Ни для кого не секрет, что географические и климатические особенности нашей сраны очень разнообразны и зачастую весьма неблагоприятны. Территориями Севера охвачено примерно две трети всей России. Эти территории имеют большой экономический потенциал, и очевидно, что люди, проживающие и работающие в столь непростых условиях, нуждаются в особом подходе в регулировании их труда.
В районах Севера проживают почти десять миллионов человек. Это не так много в масштабах страны, но возможности северных территорий остаются не раскрытыми полностью. Потенциал Севера – это не только находящиеся в его недрах запасы полезных ископаемых, но и сельское хозяйство, рыболовство, лесозаготовки и большой человеческий ресурс. 20% внутреннего валового продукта страны приходятся на северные территории. Также на Севере производится 25% лесной продукции, 18% электроэнергии и, как было сказано выше, добывается большинство полезных ископаемых.Несмотря на то, что северные территории обширны, многие из них имеют тенденцию к сокращению численности населения. По данным Росстата, за последние 10 лет в большинстве районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях наблюдается убыль населения. Во многом это связано с неблагоприятными условиями, с которыми людям приходится сталкиваться, выбрав Север в качестве места жительства и работы, а еще из-за недостаточного уровня гарантий в сфере труда и социального обеспечения.Обратившись к советскому законодательству, мы увидим, что освоение Севера было приоритетной задачей государства, а следовательно, приоритетным было нормативное регулирование гарантий и льгот, предоставляемых работникам Крайнего Севера и местностей, приравненных к нему.Установление льгот для работающих в северных районах граждан началось с принятия постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 10.05.1932 «Об утверждении Положения о льготах для лиц, работающих на Крайнем севере РСФСР». Стоит отметить, что во время Великой Отечественной войны такие льготы не действовали, а их восстановление произошло в 1945 году. Уже с 1 августа часть довоенных льгот была снова введена на основании указа Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера».В 1960-1980‑х годах географические рамки районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей расширялись, принимались соответствующие нормативные правовые акты. Ряд постановлений с изменениями и дополнениями действуют и сегодня.Так, например, в настоящее время при определении районного коэффициента, подлежащего применению при расчете заработной платы, используется перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029.Несмотря на разрозненность нормативных правовых документов, регулирующих права и гарантии работников Севера, происходило как непосредственно увеличение льгот для данной категории лиц, так и расширение перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.Значительные изменения законодательства, закрепляющего трудовые гарантии и льготы работников Севера, произошли в России в 90‑х годах.10 февраля 1993 года был принят действующий в настоящее время Закон Российской Федерации №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». С момента его принятия все прочие нормативные документы стали действовать в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, что способствовало упорядочению предоставления льгот работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.Таким образом, из законодательства были исключены нормы отраслевого регулирования, существовавшие во времена СССР. Вместе с тем очевидно, что уровень гарантий работникам Севера стал претерпевать значительные изменения в сторону сокращения.Статья 6 раздела II этого закона определяла государственные гарантии лицам, высвобождаемым из районов Крайнего Севера и приравненных местностей в связи с ликвидацией организации-работодателя, для которых на период их трудоустройства, но не свыше шести месяцев, сохранялась средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.Начиная с 1 февраля 2002 года постепенно изменяется подход к льготам работникам Севера. Трудовой кодекс Российской Федерации в целом сохранил подходы к регулированию их гарантий, однако в части сокращенного рабочего времени для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, императивная норма, закреплявшая данное право, сменилась диспозитивной, предполагающей договорное установление такого режима рабочего времени (сокращенная рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, может устанавливаться коллективным договором или трудовым договором с работницей). При отсутствии коллективного договора и активной профсоюзной организации добиться предоставления данной правовой гарантии женщинам непросто.Статья 321 Трудового кодекса Российской Федерации закрепила право на дополнительный отпуск для работников Крайнего Севера (24 календарных дня) и для работников местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (16 календарных дней). Однако в этой статье ничего не говорится о прочих северных территориях, в которых заработная плата работникам выплачивается с районным коэффициентом.30 июня 2006 года в Трудовой кодекс Российской Федерации были внесены изменения, в том числе в части гарантий и льгот работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. С их вступлением в силу работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части 1 статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.Стоит отметить существовавшую до недавнего времени неопределенность в вопросе, связанном с применением районных коэффициентов и надбавок в целях оплаты труда. Тем не менее некоторые подвижки в процессе закрепления минимальных гарантий для работников Севера делаются, в том числе с участием профсоюза.Еще в 2011 году Верховный суд Российской Федерации высказал свою позицию по поводу того, что районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к зарплате работников, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда (определения Верховного суда РФ от 24.06.2011 №52‑В11-1 и от 8.04.2011 №3‑В11-4).Однако до недавнего времени судебная практика оставалась противоречивой, особенно после того, как в 2016 году Верховный суд Российской Федерации определил, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) работников в размере менее МРОТ при условии, что общий размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (определения Верховного суда РФ от 8.08.2016 №72КГ16-4 и от 19.09.2016 №51‑КГ16-10).27 февраля 2017 года Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ с целью решения проблемы реального снижения зарплаты и утраты гарантий низкооплачиваемых работников бюджетной сферы обратилась к председателю Конституционного суда Российской Федерации В.Д.Зорькину с просьбой обратить внимание на указанную проблему и подтвердить позицию Конституционного суда, изложенную в определениях №1557‑О-О от 17.12.2009, №162‑О-О от 25.02.2010, №327‑О от 25.02.2013.В Конституционный суд также были направлены заявления работников – членов Общероссийского Профсоюза образования, связанные со спорными нормами Трудового кодекса и вопросом включения в величину МРОТ при установлении месячной заработной платы работников районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях.В заседании Конституционного суда приняли участие представители правовой службы Общероссийского Профсоюза образования и Федерации независимых профсоюзов России.Наша газета уже писала о том, что по итогам рассмотрения заявления принято постановление Конституционного суда Российской Федерации от 7.12.2017 №38‑П/2017, согласно которому районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями (в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) не могут включаться в состав МРОТ.С этого момента региональные (межрегиональные) организации профсоюза отмечают положительную тенденцию в судебных решениях по вопросам заработной платы работников Севера.Так, например, в своем отчете о правозащитной работе за 2018 год Забайкальская краевая организация профсоюза указывает, что после вынесения постановления Конституционного суда РФ от 7.12.2017 №38‑П ситуация в регионе изменилась в положительную сторону.Абанской районной организацией профсоюза были составлены и направлены в суд исковые заявления с требованиями о выплате недоначисленной заработной платы в интересах 402 работников на общую сумму 11,6 млн рублей. На конец декабря 2018 года по всем исковым заявлениям приняты судебные решения в пользу работников.В Тындинской городской профсоюзной организации по решениям судов в 2018 году была выплачена заработная плата, а также компенсирован моральный вред и судебные расходы работникам на сумму 961172 рубля.Подводя итог, отмечу, что в настоящее время работники, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, имеют право на установленный районный коэффициент и надбавку к заработной плате.Однако несмотря на то, что законодательством предусмотрены различные гарантии и льготы для работников северных регионов, в том числе дополнительные оплачиваемые отпуска, право на оплату стоимости багажа к месту отдыха и обратно, соответствующие выплаты при переезде в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, досрочное назначение страховой пенсии, все это не компенсирует в полной мере затрат, связанных с работой и проживанием в тяжелых природно-климатических условиях Севера. У граждан отсутствуют стимулы переезжать в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для осуществления трудовой деятельности.Дополнительные гарантии, устанавливаемые для работников регионами, также не решают проблем, так как они весьма неравномерно распределены и зависят от региональных бюджетов.Необходимы конкретные меры государства, направленные на существенное повышение заработной платы работников Севера, обеспечение их достойным жильем, соответствующими гарантиями медицинского и социального обеспечения.Алексей ЛУКЬЯНОВ, эксперт правового отдела аппарата Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии