search
main
0

Гармония тела и души. Учебно-тренировочная программа по бадминтону

Программа предназначена для учащихся основной и подготовительной медицинских групп с 1-го по 11-й класс. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вести специалисты в данной области в соответствии с заболеваниями каждого конкретного ребенка.

Цель программы – всестороннее развитие личности. Содержание программы: описание физкультурной деятельности общеразвивающей направленности, углубленное изучение бадминтона, использование видеоматериалов. Тематика программы: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень общих и специальных двигательных способностей, углубленные знания по бадминтону, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а также творческое развитие учащихся.Основные задачи: 1. Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы, прекрасного настроения и социализации.2. Овладение жизненно важными двигательными умениями и навыками.3. Приобретение необходимых знаний и развитие творческих способностей по разделу «Бадминтон».4. Формирование здорового образа жизни.5. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их для отдыха, тренировки, повышения работоспособности (как умственной, так и физической) и укрепления здоровья.6. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.7. Вовлечение во внеурочную деятельность для повышения спортивного мастерства, формирования целостного представления о виде спорта «Бадминтон».Система физического воспитания, объединяющая урочные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка и его дальнейшего самоопределения в жизни. Исходя из задач физического воспитания, учитель должен ориентировать свою деятельность на физическое и духовное совершенствование школьников, развитие их творческих способностей, формирование потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств. Школьники же в свою очередь должны уметь творчески применять полученные знания, умения и навыки для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, вовлекать в этот процесс других учащихся.Занятия бадминтоном помогают гармоничному развитию личности школьника, обогащают развивающийся организм новыми движениями, навыками и впечатлениями. Углубленное изучение бадминтона связано с региональными возможностями проведения соревнований, со спортивными приоритетами школы.Данная программа имеет три раздела, которые описывают содержание занятий по бадминтону в 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классах. Учителю необходимо понимать физиологические особенности развития ребенка в каждом конкретном возрасте.Основные закономерности возрастного развития и совершенствования физических качеств детей на этапах обучения бадминтону и легкой атлетике в школеПрограмма по бадминтону реализует принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в статье 3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-ФЗ. Рекомендуемая направленность процесса обучения связана с сенситивными (благоприятными) фазами возрастного развития школьника. 1-4-е классы (7-10 лет). Этап предварительной подготовки Это оптимальный возраст для начала предварительной подготовки, как для мальчиков, так и для девочек. В данный период необходимо уделять пристальное внимание правильному выполнению базовых технических элементов, так как значительно легче правильно обучить, чем в дальнейшем переучивать, исправлять технику ударных движений и передвижений по площадке. У детей данного возраста преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности роста. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда. Младший школьный возраст благоприятен для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большого количества новых разнообразных движений – основное требование к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут освоены сложные технические элементы. В этом возрасте у детей наблюдается устойчивое внимание. Для его поддержания следует создавать на уроках позитивный эмоциональный настрой, используя игровые и соревновательные формы ведения урока (эстафеты, забеги и так далее), оценивая действия каждого ребенка, применяя метод поощрения. Для детей этого возраста свойственно конкретное образное мышление, поэтому на занятиях особенно важен доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения. У детей 7-10 лет еще достаточно легкий костный скелет и несильно развиты мышечные группы, это обеспечивает хорошую подвижность, облегчает процесс разучивания движений, необходимых для формирования базовой техники игры в бадминтон. 5-9-е классы (11-15 лет). Этап базовой подготовки В 12 лет у девочек, в 13 лет у мальчиков резко увеличивается скорость обменных процессов, что сопровождается увеличением уровня годового прироста длины тела. На этом этапе значительно возрастают объем сердца и его систолический объем. Наибольший прирост подвижности в суставах имеет место у девочек до 12-13 лет, у мальчиков до 14-15 лет, с возрастом прирост останавливается. В конце этапа базовой подготовки у девочек 11-12 лет, у мальчиков 14-15 лет создаются условия для увеличения аэробной мощности за счет увеличения систолического объема крови, но все-таки еще ограничена способность к длительной работе на уровне, близком к максимальному потреблению кислорода или равном ему. Поскольку в 9-10 лет у девочек и в 10-12 лет у мальчиков содержание гликогена в мышцах невысокое (в 2 раза ниже, чем в 16-17 лет), гликолитическая работоспособность почти не возрастает, низки адаптационные возможности к работе анаэробного характера. С 10-11 лет у девочек и с 12-13 лет у мальчиков начинает медленно нарастать результат в тестовых и соревновательных упражнениях (это связано с медленным, но уверенным увеличением мышечных запасов гликогена). В начальной фазе полового созревания увеличивается возбудимость нервных центров, повышается реактивность и эмоциональность в ответных реакциях при мышечной работе, особенно соревновательного характера. В 10-12 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков скоростные способности совершенствуются за счет улучшения регуляции движений, снижения времени простой двигательной реакции. В последующие 2 года темпы прироста быстроты снижаются. В 10-12 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков значительно нарастает масса тела и вместе с ней нарастает максимальная сила, которая до 11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков прирастала низкими темпами. Прирост силы идет за счет совершенствования регуляции мышечных сокращений. Общая силовая выносливость в 11-12 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков быстро увеличивается за счет экономизации энергозатрат и мышечной регуляции. Специальная силовая выносливость у девочек 11-12 лет и у мальчиков 13-15 лет увеличивается за счет функционального компонента. К началу прироста мышечной массы у девочек 11-12 лет и у мальчиков 13-15 лет создаются предпосылки для роста скоростно-силовых способностей. К окончанию этого этапа у учащихся должна быть сформирована достаточно хорошая техника и показаны хорошие результаты по тестовым упражнениям, должна быть также приличная скоростно-силовая подготовленность и знание теоретических и практических основ для дальнейшего развития. 10-11-е классы (15-17 лет). Этап углубленной подготовки Особенности возрастного развития юношей 13-17 летВысокие темпы увеличения длины тела сохраняются до 17 лет, массы тела – до 18 лет. Пик прироста массы тела происходит в 15-16 лет, с ним совпадает увеличение массы сердечной мышцы. Наиболее высокие темпы прироста аэробной мощности и скорости передвижения имеют место в 14-16 лет и длятся до 18 лет (достигая максимума). Максимальная сила быстро увеличивается на фоне интенсивного прироста мышечной массы. Благоприятный период для целенаправленного развития начинается с 15 лет. Высокие темпы увеличения общей силовой выносливости регистрируются в период с 14 до16 лет. Высокие темпы прироста скоростно-силовых способностей наблюдаются в 14-16 лет, пик прироста – 17-18 лет. Реализация силовых потенций зависит от формирования пропорций тела и увеличения силовых способностей. Этот период является оптимальным для развития специальной взрывной силы ударных движений. Особенности возрастного развития девушек 12-17 летНаблюдается одновременное увеличение сердца и легких, длины и массы тела. Пик темпа роста массы тела происходит до 12-13 лет. До начала менструального цикла быстрыми темпами нарастает аэробная мощность. Затем она продолжает медленно увеличиваться до 15 лет. Систолический объем крови достигает максимума к 14 годам. Пик прироста гликолитической мощности и емкости наступает в 13-14 лет. Увеличиваются запасы гликогена в мышцах и печени. Оптимальный период развития силы – 12-14 лет. В течение года после менархе резко снижается прирост максимальной силы, в связи с прекращением роста мышечной массы темпы роста силовой выносливости замедляются. На протяжении всего этапа специальная силовая выносливость возрастает практически равномерно, вначале за счет увеличения «запаса силы», в последующем – за счет повышения гликолитической производительности и локальной работоспособности. Пик прироста скоростно-силовых способностей наблюдается в 14-15 лет. Использование средств для развития специальной силы (тренажеры, упражнения с отягощениями) обеспечивают ее прирост параллельно с увеличением мышечной массы. Если не прибегать к данным средствам физического развития, результат будет оставаться прежним или, как это происходит в большинстве случаев, ухудшится.Прим. ред. Полностью программа опубликована на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/1121. ​Алексей ИВАНОВ, учитель физической культуры средней школы села Медведь, Шимский район, Новгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте