search
main
0

Гарант нашей жизни. Что удерживает политическую систему в равновесии

Наш собеседник Валентин ШЕЛОХАЕВ – лауреат Государственной премии, доктор исторических наук, профессор, руководитель 60-томной серии «Политические партии. Документальное наследие», председатель ученого совета Фонда изучения наследия П.А.Столыпина.

– Валентин Валентинович, ныне действующей Конституции РФ уже 20 лет. Можно ли оценить ее роль в развитии страны?- Чтобы говорить о роли конституции, важно помнить, в каких условиях она принималась. Сегодня наш Основной закон определяет правовое поле деятельности органов представительной и исполнительной власти. До ее принятия это правовое поле было шатким и неопределенным.Я часто мысленно возвращаюсь к событиям 3 октября 1993 года. В тот день мне пришлось выступать на Радио России, в прямом эфире речь шла о сравнительном анализе кризисных событий апреля 1906 года и сентября-октября 1993 года.- Можно ли сравнивать эти две конституции – 1906 и 1993 годов? Что между ними общего и в чем отличие?- Начнем с ситуации, которая сложилась в 1905 году, когда власть оказалась неспособной реформистским путем выйти из системного политического кризиса. Первая российская революция заставила власть приступить к реформированию политической системы. Требование конституции настоятельно выдвигалось широкими общественными кругами. Под влиянием революционных событий начался процесс подготовки реформы государственного строя.Вначале эта реформа мыслилась достаточно ограниченной. И если мы обратим внимание на документы, где говорилось о созыве законосовещательного (а не законодательного) народного представительства, речь шла прежде всего о подготовке «куцего» избирательного закона и определении «коридора» компетенций законосовещательного представительства. Однако октябрьская всероссийская политическая стачка поставила крест на идее законосовещательного представительства. В итоге появился Манифест 17 октября о гражданских правах и свободах, о формировании уже законодательного народного представительства.Россия уже давно находилась в системе международных отношений, международных связей – экономических, политических, правовых. При разработке текста новых Основных законов внимательно изучались конституции других европейских стран: Австрии, Германии, Англии, Франции, а также, скажем, Японии. Учитывался опыт западноевропейского парламентаризма. Творцы первой русской конституции не копировали слепо западные образцы, а искали формы, адекватные национальной почве.В подготовке проекта конституции 1993 года и Основных законов 1906 года много общего. Если сравнивать, то можно заметить, что и там, и здесь была явная перетяжка каната в сторону сохранения компетенции главы государства, исполнительной власти и сужения поля деятельности представительной, законодательной власти. Когда мы говорим о разделении властей, то нельзя представлять себе, что они изолированы друг от друга. Это единая политическая система с разделенными функциями и компетенциями.Если мы с этой точки зрения посмотрим на Основные законы, которые были приняты в окончательном варианте в апреле 1906 года, мы убедимся, что Николай II вынужден был отказаться от неограниченного самодержавия. При обсуждении проекта Основных законов он скрепя сердце согласился убрать слово «неограниченной». В его руках сосредоточивалась вся исполнительная власть, он осуществлял руководство Вооруженными силами, определял курс внешней политики, решал вопросы объявления войны и мира, введения чрезвычайного или военного положения, созывал и распускал Государственную Думу.В Основных законах был ряд статей, которые существенно ограничивали права Государственной Думы. В частности, статья 87 гласила, что император во время роспуска парламента имел право издавать указы, которые, по сути, являлись законами. Юристы до сих пор спорят о 87-й статье – равен ли указ закону или нет. Формально все указы, принятые согласно 87-й статье, должны были вноситься на рассмотрение Думы. Но практически, в реальной жизни, они трактовались в качестве законов. По этой статье были изданы все основные Столыпинские законопроекты, введенные в указном порядке в действие в период между роспуском I и II Думы, когда перерыв в ее работе составил целых 7 месяцев. Благодаря 87-й статье удалось избежать правового вакуума.Конституция 1906 года создавала правовое поле для системы, где удельный вес императорской, исполнительной власти и власти законодательной был неравен.Первая и вторая Думы просуществовали недолго. Первая – 72 дня, вторая – 104. Пришлось изменить избирательный закон, по которому были избраны следующие две Думы. Парламент стал конструктивным институтом, с которым правительство смогло сотрудничать, принимать соответствующие законы.Государственная Дума избиралась по сложной многоступенчатой системе, в ней было много ограничений. Тем не менее Дума была первым реальным общенациональным представительством. Это был важный шаг в сторону формирования парламентаризма по западноевропейскому образцу с национальной спецификой. Это свидетельствовало о том, что Россия находится в системе западноевропейского парламентаризма, в которой роспуск парламента был обычной практикой.