search
main
0

Гарри БАРДИН: России нужна самобытная мультипликация

«Летучий корабль», «Приключения Хомы», «Пиф-паф, ой-ой-ой!» – все это любимые мультфильмы нашего детства, созданные Гарри Бардиным. А еще прибавьте к этому «Конфликт» с войной спичек, «Брак» из веревок, «Выкрутасы» из проволоки, пластилинового «Серого Волка энд Красную Шапочку», кукольную «Чучу», антиутопию «Гадкий утенок», и получите портрет аниматора с лица необщим выраженьем и сатирическим взглядом на мир. За пятнадцать лет работы на «Союзмультфильме» и 22 года в самостоятельном плавании Гарри Яковлевич создал множество анимационных картин, отмеченных призами и наградами в России и за рубежом. В его копилке четыре «Ники», премия «Триумф» и «Золотая пальмовая ветвь» за короткометражный фильм Каннского кинофестиваля. Однако новые проекты Бардину удается пробивать с большим трудом. В августе этого года вокруг его новой ленты «Три мелодии» разразился скандал, когда Минкульт оштрафовал 72-летнего режиссера, в связи с болезнью задержавшего срок сдачи мультфильма. Тогда аниматора поддержали зрители, перечислив деньги на завершение картины и оплату штрафа. Подробнее о новом проекте и о современном состоянии российской анимации знаменитый режиссер рассказал читателям «Учительской газеты».

– Гарри Яковлевич, как обстоят дела с вашим новым проектом «Три мелодии»?- «Три мелодии» – это три притчи на музыку Сен-Санса, Массне и Армстронга, которые длятся 23 минуты. Министерство культуры выделило нам примерно 70% от бюджета, а я, как продюсер, должен был найти еще 30%. И два года, пока делается фильм, я занимался тем, что искал деньги. Обращение к спонсорам не дало никакого результата. На встрече с Путиным я сказал о том, что у нас пробуксовывает закон о меценатстве. Владимир Владимирович ответил, что стоит только принять соответствующий закон – и начнутся такие откаты, что мало не покажется. Но я уверен, что есть и порядочные, невороватые люди. К сожалению, в друзьях у меня олигархов нет, поэтому собрать нужную сумму сразу не получилось.И тогда мой молодой приятель Андрей Русанов предложил собрать с миру по нитке. Я записал обращение, подписал соглашение с сервисом коллективного финансирования «Planeta.ru», и он стал собирать эти деньги. Тут все прозрачно: я включаю Интернет, захожу на свою страницу на «Planeta.ru» и вижу, как эти деньги поступают. Таким образом была собрана необходимая сумма – более двух миллионов рублей. Я уже поблагодарил всех откликнувшихся на мое обращение. Еще раз огромное спасибо, постараюсь не обмануть ваших ожиданий и представить достойный фильм. Правда, увидеть его в прокате вряд ли получится. «Три мелодии» будут включены в состав моих фильмов на DVD, возможно, удастся показать их на телеканале «Культура».- К сожалению, отечественная мультипликация не окупает себя…- Да, потому что у нас прокат не выстроен. Могу рассказать на примере «Гадкого утенка»: я надеялся, что в прокате он себя окупит и тогда я смогу достойно заплатить моим коллегам по студии. Но из нескольких компаний только одна согласилась прокатывать. Где они прокатывали и как – неизвестно. Потом мне прислали рапортичку, которая гласила: было шесть зрителей! А там был полный зал, потому что у меня есть люди, которые это отслеживают. За прокат они перевели очень маленькую сумму, но мои настойчивые звонки директору не увенчались успехом. Впоследствии оказалось, что эту компанию переоформили в другую фирму. Вот такой бандитский стереотип поведения: нет ни фирмы, ни 117 копий фильма, ни денег. И хотя я не ностальгирую по советским временам, но было что-то полезное в той жизни. Тогда были специализированные кинотеатры: Малый зал КЗ «Россия», «Баррикады», «Орленок». Там шли сборные программы короткометражных мультфильмов из Армении, Эстонии, Украины, России и т. д. Днем были программы для малышей и подростков, а вечером для взрослых, и залы не пустовали. Сейчас стало возможным прокатывать только полнометражные ленты, хотя и с ними не все гладко.К примеру, «Гадкий утенок» не просто очередной развлекательный мультик: он участвовал в семидесяти международных фестивалях и на многих брал не просто призы, а Гран-при. Но мне прокатчики как-то сказали: искусствочком занимаетесь, а нам бы чего попроще. У нас много говорят о патриотизме, а на деле прокатчики – это патриоты своего кармана.- Каким образом сейчас отбираются анимационные проекты на государственном уровне?- Появилась тенденция, которая меня настораживает. В советские времена была цензура: указывались ошибки, что-то дорабатывалось, но никогда не заказывалась тема. Была генерация сценаристов, знающих специфику профессии. Были и графоманы, которые приносили свои иногда талантливые сценарии, редакторы «Союзмультфильма» сортировали все это. Прошло время. Я был в экспертном жюри Министерства культуры и участвовал в отборе проектов. Потом, не объяснив мне ничего, меня вывели из состава экспертного жюри. Я оказался неугоден, потому что нелицеприятно высказывался по поводу принципа отбора. Сейчас сверху спускаются желаемые темы мультфильмов: военно-патриотическая, православная, гордость за свою историю и прочее. Как применить военно-патриотическую тематику к взаимоотношениям белочки и зайчика? Ну, может быть, если зайчика призовут в армию, а белочка будет страдать. Это казалось мне жуткой глупостью, и я говорил, что все это не имеет отношения к мультипликации. Но пока все осталось на том же уровне.- Вы уже упомянули, что в числе других известных мультипликаторов общались с Владимиром Путиным. О чем вы с ним говорили, кроме проблемы меценатства?- Язвы остались те же, что и были. Как говорится, терпели-терпели и написали письмо. Я под этим письмом не подписывался, не из-за гордыни, а потому что мне казалось глупой затеей – жаловаться премьер-министру на плохие дела, за которые он же и отвечает. На мой взгляд, это значит уподобиться унтер-офицерской вдове, которая сама себя сечет. Но потом, когда Путин прочел это письмо и пожелал нас всех увидеть, я пришел и участвовал в беседе. Мы обсудили все наши проблемы в мультипликации, и Владимир Владимирович торжественно достал из кармана пиджака бумагу, в которой были прописаны пятьсот миллионов рублей на латание этих дыр. Я считаю, что на мультипликацию должно быть обращено государственное внимание: не с точки зрения постановки мультфильмов на поток, а на качество материала.Первое, что видит ребенок, – цвет, изображение, музыка, движение – это должно быть качественно, если мы заботимся о наших детях. Средний уровень советских мультфильмов был выше среднего уровня российских. Потому что была школа: каждые два года набирались курсы мультипликаторов, и, хотя учились на коленке, делали большие проекты. Потом это ушло в песок. Уровень творческого продукта определяется не пиками. Пики всегда будут, потому что Россия богата талантами. Но чтобы общий средний уровень держать высоким, нужна серьезная школа. Я об этом говорил Владимиру Владимировичу: нужна академия, которая вместит в себя полигон для молодых, подготовку к большим проектам. Свою идею власти я озвучил, решение за ней.- Роль государства, наверное, не должна ограничиваться только финансированием. Каким еще способом оно могло бы способствовать развитию отечественной мультипликации?- Оно должно показать свою заинтересованность этой сферой культуры. Обратит свой взор государство – подтянутся и другие ответственные за продвижение отечественной анимации. Государство же тем временем оказало нам медвежью услугу: закон о средствах массовой информации запретил прерывать мультипликацию рекламой, и мы стали костью в горле федеральным каналам. Они обязаны показывать мультфильмы, но ставят их в пять-шесть утра, для галочки. Берут их с большой неохотой, а мои мультфильмы в основном показывают на канале «Культура». А сами понимаете, это копейки…- Министерство культуры составило список 100 фильмов, предусмотренных для показа на внеклассных занятиях в школах. Потом появился список из 50 мультфильмов для начальной школы. Как вы относитесь к этим инициативам?- Бывший министр культуры России Александр Авдеев рассказал мне предысторию этой инициативы. Когда-то он встречался с министром культуры Польши, с которым они обсудили инициативу польской стороны составить список пятидесяти лучших польских фильмов и пятидесяти шедевров мирового кино. Хорошее польское начинание Авдееву понравилось, и он поделился этой идеей с Никитой Михалковым. Вскоре Никита Сергеевич заявил, что ему пришла в голову идея о списке ста лучших фильмов. И был составлен список шедевров российского кинематографа, где последний фильм был датирован 2003 годом. Как вы думаете, чей это фильм? Правильно, Михалкова. Авдеев видел этот список совсем по-другому – не идеологизированным. Это должно было быть не оправданием черных пятен нашей истории, а честным списком шедевров, но этого не произошло.Потом мне звонили из Думы и сказали, что они составили список из 50 мультфильмов. Мне стало интересно, на чем они основывались. Депутаты говорят: на своих детских воспоминаниях. Но какое у них было детство и связанные с ним воспоминания, я не знаю. Звонили из парламента и Эдуарду Назарову. А потом в прессе появилось сообщение – Назаров и Бардин одобрили инициативу. Все это дилетантство, потому что отбирать материал должны эксперты.- Если говорить о формировании хорошего вкуса, какие мультфильмы вы бы внесли в список 100 лучших фильмов?- Я часто захожу в Интернет и вижу, как молодые люди обмениваются впечатлениями: «я от этого тащусь», «а это такая ржака»… Я против того, чтобы мультфильм был только «ржакой»: после просмотра мультфильма, как и любого другого фильма, должно оставаться послевкусие. Анимационный фильм – одна из форм искусства. А искусство формирует наш вкус, сознание, личность. Не зря Ватикан когда-то покупал советские мультфильмы – они отличались нравственностью и моралью. Сейчас продюсеры, зная, что тинейджеры уже подсели на американское или японское аниме, требуют от отечественных режиссеров повторов их успеха, но в нашем российском кинематографе. Молодые идут навстречу продюсерам: надо же чем-то кормить семью. Это я старый уже, и меня так просто не сломать. А они делают сколок от американской мультипликации в угоду продюсеру, который должен этот продукт продать. Итог такой: отечественная мультипликация теряет свое лицо и становится а-ля… американской или какой-то другой.Но у нас у самих есть очень плотный культурный фундамент, на котором можно много своего построить. Мы можем дать фору любой стране – нам есть на чем базироваться. Я за то, чтобы наша мультипликация искала свои пути. Так, как это было вначале, когда бывший директор «Союздетфильма» привез из Америки методологию Уолта Диснея. Сначала советские мультфильмы делали по этому образу и подобию, а потом ушли от Диснея в свое направление. Лев Атаманов и Иван Иванов-Вано создали тогда совершенно особую мультипликацию, которая брала вершины мирового мультипликационного олимпа. Она привлекла внимание профессионалов и зрителей именно тогда, когда стала ни на кого не похожей. В 1990-е годы наступил период безвременья. Сейчас анимационное кино стало выходить из этого периода, но пока, к сожалению, на продюсировании а-ля чего-то.А в список я бы включил такие мультфильмы: «Жил-был пес», «Ежик в тумане», «Журавль и цапля», трилогия про Винни Пуха и «Остров» Хитрука, «Каникулы Бонифация», «Умка», «Варежка», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Золотая антилопа», «Снежная королева» и т. д. Это вечные темы, лишенные политизированности, и они останутся навсегда.- Расскажите о планах. Намечается ли параллельно с «Тремя мелодиями» какой-нибудь новый проект?- Параллельно родить невозможно. Вся студия работает на один проект. Но, конечно, что-то должно маячить впереди, иначе мне было бы не по себе. Мне нравится ощущение, когда ты еще здесь, но уже там. У меня есть одна потрясающая музыкальная тема – Бетховен. Я три месяца мучился и придумал тему. Могу сказать одно – задумка неординарная. Когда я знаю, что буду делать дальше, у меня вырастают крылья, но неприятно, что впереди видишь не только муки творчества, но и собирания денег.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте