«Кто учился на курсах по телевизору – тому и диплом по телевизору покажут», – шутили в девяностые, намекая на низкое качество и бессмысленность подобных затей. «Не смешно», – ответит любой современный человек, окончивший хотя бы один курс на Coursera или EdX, – знания там даются статусными университетами, учиться на некоторых курсах очень сложно, а еще нужно быть очень дисциплинированным человеком, для того чтобы сдавать вовремя все задания. И да, диплом действительно в большинстве случаев «по телевизору покажут», то есть пришлют по электронной почте. И какой же в этом смысл? А вот какой.
Недавно я встречалась с другом, высококлассным программистом, который переехал из Москвы в Амстердам и занимается разработкой для известного сервиса бронирования гостиниц Booking.com. Он рассказал, что на собеседованиях они обращают особое внимание именно на курсы, пройденные в Интернете. При этом им совершенно не важно, какое базовое образование получил кандидат и сколько ему лет – вопрос про возраст, кстати, вообще задавать запрещено, в анкете кандидатов он не указывается. Поэтому, говорит он, часто после двадцати лет трудового стажа в одной профессии человек решает или сменить специализацию полностью или освоить какой-либо из новых языков программирования. Он проходит курс и получает прекрасное новое место работы, даже несмотря на то что у него нет «классического» диплома, а есть только сертификат. Скажу больше: пока вокруг идут споры о плюсах и минусах онлайн-обучения, оно завоевывает все большую аудиторию. Им охвачены многие из нас, даже если не каждый это так называет, – многие образовательные сервисы работают в жанре edutainment и больше похожи на увлекательную игру с набором баллов и погоней за местом в рейтинге или на развлечение, например мой любимый сервис просмотра сериалов в оригинале с субтитрами, к которым надстроен словарь и новые слова сохраняются в личный глоссарий. Очередная серия «Игры престолов» или «Карточного домика» становится не развлечением, на которое стыдно потратить время, а настоящим уроком по английскому языку. Но, и здесь я соглашусь с коллегой – автором статьи «Правда и ложь о цифровом образовании» (см. стр. 10-11), проблемы существуют. Во-первых, в России действительно только самые продвинутые организации обратят внимание на полученные сертификаты. К счастью, многие навыки подтверждаются не сертификатами, а действиями. Если вы знаете английский язык, совершенно не важно, как и где вы его выучили.Во-вторых, пока не начато обучение, зачастую невозможно предсказать, будет ли курс по-настоящему интересным. Пару раз я наталкивалась на курсы с интригующими названиями и описанием, «начинка» которых была плачевна: скучная лекция длиной в сорок минут, никаких интересных дополнительных материалов. Понятно, что слушатели не будут проходить такой курс до конца. Сервисы стараются следить за качеством курсов, вводят систему рейтингов, но иногда и это не помогает.В-третьих, массовость и популярность не всегда полезны. Есть известная история о том, как одна онлайн-школа дизайна и иллюстрации объявила открытый бесплатный курс по рисунку и на него записалось более двадцати тысяч человек – примерно столько людей, включая младенцев и стариков, жило в городе, где я выросла. Специфика отрасли такова, что преподавателю нужно внимательно проверять наброски каждого учащегося и давать персональные комментарии, и даже страшно представить, сколько времени займет этот труд. Естественно, тут же начались недовольства слушателей тем, что их задания не успевают проверять вовремя. Недовольства эти высказывались публично, и имидж школы сильно пострадал. Ну и последнее – многие из нас даже во взрослом возрасте не отличаются особенной дисциплинированностью, так что часто покупка какого-либо курса заканчивается болезненными укорами совести: деньги потрачены, а курс окончить не хватило сил, времени или мотивации. Впрочем, лично я, как активный пользователь подобных сервисов, настроена оптимистично: с первыми тремя пунктами справятся время и система оценки качества, а последнее – хороший курс может стать как раз тем мотиватором, который заставит четко выстроить график дня, чтобы в нем хватало времени и на онлайн-обучение. В конце концов управление временем и вниманием сейчас одно из самых ценных качеств. Какие же бывают курсы, онлайн-школы и лектории? Приведу примеры нескольких крупных и нескольких интересных «нишевых» проектов.ЯКлассЯКласс – образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. ЯКласс помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажер по школьной программе. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей. В основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания Genexis – тем самым проблема списывания решена раз и навсегда.www.yaklass.ruИнтернет-урокОбразовательный портал Интернет-урок – это коллекция уроков по основным предметам школьной программы, постоянно пополняемая и свободная от рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажеров. Одно из направлений – подготовка к ЕГЭ. Помимо библиотеки видеоуроков в состав проекта входит «Домашняя школа» – «онлайн-школа, образовательный процесс в которой построен на библиотеке», экосистема с расписанием, журналом, видеоуроками, тестами, тренажерами, онлайн-занятиями, оценками. www.interneturok.ruФоксфордФоксфорд – онлайн-школа для учеников 3-11-х классов, учителей и родителей. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профпереподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и развитии детей. Проект входит в состав «Нетология-групп» и является резидентом «Сколково».www.foxford.ruМаксимумКомпания специализируется на подготовке к прохождению международных и российских стандартизированных тестов, включая ЕГЭ. Сотрудничает с вузами и школами, располагает государственной лицензией. Создает свой контент, при необходимости с привлечением экспертов. Имеет семь учебных центров в российских городах (два из них запущены по партнерской модели), комбинирует онлайн- и офлайн-форматы обучения.www.maximumtest.ruЭкзамерЭкзамер – персональный онлайн-тренажер для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Экзамер составляет для каждого свой уникальный план подготовки к ЕГЭ, учитывая индивидуальные особенности. www.examer.ruОблако знанийУниверсальная образовательная платформа для учащихся школ, лицеев, гимназий, их преподавателей и репетиторов. Интерактивные тренажеры по различным предметам, разработанные в рамках проекта, предоставляют пользователям образовательный контент по тематике школьной программы.www.imumk.ruCourserаПатриарх онлайн-обучения. На сайте Coursera – пять миллионов студентов и 107 учебных заведениях, включая Принстонский и Йельский университеты. Часть университетов имеют «авторизованные» курсы – это значит, что, успешно пройдя курс, ты получаешь сертификат этого университета. Оказаться на Coursera считается почетно для любого учебного заведения мира, это своеобразный показатель продвинутости и современности.www.coursera.orgOnline.Edu.RuПроект «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации» работает как агрегатор российских онлайн-курсов и образовательных платформ («Лекториум», «Универсариум», «Открытое образование», «Открытый Политех» и другие). Результаты онлайн-курсов и полученные слушателем подтвержденные сертификаты хранятся вместе, что удобно. Порой именно на этом ресурсе можно найти что-то узкоспециальное и не тратить время на поиски по всем платформам и сервисам отдельно. www.Online.Edu.RuEdXЕще одна крупнейшая мировая площадка, предоставляющая доступ к курсам ведущих мировых университетов. Открыта Harvard University и MIT в 2012 году. Базовое образование бесплатно, есть курсы, которые проходятся в свободном режиме, без дедлайнов сдачи работ. Есть свои сертификаты трех разных уровней. Сертификаты признаются работодателями (как минимум в той сфере, в которой пройден курс). www.edx.comArzamas Образовательный проект стартовал с короткими (20 минут) бесплатными образовательными видеолекциями, которые сопровождались дополнительными материалами – фотоподборками, небольшими текстами. Основной упор на гуманитарные науки – литературу, историю, искусство, антропологию, философию. Сейчас в партнерстве с несколькими вузами Arzamas запустил онлайн-университет.www.arzamas.academyCodabra Школа программирования только для тех, кому от 6 до 17. Гениальна пониманием аудитории, тут, например, можно учиться программировать под Майнкрафт и создавать мобильные приложения. http://codabra.org/Lingua LeoИгрофицированный и очень увлекательный сервис для изучения английского языка с любого уровня, для определения которого сервис предлагает пройти тест. Ты можешь устанавливать разные цели изучения (например, высокий балл на ГИА или IELTS), в зависимости от которых сервис будет подбирать задания. Обучение похоже на игру: тебе дают миссии, в которых ты прокачиваешь навыки. Все задания современные: тесты, отрывки из песен и фильмов, а сейчас более 10000 человек проходят программу «Тотальный футбол», где учат специальные слова и термины.https://lingualeo.comКalacheva School и Bang Bang EducationДве онлайн-школы, обучающие рисунку, живописи, скетчингу, дизайну, шрифтам и прочим художественным премудростям. Первая выросла из онлайн-формата: популярность занятия была так велика, что по просьбе участников сделали еще и обычные, очные, курсы.https://kalachevaschool.ru/https://bangbangeducation.ruОнлайн-школа городских предпринимателей «Вектор»Онлайн-школа городских предпринимателей была организована институтом «Стрелка» для «тех, кто хочет менять среду вокруг», в момент бума на создание общественных городских пространств и малых бизнесов, ориентированных на креативную интеллигенцию. Среди курсов: как организовать фестиваль или городское сообщество, создать спортивный проект, открыть хостел или заработать деньги на экскурсиях по городу.http://strelka.com/fr/vectorНаталья СКВОРЦОВА,управление по связям с общественностью МГПУ
Комментарии