Так в России того времени создается новая политическая система, которая становится новым фактором общественной, политической жизни в стране. И Государственная Дума, и реформированный Государственный совет были стимуляторами общественной жизни. Госдума выступала в роли мотора по продвижению России вперед. Формируются партии, создаются общественные организации. Она стала мощным фактором и ускорителем развития процесса формирования гражданского общества и формирования правового государства в России. Возникнув в кризисной ситуации, выполнила стабилизирующую функцию и способствовала развитию страны.- В чем сходство ситуации начала XX века с ситуацией 1990-х годов?- Если перейти к нашему времени, к 1993 году, то мы не можем говорить о полной схожести, но общего много. В 90-е годы, после распада СССР, возникла новая политическая реальность и созрела необходимость новой конституции.Процесс создания конституции для новой России тоже проходил непросто. Внимательно изучали все европейские конституции, выбирая модель, которая наиболее соответствовала той ситуации, которая тогда сложилась в стране. События в сентябре-октябре 1993 года – конфликт между исполнительно-президентской властью и съездом народных депутатов – ускорили процесс ее разработки. Осенью 1993 года проект был опубликован, и началось его обсуждение.- Проект был подвергнут жесточайшей критике. Главное возражение заключалось в том, что конституция целиком выстроена под президента, что вызывало опасение возникновения авторитарного и даже тоталитарного режима.- Те же проблемы были в 1905-1906 годах: в проекте предусматривался расширенный сегмент императорской власти и довольно узкий коридор, связанный с компетенциями законодательной. И в начале и в конце века общественность внимательно следила за происходящими процессами, тогда и теперь возникла новая реальность, новая расстановка сил.Конституция РФ была принята в декабре 1993 года, сразу после известных октябрьских событий. Она способствовала успокоению политической жизни в стране, выступила в роли стабилизирующего фактора. Это реальный факт.Если сравнить количество представленных законопроектов, созданных в начале ХХ века и в конце его министерствами и ведомствами, с одной стороны, и депутатским корпусом – с другой, то, конечно, удельный вес их несопоставим – большинство законопроектов предлагалось не депутатами. В других странах то же самое – чиновники активнее. Это отражение реальности.Сохраняется еще одна традиция, заложенная в начале прошлого века. Это создание партийных фракций в парламенте. Фракции представляют разные сегменты избирателей. В двух первых Думах лидировали кадеты, в третьей – октябристы. Сегодня у нас лидирует та фракция, которая получила большинство голосов на выборах. Лидирующие фракции есть и в европейских странах, где партии нередко меняются ролями. Это нормальный процесс, индикатор состояния общества.Хочу обратить внимание на такую тенденцию, как перекличка времен. Наш парламентский корпус начала ХХ века был тесно связан с парламентариями Западной Европы, практиковался обмен визитами парламентских групп. Сейчас это также стало нормой, есть связь и с Европарламентом. Как и сто лет назад, Российский парламент органично вписался в систему международного парламентаризма.- Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин в статье, посвященной 10-летию Конституции РФ, высоко оценивает значение Основного закона страны как гаранта стабильности политического строя. Он сказал: «Лично я твердо убежден, что, если бы у России была не Конституция 1993 года, а конституция парламентской республики типа итальянской, наша страна давно бы распалась на части».- Валерий Зорькин – юрист, историк, автор книги о первом председателе Госдумы Муромцеве. В октябре 1993 года он не был на стороне Ельцина и критиковал проект новой конституции с позиции его противников. Тогда он выступал как политик, а теперь – как юрист-профессионал.Считаю, что ситуация 1993 года требовала предоставить приоритет президенту и исполнительной власти. Это позволяло оперативно решать насущные вопросы страны. Парламентская система требует высокого профессионализма парламентариев. Даже при английском парламентаризме роль правительства велика, не говоря уже о Соединенных Штатах Америки, где президент и его кабинет имеют полномочия принимать необходимые решения.- Таким образом, Конституция РФ стала действительным гарантом стабильности в России?- Акцент Конституции 1993 года на полномочиях президентской власти спас Россию от государственного распада. Эти угрозы 1990-х годов известны всем, и они преодолены благодаря сильной президентской власти, закрепленной в соответствующих статьях Конституции РФ. Она создала надежное правовое поле для всех ветвей власти и удерживает политическую систему в равновесии. После 1993 года сыграла свою положительную роль в политическом развитии, несмотря на критику, выдержала испытание временем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте