search
main
0

Гармония слова и звука. или Искусство не терпит вульгарности

«Они развивают не только художественный вкус, но влияют на весь стиль общения, жизни. Музыкально развитый человек едва ли грубо закричит на ребенка, устроит шумный и безобразный скандал. Эстетически воспитанный человек вообще постарается своим присутствием не внести диссонанса в окружающий мир, будет по мере сил противостоять вульгарности и безвкусице…

Что-то происходит с человеком, начавшим свой путь общения с искусством. Он не только больше узнает – он вообще становится другим: более тонким, доброжелательным, более интеллигентным…». Это цитаты из учебника по музыке для 5 класса авторов Т.И.Науменко и В.В.Алеева. Справедливая мысль о нравственно-воспитательном, облагораживающем воздействии искусства проводится авторами последовательно – с 5-го по 8-й класс.

Продолжая лучшие традиции отечественной музыкальной педагогики, и в первую очередь программы под научным руководством Д.Б.Кабалевского, Т.И.Науменко и В.В.Алеев сосредоточили особое внимание на углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, а также другими предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Музыкальное искусство преподносится не только с точки зрения его эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия – природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства. Именно поэтому метод междисциплинарных взаимодействий является наиважнейшим, во многом определяющим содержание программ и учебников.

Авторами проведена большая работа по координации тематизма программ по музыке с другими учебными курсами. Многие темы, изучаемые на уроках литературы, истории, русского языка, находят свое органичное продолжение и в программе по музыке. Плодотворность такого междисциплинарного «сотрудничества» очевидна: программный материал, имеющий тематические «переклички» с близкородственными предметами, усваивается и запоминается школьниками более основательно. Приведем один пример, подтверждающий идею междисциплинарного «сотрудничества».

5-й класс

Музыка и литература – общепрограммные литературные произведения и жанры (сказки Г.Х.Андерсена, стихотворения А.С.Пушкина, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», жанр басни);

Музыка и история – изучение древнегреческой мифологии;

Музыка и русский язык – воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры текста на примере приема «описание».

На сегодняшний день учебники по музыке для 5-8-х классов прошли экспериментальную апробацию. По замечаниям и предложениям учителей авторами внесены необходимые изменения и уточнения. Новые редакции учебников получили высокую оценку специалистов Федерального экспертного совета Министерства образования РФ и готовятся к изданию в 2004 году. Вместе с учебниками издаются дневники музыкальных размышлений для учеников, нотная хрестоматия для учителя, включающая академический и песенный репертуар, а также музыкальная фонохрестоматия для детей и педагога, вышедшая в свет в конце 2002 года.

Кроме того, к началу 2003-2004 учебного года издательством «Дрофа» планируется выпуск сборника программ по музыке для 1-4; 5-8 классов (авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак), рекомендованных Министерством образования РФ, и учебно-методического комплекта для 1 класса. Данный комплект состоит из учебника, рабочей тетради для школьников, нотной хрестоматии для учителя.

Отличительной особенностью новых программ по музыке является широкое применение метода междисциплинарных взаимодействий, творческого метода, метода проблемного обучения.

Творческий метод получает свое воплощение во всех видах художественной деятельности детей, и в первую очередь в хоровом пении, импровизации, музыкально-драматической театрализации. Авторы намеренно вводят большое количество импровизаций, а также специально разработанные сценарии музыкально-драматических спектаклей «Чиполлино» и «Щелкунчик», предлагаемых в 1 и 3 классах.

Метод проблемного обучения наглядно проявляет себя в вопросах и заданиях, которые ориентированы на сравнение, конкретизацию, обобщение, логику рассуждения.

При разработке учебника для 1 класса авторы руководствовались целью максимально сохранить положительный тонус школьников, поэтому огромное значение было уделено разработке изобразительного ряда. В этом случае знакомство с оригинал-макетом новой книги оставляет самое положительное впечатление. Добрые и веселые рисунки, выполняющие эстетическую и одновременно познавательно-информативную функцию, оптимальный объем текстового материала, запечатленный в кратких предложениях, увлекательные вопросы – все это характеризует новый учебник по музыке.

Многочисленный и значительно обновленный песенный репертуар представлен авторами с учетом его доступности, художественной выразительности, образовательной и воспитательной направленности.

Верится, что обучение школьников по новым программам и учебникам принесет позитивные результаты – подарит радость творческого общения с искусством, даст глубокие и прочные знания в области музыки, дополнит и обогатит полученные знания по другим предметам.

Елена БАРЫШНИКОВА, учитель музыки средней школы №962

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте