search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО
0

Гарри БАРДИН: России нужна самобытная мультипликация

«Летучий корабль», «Приключения Хомы», «Пиф-паф, ой-ой-ой!» – все это любимые мультфильмы нашего детства, созданные Гарри Бардиным. А еще прибавьте к этому «Конфликт» с войной спичек, «Брак» из веревок, «Выкрутасы» из проволоки, пластилинового «Серого Волка энд Красную Шапочку», кукольную «Чучу», антиутопию «Гадкий утенок», и получите портрет аниматора с лица необщим выраженьем и сатирическим взглядом на мир. За пятнадцать лет работы на «Союзмультфильме» и 22 года в самостоятельном плавании Гарри Яковлевич создал множество анимационных картин, отмеченных призами и наградами в России и за рубежом. В его копилке четыре «Ники», премия «Триумф» и «Золотая пальмовая ветвь» за короткометражный фильм Каннского кинофестиваля. Однако новые проекты Бардину удается пробивать с большим трудом. В августе этого года вокруг его новой ленты «Три мелодии» разразился скандал, когда Минкульт оштрафовал 72-летнего режиссера, в связи с болезнью задержавшего срок сдачи мультфильма. Тогда аниматора поддержали зрители, перечислив деньги на завершение картины и оплату штрафа. Подробнее о новом проекте и о современном состоянии российской анимации знаменитый режиссер рассказал читателям «Учительской газеты».

– Гарри Яковлевич, как обстоят дела с вашим новым проектом «Три мелодии»?- «Три мелодии» – это три притчи на музыку Сен-Санса, Массне и Армстронга, которые длятся 23 минуты. Министерство культуры выделило нам примерно 70% от бюджета, а я, как продюсер, должен был найти еще 30%. И два года, пока делается фильм, я занимался тем, что искал деньги. Обращение к спонсорам не дало никакого результата. На встрече с Путиным я сказал о том, что у нас пробуксовывает закон о меценатстве. Владимир Владимирович ответил, что стоит только принять соответствующий закон – и начнутся такие откаты, что мало не покажется. Но я уверен, что есть и порядочные, невороватые люди. К сожалению, в друзьях у меня олигархов нет, поэтому собрать нужную сумму сразу не получилось.И тогда мой молодой приятель Андрей Русанов предложил собрать с миру по нитке. Я записал обращение, подписал соглашение с сервисом коллективного финансирования «Planeta.ru», и он стал собирать эти деньги. Тут все прозрачно: я включаю Интернет, захожу на свою страницу на «Planeta.ru» и вижу, как эти деньги поступают. Таким образом была собрана необходимая сумма – более двух миллионов рублей. Я уже поблагодарил всех откликнувшихся на мое обращение. Еще раз огромное спасибо, постараюсь не обмануть ваших ожиданий и представить достойный фильм. Правда, увидеть его в прокате вряд ли получится. «Три мелодии» будут включены в состав моих фильмов на DVD, возможно, удастся показать их на телеканале «Культура».- К сожалению, отечественная мультипликация не окупает себя…- Да, потому что у нас прокат не выстроен. Могу рассказать на примере «Гадкого утенка»: я надеялся, что в прокате он себя окупит и тогда я смогу достойно заплатить моим коллегам по студии. Но из нескольких компаний только одна согласилась прокатывать. Где они прокатывали и как – неизвестно. Потом мне прислали рапортичку, которая гласила: было шесть зрителей! А там был полный зал, потому что у меня есть люди, которые это отслеживают. За прокат они перевели очень маленькую сумму, но мои настойчивые звонки директору не увенчались успехом. Впоследствии оказалось, что эту компанию переоформили в другую фирму. Вот такой бандитский стереотип поведения: нет ни фирмы, ни 117 копий фильма, ни денег. И хотя я не ностальгирую по советским временам, но было что-то полезное в той жизни. Тогда были специализированные кинотеатры: Малый зал КЗ «Россия», «Баррикады», «Орленок». Там шли сборные программы короткометражных мультфильмов из Армении, Эстонии, Украины, России и т. д. Днем были программы для малышей и подростков, а вечером для взрослых, и залы не пустовали. Сейчас стало возможным прокатывать только полнометражные ленты, хотя и с ними не все гладко.К примеру, «Гадкий утенок» не просто очередной развлекательный мультик: он участвовал в семидесяти международных фестивалях и на многих брал не просто призы, а Гран-при. Но мне прокатчики как-то сказали: искусствочком занимаетесь, а нам бы чего попроще. У нас много говорят о патриотизме, а на деле прокатчики – это патриоты своего кармана.- Каким образом сейчас отбираются анимационные проекты на государственном уровне?- Появилась тенденция, которая меня настораживает. В советские времена была цензура: указывались ошибки, что-то дорабатывалось, но никогда не заказывалась тема. Была генерация сценаристов, знающих специфику профессии. Были и графоманы, которые приносили свои иногда талантливые сценарии, редакторы «Союзмультфильма» сортировали все это. Прошло время. Я был в экспертном жюри Министерства культуры и участвовал в отборе проектов. Потом, не объяснив мне ничего, меня вывели из состава экспертного жюри. Я оказался неугоден, потому что нелицеприятно высказывался по поводу принципа отбора. Сейчас сверху спускаются желаемые темы мультфильмов: военно-патриотическая, православная, гордость за свою историю и прочее. Как применить военно-патриотическую тематику к взаимоотношениям белочки и зайчика? Ну, может быть, если зайчика призовут в армию, а белочка будет страдать. Это казалось мне жуткой глупостью, и я говорил, что все это не имеет отношения к мультипликации. Но пока все осталось на том же уровне.- Вы уже упомянули, что в числе других известных мультипликаторов общались с Владимиром Путиным. О чем вы с ним говорили, кроме проблемы меценатства?- Язвы остались те же, что и были. Как говорится, терпели-терпели и написали письмо. Я под этим письмом не подписывался, не из-за гордыни, а потому что мне казалось глупой затеей – жаловаться премьер-министру на плохие дела, за которые он же и отвечает. На мой взгляд, это значит уподобиться унтер-офицерской вдове, которая сама себя сечет. Но потом, когда Путин прочел это письмо и пожелал нас всех увидеть, я пришел и участвовал в беседе. Мы обсудили все наши проблемы в мультипликации, и Владимир Владимирович торжественно достал из кармана пиджака бумагу, в которой были прописаны пятьсот миллионов рублей на латание этих дыр. Я считаю, что на мультипликацию должно быть обращено государственное внимание: не с точки зрения постановки мультфильмов на поток, а на качество материала.Первое, что видит ребенок, – цвет, изображение, музыка, движение – это должно быть качественно, если мы заботимся о наших детях. Средний уровень советских мультфильмов был выше среднего уровня российских. Потому что была школа: каждые два года набирались курсы мультипликаторов, и, хотя учились на коленке, делали большие проекты. Потом это ушло в песок. Уровень творческого продукта определяется не пиками. Пики всегда будут, потому что Россия богата талантами. Но чтобы общий средний уровень держать высоким, нужна серьезная школа. Я об этом говорил Владимиру Владимировичу: нужна академия, которая вместит в себя полигон для молодых, подготовку к большим проектам. Свою идею власти я озвучил, решение за ней.- Роль государства, наверное, не должна ограничиваться только финансированием. Каким еще способом оно могло бы способствовать развитию отечественной мультипликации?- Оно должно показать свою заинтересованность этой сферой культуры. Обратит свой взор государство – подтянутся и другие ответственные за продвижение отечественной анимации. Государство же тем временем оказало нам медвежью услугу: закон о средствах массовой информации запретил прерывать мультипликацию рекламой, и мы стали костью в горле федеральным каналам. Они обязаны показывать мультфильмы, но ставят их в пять-шесть утра, для галочки. Берут их с большой неохотой, а мои мультфильмы в основном показывают на канале «Культура». А сами понимаете, это копейки…- Министерство культуры составило список 100 фильмов, предусмотренных для показа на внеклассных занятиях в школах. Потом появился список из 50 мультфильмов для начальной школы. Как вы относитесь к этим инициативам?- Бывший министр культуры России Александр Авдеев рассказал мне предысторию этой инициативы. Когда-то он встречался с министром культуры Польши, с которым они обсудили инициативу польской стороны составить список пятидесяти лучших польских фильмов и пятидесяти шедевров мирового кино. Хорошее польское начинание Авдееву понравилось, и он поделился этой идеей с Никитой Михалковым. Вскоре Никита Сергеевич заявил, что ему пришла в голову идея о списке ста лучших фильмов. И был составлен список шедевров российского кинематографа, где последний фильм был датирован 2003 годом. Как вы думаете, чей это фильм? Правильно, Михалкова. Авдеев видел этот список совсем по-другому – не идеологизированным. Это должно было быть не оправданием черных пятен нашей истории, а честным списком шедевров, но этого не произошло.Потом мне звонили из Думы и сказали, что они составили список из 50 мультфильмов. Мне стало интересно, на чем они основывались. Депутаты говорят: на своих детских воспоминаниях. Но какое у них было детство и связанные с ним воспоминания, я не знаю. Звонили из парламента и Эдуарду Назарову. А потом в прессе появилось сообщение – Назаров и Бардин одобрили инициативу. Все это дилетантство, потому что отбирать материал должны эксперты.- Если говорить о формировании хорошего вкуса, какие мультфильмы вы бы внесли в список 100 лучших фильмов?- Я часто захожу в Интернет и вижу, как молодые люди обмениваются впечатлениями: «я от этого тащусь», «а это такая ржака»… Я против того, чтобы мультфильм был только «ржакой»: после просмотра мультфильма, как и любого другого фильма, должно оставаться послевкусие. Анимационный фильм – одна из форм искусства. А искусство формирует наш вкус, сознание, личность. Не зря Ватикан когда-то покупал советские мультфильмы – они отличались нравственностью и моралью. Сейчас продюсеры, зная, что тинейджеры уже подсели на американское или японское аниме, требуют от отечественных режиссеров повторов их успеха, но в нашем российском кинематографе. Молодые идут навстречу продюсерам: надо же чем-то кормить семью. Это я старый уже, и меня так просто не сломать. А они делают сколок от американской мультипликации в угоду продюсеру, который должен этот продукт продать. Итог такой: отечественная мультипликация теряет свое лицо и становится а-ля… американской или какой-то другой.Но у нас у самих есть очень плотный культурный фундамент, на котором можно много своего построить. Мы можем дать фору любой стране – нам есть на чем базироваться. Я за то, чтобы наша мультипликация искала свои пути. Так, как это было вначале, когда бывший директор «Союздетфильма» привез из Америки методологию Уолта Диснея. Сначала советские мультфильмы делали по этому образу и подобию, а потом ушли от Диснея в свое направление. Лев Атаманов и Иван Иванов-Вано создали тогда совершенно особую мультипликацию, которая брала вершины мирового мультипликационного олимпа. Она привлекла внимание профессионалов и зрителей именно тогда, когда стала ни на кого не похожей. В 1990-е годы наступил период безвременья. Сейчас анимационное кино стало выходить из этого периода, но пока, к сожалению, на продюсировании а-ля чего-то.А в список я бы включил такие мультфильмы: «Жил-был пес», «Ежик в тумане», «Журавль и цапля», трилогия про Винни Пуха и «Остров» Хитрука, «Каникулы Бонифация», «Умка», «Варежка», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Золотая антилопа», «Снежная королева» и т. д. Это вечные темы, лишенные политизированности, и они останутся навсегда.- Расскажите о планах. Намечается ли параллельно с «Тремя мелодиями» какой-нибудь новый проект?- Параллельно родить невозможно. Вся студия работает на один проект. Но, конечно, что-то должно маячить впереди, иначе мне было бы не по себе. Мне нравится ощущение, когда ты еще здесь, но уже там. У меня есть одна потрясающая музыкальная тема – Бетховен. Я три месяца мучился и придумал тему. Могу сказать одно – задумка неординарная. Когда я знаю, что буду делать дальше, у меня вырастают крылья, но неприятно, что впереди видишь не только муки творчества, но и собирания денег.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте