Успешная образовательная инклюзия – это процесс, требующий психологической, методической и технической готовности образовательной организации. Школы стремятся на всех этапах образовательного процесса сформировать толерантное отношение участников инклюзии, педагоги проходят курсы повышения квалификации в сфере инклюзии.
Актуальными формами работы являются тематические педагогические советы и родительские собрания, направленные на коррекцию стереотипных мнений об обучающихся-инвалидах в составе класса и на развитие реалистичных представлений о содержании, формах, педагогических приемах работы в инклюзивном классе. На сайтах образовательных учреждений размещены материалы, которые доступным образом раскрывают важность инклюзии и ее позитивные возможности. Созданы диалогические инструменты, позволяющие администрации и педагогическому коллективу отвечать на вопросы и пожелания членов семей обучающихся, включенных в инклюзивную группу (например, рубрика «Вопрос – ответ» на сайте школы), индивидуальная психологическая поддержка обучающихся с ОВЗ.
Согласно законодательству инвалиды, нуждающиеся в создании специальных образовательных условий, квалифицируются как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, что должно быть подтверждено психолого-медико-педагогической комиссией. Их общее образование, включая среднее, которое преимущественно получают обучающиеся подросткового возраста, осуществляется по адаптированным образовательным программам, которые разрабатываются образовательными организациями в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Программа коррекционной работы, относящаяся к содержательному разделу АООП, предполагает комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса, должна учитывать особенности и состояние психического развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Грамотная организация условий социального взаимодействия обучающихся с ОВЗ в образовательной среде способна обогащать и стимулировать их развитие.
Для включения особенного ребенка в ученический коллектив необходимо сформировать в группе положительные предпосылки принятия сверстника с ОВЗ, таким образом, выстроить гармоничные отношения между детьми.
Ольга КУРМЫШОВА, директор школы №902 «Диалог»
Комментарии