search
main
0

Гармония, красота, здоровье

Каждый ребенок достоин лучшего

​В школе №1708 обучаются дети с различными вариантами дизонтогенеза: тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложными дефектами развития. Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима особая развивающая среда, учитывающая индивидуальные психические ресурсы и образовательные возможности каждого ребенка.

В начальной школе реализуется особая форма интеграции – интернальная интеграция, в условиях которой действует система включения детей со сложным дефектом в группы для детей с другими видами нозологий. В школе создано определенное коммуникативно-образовательное пространство, участниками которого являются учитель, тьютор, ребенок. На уроках учитель и тьютор работают в тесной взаимосвязи: учитель задает темп и маршрут коррекционно-педагогической работы, а тьютор помогает ребенку справиться с учебной задачей, осуществляя индивидуально ориентированный подход, обеспечивая реализацию образовательных и воспитательных потребностей каждого учащегося со сложным дефектом, сопровождая процесс основного и дополнительного образования в школе.

После прохождения ЦПМПК на психолого-педагогическом консилиуме учреждения уточняется дальнейший маршрут обучения (класс обучения), определяется направление коррекционно-развивающей работы. Учебный план начальной школы состоит из традиционных областей образования, вместе с тем их содержание выстраивается в зависимости от варианта обучения. Каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и компонент жизненной компетенции. Их соотношение специфично для каждого уровня образования. Разработана структура специальной индивидуальной программы развития ребенка (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося со сложным дефектом. В текущем учебном году в начальной школе открыто 10 классов, осуществляющих обучение по индивидуальным программам.
Характеризуя количественный состав учащихся начальной школы, следует отметить снижение численности обучающихся к 4‑му классу. С определенной ступени обучения 30‑40% младших школьников продолжают свой образовательный маршрут в массовых школах Москвы, чему способствует целенаправленная коррекционно-педагогическая работа, эффективное взаимодействие всех специалистов школы. При переходе из начального звена в основное численность учащихся снижается до 60%.

Одним из актуальных вопросов овладения младшими школьниками учебными умениями и навыками является усвоение терминов, используемых во всех научных дисциплинах. Проблема изучения особенностей усвоения лексики детьми с различными видами нарушений представляется очень важной, поскольку несформированность лексической системы языка является одним из центральных компонентов в структуре их дефекта. К специфике образовательного процесса в начальной школе следует отнести обязательную социальную направленность как отдельных этапов, так и урока в целом.
Составной частью коррекционно-педагогического процесса является внеурочная деятельность, она проводится по трем направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.

Для создания благоприятной развивающей и здоровьесберегающей среды в учебных кабинетах имеются зоны отдыха для обучающихся, способствующие созданию условий для переключения с учебной деятельности на игровую, развитию интеллектуальных способностей и обеспечению эмоционально-психологического комфорта учащихся. Для проведения перемен вне класса в рекреациях установлены сенсорные столы, интерактивный пол, шахматные доски. Таким образом, специальное зонирование пространства в школе создает особые условия младшим школьникам с различным уровнем активности, способствует целенаправленной организации детей в перерывах между уроками и занятиями.

Обучение детей с ОВЗ предъявляет повышенные требования к подготовке учителя, обусловливая необходимость систематической методической помощи молодым специалистам. В начальной школе функционирует 6 методических школ – объединений: учителей начальных классов, классных руководителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, молодых специалистов, школа русского языка, школа чтения. В рамках школы чтения проводятся занятия с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению.

Ежегодно в школе №1708 проходит конкурс «Педагог года». На этапе подготовки к конкурсу педагоги распределяются по следующим номинациям: «Мой педагогический дебют», «Воспитывая, обучаем», «Размышляя, обучаем», «Гармония, красота, здоровье», «Говорим, мыслим, развиваем». На конкурс педагоги представляют свои материалы по образовательным технологиям, направленным на работу с детьми с ОВЗ.

За время работы накоплен большой методический опыт, демонстрируемый в Москве и за пределами столичного региона. На базе школьного отделения проходят практику студенты ИСОиКР Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного психолого-педагогического университета, педагогического колледжа «Черемушки». Специалисты школы принимают участие в конференциях молодых ученых МПГУ, Всероссийском фестивале науки МГПУ. Администрация и педагоги ежегодно представляют доклады на межвузовских научных конференциях, посвященных инновационным проблемам современного специального образования, дефектологии; научно-практических конференциях по программно-методическому обеспечению образования детей с ОВЗ; конкурсах научно-исследовательских проектов магистрантов и аспирантов, посвященных вариативным направлениям помощи лицам с ОВЗ. На базе школы проводятся практико-ориентированные семинары для специалистов Москвы и других регионов Российской Федерации.

Елена БЕЛЯЕВА, старший методист специальной (коррекционной) школы №1708;
Юлия МИЧКОВА, учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы №1708, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте