетенции, которые учитель должен сформировать у учеников. Но сделать это он может лишь в том случае, если сам будет владеть ими.

Метапредметность ни в коем случае не подменяет и не заменяет собой межпредметность, которая присутствует практически во всех программах. Например, при изучении русского языка и литературы не избежать вопросов, напрямую связанных с предметной областью «искусство». Ведь когда мы учитываем региональную специфику, невозможно обойтись без знания культуры и религии народов, населяющих нашу страну. Поэтому для филологов мы обязательно даем модуль «Культура народов Алтая». А по сути это классические межпредметные связи основной дисциплины с МХК, историей, музыкой, изобразительным искусством, ОРКСЭ, технологией и так далее. Программы для учителей естественно-научного цикла имеют инвариантный блок, который связан с межпредметностью, а вариатив учитывает специфику каждой конкретной дисциплины. Поэтому у нас в одной группе могут учиться учителя биологии, физики, химии и географии – каждый берет из этого курса что-то свое. Напомню, что у нас сегодня в крае четыре из пяти школ – сельские малокомплектные, где учителя вынуждены вести по несколько предметов. Решить проблему прочного усвоения материала невозможно без межпредметных подходов. В соответствии с требованиями законодательства каждый педагог должен пройти профессиональную переподготовку по тем предметам, которые он ведет. Очень сложно, когда в классе сидит несколько учеников разного возраста и им нужно одновременно давать разный по содержанию материал на разных уровнях. В этой ситуации учителя выручает умение проводить параллели между способами изучения разных дисциплин, между разными блоками содержания материалов. Периодически в обществе возникают идеи начать готовить в педвузах неких многостаночников, имеющих в дипломе сразу несколько специальностей. На наш взгляд, учитель-универсал вовсе не обязан быть таковым изначально, но он должен им стать, если помочь ему пройти подготовку в институте повышения квалификации по отдельной программе. К тому же хочу напомнить, что учитель пять лет изучает не только свой предмет, но и множество других. Это очень важно, ибо позволяет создать целостную картину мира, отработать целый комплекс метапредметных компетенций. А уже если он овладел ими, на этом фундаменте построить новые «здания» по другим предметам будет гораздо легче. Но если учитель соответствует требованиям профстандарта «Педагог», он владеет некой универсальной компетентностью. Общие принципы, нормы и правила, необходимые педагогу любой специальности, он изучает вместе со своим предметом и отрабатывает их на этом же предмете. Если эти компетенции у него уже созданы, ему будет гораздо легче освоить что-то другое, и времени на это потребуется гораздо меньше, не пять лет, а несколько месяцев.

Татьяна КУЛАКОВА, проректор по научно-методической и инновационной работе АКИПКРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте