В феврале Общероссийский Профсоюз образования провел Всероссийскую научно-практическую конференцию «Технологии формирования культуры профессионального здоровья педагогических работников» (мы подробно рассказали о ней в предыдущем выпуске «МП»). В ходе конференции был подписан меморандум о сотрудничестве между профсоюзом, Минпросвещения, Минобрнауки, Минспорта и Министерством здравоохранения РФ. По итогам форума мы беседуем с председателем профсоюза Галиной МЕРКУЛОВОЙ.
– Галина Ивановна, что побудило профсоюз обратить внимание на проблему профессионального здоровья педагога? Какова была цель конференции?
– Конференция стала одним из заключительных событий тематического года «Спорт. Здоровье. Долголетие», который профсоюз провел в 2021 году. И наша конференция, и многочисленные мероприятия тематического года преследовали одну цель – помочь педагогам в преодолении психофизиологических проблем, которые принес в систему образования 2020 год, когда началась пандемия коронавирусной инфекции. Вынужденный переход на дистанционное обучение привел к серьезной трансформации педагогической работы: резко возросла напряженность, интенсивность и сложность педагогического труда, что не могло не повлечь за собой ухудшение состояния здоровья педагогов. Это побудило нас взяться за обеспечение координации ведомственных и межведомственных решений по этому вопросу.
– Что профсоюз волнует в первую очередь?
– Нас беспокоит критический рост уровня стресса в педагогической среде. Основными источниками стресса для педагогов стали их недостаточная подготовка к дистанционному преподаванию и неоптимальные условия труда для обучения школьников и студентов в таком формате. Перед учителями встала задача реализовать образовательную программу, несмотря на собственные тревоги, и при этом эмоционально поддерживать учеников, мотивировать их к обучению.
Дополнительный фактор, усиливающий стресс, – существенно возросшая нагрузка педагогов, которая обусловлена необходимостью поиска новых средств преподавания и подготовки материалов с учетом дистанционного формата, а также увеличившимся объемом коммуникаций с учениками и их тревожными родителями.
Многим педагогам приходилось в роли родителей помогать своим детям с учебой, удовлетворять другие потребности семьи одновременно с дистанционным обучением школьников, что привело к дисбалансу рабочего и личного времени.
– Что профсоюз считает наиболее критичным в этой проблеме?
– Критичным оказалось изменение модели трудовой деятельности. Дистанционный и смешанный форматы обучения привели к масштабным изменениям: ослабли профессиональные связи, снизилась социальная включенность, обострились трудовые и межличностные конфликты, повысилась профессиональная тревожность педагогов, что вызывает обоснованные опасения профсоюза по поводу ускорения их профессионального выгорания.
Именно поэтому профсоюз в течение 2021 года реализовал образовательную программу «Искусство жить без стресса», а также провел всероссийский конкурс «Здоровые решения», который направлен на выявление и распространение успешных практик по формированию здорового образа жизни педагогов.
Тематический год показал, что у профсоюза как общественной организации, конечно, есть ресурсы для поиска решений проблемы, но для системного подхода важна консолидация усилий всех социальных партнеров.
Прекрасную возможность для объединения усилий создает утвержденная правительством Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, которая направлена на формирование культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения. В ней заложены хорошие инструменты и механизмы межведомственного взаимодействия. Мы же выступаем за выделение педагогического сообщества как приоритетной целевой группы, чтобы обеспечить педагогам различные возможности для систематических занятий физической культурой.
– Что профсоюз ожидает от власти и других заинтересованных сторон?
– Наши многочисленные консультации и встречи с руководителями федеральных органов власти выявили недостаточное внимание к проблеме профессионального здоровья педагогических работников.
К сожалению, насколько много ресурсов государство сегодня направляет на поддержку здорового образа жизни обучающихся в рамках национальных проектов, настолько мало уделено внимания педагогам, которые должны показать образец здорового образа жизни для своих подопечных, ведь учитель был, есть и будет примером для учеников.
Профсоюз выступает за развитие всероссийского движения, направленного на формирование культуры профессионального здоровья педагогов и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
– А что профсоюз вкладывает в понятие «профессиональное здоровье»?
– Мы понимаем профессиональное здоровье как комплексное физическое, психическое, духовное, социальное благополучие педагога, которое позволяет ему продуктивно работать и сопротивляться негативным факторам образовательной среды. Отмечу, что достижение благополучия является основой национальных целей развития нашей страны до 2030 года, определенных указом президента.
– Галина Ивановна, какое у вас впечатление от конференции? Удалось ли все, что было задумано?
– Мы рады, что на наш призыв объединить усилия откликнулись наши отраслевые министерства – Минпросвещения и Минобрнауки России, а также Министерство здравоохранения и Министерство спорта РФ.
Мы заручились поддержкой представителей федеральных ведомств в вопросах создания и распространения физкультурно-оздоровительных и спортивных инициатив, программ и проектов для работников образования и студентов.
Надеемся, что совместными усилиями мы сможем содействовать продвижению ценностей здорового образа жизни в профсоюзном и образовательном сообществах.
Также мы надеемся на активное содействие руководителей образовательных учреждений в создании условий для формирования культуры здорового труда и отдыха в каждом учебном заведении. Благополучное будущее начинается сегодня!
Иван ГОЛИКОВ
Комментарии