Длинные статьи нынче не в моде. Конечно, кроме важных документов, которые регулярно публикует «Мой профсоюз». Такие материалы вырезают или сохраняют в компьютере, внимательно изучают, перечитывают. Но это совсем другой жанр… Документальный. «Почему же ваш материал занимает две газетные полосы?» – усмехнется читатель. Не спешите перелистывать страницу. Мне кажется, рассказ о мероприятии, состоявшемся в допандемическую эпоху, когда мы еще встречались без масок и в больших компаниях, стоит подробного рассказа. Почти документального.
Во-первых, для информации, во-вторых, и в-главных, для вдохновения. Надеемся, что осенью мы все снова встретимся в живой школе, и вот тогда идеи, прозвучавшие на профсоюзном образовательно-методическом форуме «Энергетика перемен» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, обязательно пригодятся. И не только молодым педагогам, активистам молодежного профсоюзного движения, и их наставникам, но и всем работникам системы образования вне зависимости от стажа, предмета, места проживания.Кстати, на форуме в Репино собрались не только местные педагоги, из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и представители других регионов – Тюменской, Калининградской, Пензенской, Новгородской, Воронежской, Иркутской областей, Республики Коми, Москвы и Подмосковья. Полторы сотни преподавателей – учителя, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования.Территориальная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования, которая инициировала эту встречу и провела в содружестве с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования и Советом молодых педагогов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, тонко и разумно продумала программу. Ценно, что в нее вошли семинары и лекции не только асов педагогики, известных персон сферы образования страны, но и достаточно молодых спикеров, однако уже обладающих опытом – и собственно педагогическим, и ораторским (кстати, приобрести его им помогли профсоюз и наша любимая Всероссийская педагогическая школа!).Для начала слово им.Можно все?Председатель Совета молодых педагогов Крыма, учитель из Симферополя Анна Володина обозначила свое выступление хештегом #учителятожелюди?Все, конечно, помнят нашумевшие истории, когда одно-единственное фото учителя из социальной сети становилось поводом для скандалов, сплетен, увольнений… Ключевая причина этих неприятных ситуаций, напомнила Анна Николаевна, – стереотипное восприятие учителя в обществе. Не только родители, но даже граждане, далекие от школы, уверены, что педагог живет не дома, а в классе, ученики – его единственная семья, увлечений у него не должно быть, строгий костюм он обязан носить круглосуточно… И, конечно, в таком случае остро встает вопрос: как же вести себя в соцсетях, где у педагогов, особенно молодых, зачастую есть странички, и эти странички вызывают большой интерес?«Что можно и чего нельзя делать в социальных сетях? Что такое для молодого учителя имидж в соцсетях?» – спросила Анна и обозначила три линии поведения, заставив зал отложить смартфоны и схватиться за блокноты. Однако это была не лекция, линии выстраивали вместе – спикер и участники форума.Первая линия – теория приватности. Закрытый аккаунт. Аватарка – либо официальная, либо нейтральная. Контент – любой разумный. Оказалось, что среди присутствовавших треть придерживаются именно такого стиля поведения. Но обычно это тактика актеров и бизнесменов.Анна:- Кто ведет точно не приватный аккаунт?- Политики!- Блогеры!- Учитель года…Следующая теория: «Акула – жертва». Можно все. На аватарке что-то, привлекающее внимание. В подписчиках – каждый, кто пожелает. Контент – шок. Хозяин аккаунта – успешный человек. Он понимает, что его страничку просматривают все. И не обижается, когда критикуют. Это, так сказать, тактика поведения на грани. «Фото семейного ужина с бокалом вина можете выложить, а как на вечеринке погуляли, не надо», – комментирует Анна.- Кто точно не будет так вести аккаунт? – спрашивает она зал.- Госслужащие, администрация.- Кто из вас так ведет страничку?Такие есть.И последняя теория – «Нейтральные воды». «Нейтральная тема для молодого педагога – семейная, – говорит Анна. – Мы погуляли в парке, приготовили пирог и так далее. Если говорить о профессиональной деятельности, то это «я и дети», «я и работа». На аватарке хозяина такой странички участники форума предложили разместить фото с цветами или котиками.Анна Володина убеждена: «Мы с вами молодые педагоги, у которых жизнь не заканчивается только школой. Мы ведем свои странички по-разному. Для каждого из нас это личное решение.Иногда мы забываем о том, что имеем право быть уникальными. Объясните детям, что мы тоже люди.Наша задача – сохранять рамки профессиональной этики. Мы можем отдыхать. Но выставлять это на всеобщее обозрение неправильно. Мы педагоги, и это накладывает на нас отпечаток.Мы с вами выбрали одну из самых лучших профессий и самую благодарную, как бы нам тяжело ни было. Я вам желаю творчества, вдохновения!»Эпоха беспомощных взрослыхТема «Гаджеты на уроках» весьма горячая, спорная, априори подразумевающая дискуссию. Ее и затеял в рамках форума «Энергетика перемен» учитель истории и обществознания средней школы №50 Калининграда Алексей Вериногов. «Запретить нельзя разрешить» – это подзаголовок темы. Знак препинания каждый участник разговора предлагал свой, даже в этой, учительской, казалось бы, однородной аудитории мнения радикально разошлись.Алексей Федорович говорит: «Дети с гаджетами на «ты». Мы с вами цифровые мигранты. Дети – цифровые аборигены. Они выросли в этой среде. Смартфон стал неотъемлемой частью жизни любого подростка. Если кнопочный телефон видим у школьника – значит что-то случилось…»А затем Алексей начал задавать участникам форума вопросы, и каждый вызывал взрыв откликов!«Как вы относитесь к запрету пользоваться ученикам мобильными телефонами во время уроков?»- Телефон – это вредно!- У нас эпоха беспомощных взрослых…- Смущает слово «запрет».- Вред от смартфонов не доказан.- Нельзя запрещать, можно сделать только хуже.«Нужно ли принимать единые правила пользования мобильными телефонами в школе, которые бы действовали по всей стране?»- Грамотный учитель не будет выступать против использования телефонов в школе, это все равно что бороться с ветряными мельницами.- У каждого свой подход.- Невозможны единые требования.«У кого возникали проблемы с использованием телефонов в классе?»- В локальном акте образовательного учреждения о поведении учеников можно ввести правило об ограничении использования телефонов, отказаться полностью от этих устройств сегодня невозможно.- У педагогов, которые не умеют пользоваться грамотно ИКТ, возникают конфликтные ситуации.- Я против использования телефонов в начальной школе, надо обращать внимание на возраст детей.«Не создаст ли запрет мобильных устройств дискомфортное состояние у детей и не приведет ли к еще большему количеству конфликтных ситуаций?»- Но вы же не против использования удерживающих устройств для детей в автомобиле? А тут вопрос безопасности психики! Надо реализовывать запреты грамотно и последовательно.- Дискриминация – учителя пользуются мобильными, ученики – нет.- Если ученикам нельзя, то и учитель не должен.- А может быть, мы что-то делаем не так? Детям неинтересно нас слушать, они и сидят в телефоне.- Нужно разгрузить педагога, и он будет заниматься детьми.- Школа была создана, чтобы познавать мир и получать удовольствие от этого процесса. А мы превращаем школу в множество запретов. Дети и так начинают потихонечку ненавидеть учебу. Мы боимся и поэтому запрещаем. А нужно научить применять гаджеты в нужном нам русле. И научиться пользоваться ими, как они. Педагогам необходимо учиться информационной грамотности.- Если контрольная работа, мои ученики кладут телефоны на определенную парту. Я говорю: «Надо учиться думать. Мозг – то, что будет с вами всегда, телефон можно потерять». Надо договариваться с детьми.Кстати, сегодня, когда учителя далеко продвинулись в деле познания информационных технологий, организуя учебу онлайн, эти комментарии звучат прямо-таки пророчески…Вывод Алексея Вериногова: «Ваши мнения разделились, как и у общества в целом. Единственный путь – метод компромисса. Нужна золотая середина».ЕдиномышленникиОписанные выше дискуссии возникли, конечно, не случайно. Собрав молодых педагогов, профсоюз откликнулся на вызовы дня, которые хотя и ушли сегодня на второй план под угрозой пандемии, но, увы, не забылись… А в февральские дни проведения форума его участники читали в розданной им рабочей тетради обращение председателя Территориальной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимира Кузнецова: «…мы все чаще обсуждаем случаи обвинения и притеснения педагогов по всей России. Угрозы, поступающие от участников образовательного процесса, заставляют коллег опасаться за свою жизнь и здоровье на рабочем месте. Мы считаем, что такое поведение не способствует развитию системы образования Российской Федерации. Поэтому мы поддерживаем политику Общероссийского Профсоюза образования по защите педагогов в рамках проекта «Баланс прав и ответственности» и предлагаем обсудить практики защиты авторитета педагогов в ситуациях агрессивности социальной среды».Беспокойство профсоюза разделили именитые гости питерского форума, среди них главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2018 Алихан Динаев, победитель конкурса «Воспитатель года России»-2018 Анастасия Шлемко, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2019 Лариса Арачашвили.Свой вклад в копилку форума внесли представители высшей школы. Лекцию об образовательных системах мира прочитала профессор кафедры педагогики и андрогогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Ольга Даутова. Лекцию и семинар «Современные родители и педагог» организовал заведующий кафедрой педагогики семьи академии Олег Эрлих.Особый гость молодежного профсоюзного мероприятия – директор петербургской гимназии №166, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2003 Игорь Карачевцев. Да, пожалуй, и не гость, а хозяин – с Межрегиональной педагогической мастерской Игоря Альбертович начался профсоюзный форум. Старт был блестящим, ведь мастер-классы в рамках мастерской давали учителя года. Разные предметы, разные педагогические приемы, разные стили преподавания… Но поймала себя на том, что упомянутые мною выше выступления молодых спикеров форума о защите информации, имидже учителя в обществе, традиционном и современном представлении о педагоге напрямую перекликались с мастер-классами на мастерской Игоря Альбертовича. Хотя, естественно, специально об этом никто не договаривался…«Давно завидная мечтается мне доля»Учитель физики и информатики из Липецка, победитель конкурса «Учитель года России»-2016 Алла Волкова, как говорили в фильме про Штирлица, «за пять минут» объяснила разницу между паролем, кодом и шифром. Мы только не успели проверить надежность наших паролей от электронной почты, а дети на занятиях Аллы Александровны обязательно это делают. Между тем информацию надо защищать не только от взлома, но и от искажения. Например, правду о Второй мировой войне. Искажение – проблема и дня сегодняшнего: сколько нынче в Сети рецептов от коронавируса и прогнозов псевдоспециалистов. Права Алла Волкова: «Защита информации, защита от информации – разговор об этом должен быть задачей не только учителя информатики, но и каждого из нас».Некорректная новость в социальной сети, доверие к фейку в WhatsApp… Ну ладно, не будем заходить в Интернет, пойдем читать классику, там все ясно. Не все так просто, уверен абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1994 Михаил Нянковский. Если внимательно прочитать текст, знакомый со школьной скамьи, попытаться соотнести его с реалиями исторической эпохи или биографией писателя, исследовать «по кирпичику», по словечку… откроются неожиданные вещи!Такой вот любопытный пример. Александр Сергеевич Пушкин, «Евгений Онегин».Цитирую Михаила Нянковского: «В конце романа герой, осознав ничтожность своей жизни, говорит:Чужой для всех, ничем не связан,Я думал: вольность и покойЗамена счастью. Боже мой!Как я ошибся, как наказан.Что Онегин считает ошибкой? То, что поставил вольность и покой выше счастья. На самом деле счастье выше. Пушкин с ним согласен, как вы считаете? Вроде бы согласен.Но вот другие строчки Пушкина:На свете счастья нет, но есть покой и воля.Давно завидная мечтается мне доля -Давно, усталый раб, замыслил я побегВ обитель дальную трудов и чистых нег.Оказывается, покой и воля выше счастья. Где Пушкин правду говорит, а где лукавит? На самом деле правда и там, и здесь. Вопрос не в том, что сказано, а когда сказано. Сколько лет Онегину, когда он это говорит? 26. В его жизни еще ничего не было – ни любви, ни дела, ни разгаданного предназначения. А Пушкин скажет о счастье в 1834 году, ему 35 лет, у Пушкина уже есть все – и любовь, и поэзия, и слава, и понимание собственного предназначения. Природа живет циклично, человек – линейно. Пушкин в «Евгении Онегине», гениальном романе, создает фантастическую формулу гармонии: «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел». У кого из героев романа все вовремя происходит? У Татьяны. И у автора (улыбается Михаил Александрович Нянковский). А у Онегина все не вовремя. В молодости он подчинил страсть разуму, а когда пришла пора стать мудрее и взрослее, влюбился как мальчишка. Естественно, из этой любви ничего не получилось. Грех не согласиться с Белинским: «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца». Мы взяли одно четверостишие из «Евгения Онегина» и вытащили главный смысл романа».Красивый диалог с залом – обертка выступления, но главное, конечно, глубокое содержание. Мастерство – это гармония всех частей.Кстати, о ценности обертки без потери содержания говорила абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2019 Лариса Арачашвили, которая назвала свой мастер-класс «Заинтересовать, мотивировать, учить». Именно в таком порядке: «Сначала заинтересовать, потом мотивировать и только потом учить. К сожалению, мы часто пропускаем первые два шага, сразу начинаем учить».Понятие обертки, а точнее фантика, взято у директора 31‑го челябинского лицея Александра Попова: «Педагогика – это игра в фантики. Умеешь красиво завернуть свои знания в фантик – значит ты смог подняться до ребенка».Чем можно заинтересовать ребенка? Например, оформить класс не портретами классиков, которые, увы, школьники не замечают, а вот такими плакатами. Фраза «Смелее, товарищ, лезь в книгу, увидишь хотя бы, как выглядит фига» и рядом изображение плода дерева. Еще одна фраза, из рассказа Чехова: «Чтение дает возможность узнать много новых кельвыражансов». Дети не знают, что это такое, и спрашивают Ларису Гивиевну. Она спокойно отвечает: «Не знаю». А про себя думает: «Ну, достань хоть раз телефон ради чего-нибудь полезного. Научись работать с информацией!» Ребята выяснили. И очень гордились собой!Есть интерес к предмету, к книге – нужно мотивировать, чтобы интерес сохранился.
Лариса Арачашвили предлагает ребятам мемы по произведениям школьной программы. Они не только смешные, но и невероятно точные, отражающие основные идеи. Самое главное – чтобы понять мем, нужно прочитать книгу! И они читают, они учатся. Это же странно и обидно подростку, когда он вдруг не разбирается в жанре самом подростковом, молодежном.
Эпилог, но не финал
Комментарии