Владимир ЛИВШИЦ, секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки:
– Перед тем как решать проблему оплаты труда учителя, сначала необходимо понять, какими инструментами мы располагаем. В противном случае мы занимаемся демагогией.
Принимая 122-й закон, власти (сознательно или бессознательно) не оставили механизмов реализации федеральной политики в области оплаты труда не только учителей, но и работников всей бюджетной сферы. Сегодня мы говорим об отраслевой системе оплаты труда. Профсоюз настаивает на том, что ставки и оклады, которые станут ее основой, должны быть минимальными социальными гарантиями. Если мы не закрепим механизм установления минимальных гарантий в области оплаты труда законодательным актом, мы лишимся возможности регулировать систему оплаты труда с федерального уровня.
Сегодня решение вопроса отдано даже не на уровень субъектов РФ, с чем еще можно было бы согласиться, а на уровень муниципалитетов.
Что касается нашего отношения к штатно-окладной системе, мы не можем судить, хороша она или плоха, потому что система нам не предложена. Предложен лишь принцип. Авторы хотят в два раза увеличить объем работы учителя: мы переходим с 18-часовой рабочей недели на 36-часовую, но при этом не увеличиваем в два раза объем оплаты труда. Следовательно, мы снижаем стоимость педагогического часа.
Надо понимать, что 18 часов – это не 18 часов работы учителя, а условная единица. Учитель получает стоимость часа, которая учитывает не только его аудиторную нагрузку. Нужно просто потрудиться и прочитать квалификационные характеристики, где написано, что входит в работу учителя. А это и работа с отстающими, и консультации, и проведение экзаменов, и подготовка к урокам, и многое другое. Предположим, мы установим недельную нагрузку в размере 36 часов. Президент говорит о том, что у нас перегружены учитель и ученик. А мы перегрузим их еще в два раза. Ведь учитель не будет сидеть в школе один, он будет работать с учеником. За границами этих 36 часов будет еще и подготовка к урокам.
Президент говорит о том, что нужно ликвидировать прямую зависимость между оплатой и объемом труда. Есть ли сегодня такая прямая зависимость? Нет. Ее не может быть, когда зарплата зависит не только от объема, но и от качества труда, от квалификации. Напомню, что нынешняя система оплаты труда включает три квалификационные категории, а не только разряды. Мы предлагаем более резкую дифференциацию, при которой разница между категориями будет составлять не менее 20%. Помимо этого мы предлагаем введение должностей «старший учитель» и «учитель-методист». Это тоже станет опосредованным показателем качества, поскольку должность будет зависеть не от стажа, а от квалификации.
Мы согласны с тем, что должен быть увеличен надтарифный фонд. Сегодня часть его используется не как доплата за качество, а как доплата за дополнительный объем работы. Увеличение надтарифного фонда позволит платить и за интенсивность труда, и за его качество. Но окончательным мерилом в данном случае могли бы стать оценки экспертов.
Сегодня мы должны решить несколько проблем: что должна представлять собой отраслевая система оплаты труда, кто будет ее разрабатывать и в какие сроки, будут ли у нас минимальные гарантии по оплате труда. Иначе все наши дискуссии бесмыссленны: мы говорим одно, а разработчики предложат Правительству РФ совсем другое.
Комментарии