search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Гаджеты в школе: хозяева или слуги?

Мобильный телефон – незаменимый атрибут современного человека. Подростки сейчас с ним практически не расстаются, используя его не только как средство связи, но и для многого другого – игр, общения в соцсетях, телефон становится и компактным кинотеатром, и карманным проигрывателем. Часто чрезмерное использование мобильных устройств приводит к зависимости.

 

Педагогам все это очень мешает, учеников буквально не оторвать от экранов смартфонов, поэтому они не слушают объяснений, выпадают из контекста урока. Конечно, от этого страдает качество образования. Да и личность ребенка деформируется: он быстрее утомляется, становится раздражительным, выражает протест на просьбы учителя, родителей, одноклассников, не выполняет задания на уроках и дома или делает это некачественно.

При этом запретить Интернет и мобильные телефоны в школе невозможно. Более того, в современном образовательном пространстве они необходимы, поскольку позволяют организовать дистанционное обучение, использовать электронные учебники, работать с современными образовательными приложениями, платформами, текстами, видео и прочими полезными ресурсами.
Еще до того как школы мира стали активно использовать дистанционное обучение, в образовательный процесс начали эффективно внедрять гаджеты. Например, работали по системе BYOD (Bring Your Own Device – «Принеси собственное устройство»): ученикам предлагали использовать на занятиях свой гаджет для поиска информации, просмотра видеоматериалов. При этом ребята получали сведения в привычной для них форме (через видео, статьи, чаты), охотнее учились и, главное, могли продолжить образовательный процесс и за пределами класса.

Еще один формат – «перевернутый класс» (flipped classroom): изучение материала и выполнение заданий происходит в противоположной стандартному уроку последовательности. Дома ученик через Интернет просматривает теоретическую часть, обычно на мультимедийных носителях, а на уроке выполняет практические задания. В этом случае удается отвести больше времени на общение учителя и ученика в классе и на работу в группе. Заболевшие ученики, вернувшись в школу, легче включаются в учебу: видеолекция содержит всю необходимую информацию по теме. К тому же к ресурсу всегда можно вернуться накануне экзаменов.

LearningApps.org – платформа для создания интерактивных заданий. Ученики на уроке получают ссылку на интерактивное задание и выполняют его. Такой формат позволяет готовить задания дома, используя свои мобильные устройства с доступом к сети Интернет.

E-learning – это электронное обучение, не отдельные элементы, а целостная среда, включающая учебу с помощью мобильных устройств (mobile learning, или m-learning) и обучение на основе интернет-технологий (web-based training, WBT). Эта форма дает возможность учиться дистанционно, консультироваться и получать отметки.

Learnis.ru – портал для создания обучающих игр и викторин. Чтобы команды могли ответить на вопрос, у капитанов должны быть телефоны с Интернетом и допуск к игре от учителя. На экранах появляется кнопка «ответить», и все вовлекаются в общий процесс соревнования и никто не «сидит» в телефоне.

Особое место занимает МЭШ (Московская электронная школа) – образовательная платформа, дающая широкие возможности для педагогических экспериментов и творчества детей. Обучение идет в режиме онлайн на любых устройствах и в любое время.

Например, планшет становится лабораторией, библиотекой, классной комнатой, пространством для экспериментов. В нем можно проходить тесты, участвовать в видеоуроках, использовать дополнительные материалы и делиться своими результатами с друзьями. В библиотеке электронных материалов есть виртуальные лаборатории, которые позволяют проводить опыты по физике, создавать 3D-фигуры и путешествовать, используя интерактивные карты по истории и географии.

Электронный дневник – удобная функция МЭШ. Он всегда под рукой, и в нем есть домашнее задание, расписание, дополнительные занятия, чаты с одноклассниками и учителями, школьные новости и мероприятия.

Есть в МЭШ особый раздел «Самодиагностика», который успешно используется учениками всех возрастных групп – от начальной до старшей школы. Задания прошли многоступенчатую экспертизу. Пройдя тест, ученик сразу получает детальный анализ с указанием пробелов и тем, рекомендуемых для дополнительной отработки. Результаты ребенка доступны только семье и в школу не попадают.

Плюсы МЭШ очевидны. Эта платформа доступна в режиме онлайн для всех и в любое время. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов – все это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств.

Помимо глобальных платформ, порталов и форматов на уроках используются элементарные функции телефона: режим аудиовоспроизведения, видеоплеер, диктофон. Например, изучая иностранный язык, ребята слушают дома аудиозаписи на иностранном языке, использованные на уроке.

Свое мобильное устройство точно так же может использовать и учитель. Например, при подготовке учащихся старших классов к устной части ГИА по иностранному языку можно использовать функцию диктофона: речь учащегося записывается, затем аудиофайл включается классу для совместного анализа. Как показывает практика, так дети быстрее замечают свои ошибки. Запись прекрасно передает все недочеты: паузы, запинки, фонетические и грамматические неточности, что позволяет ребятам адекватно оценить уровень своей подготовки.

На уроках можно использовать телефон и для поиска материалов в Интернете, например, по происхождению слова, что позволит грамотно сделать его морфемный анализ.

Задача школа – отвечать на вызовы современности, в том числе готовить детей к эффективной и безопасной деятельности в потоке информации, вычленяя нужную информацию от цифрового мусора. Не стоит эту проблему решать запретительными мерами. Здесь требуется педагогическое решение сложной метапредметной задачи. И тогда умелое использование гаджетов станет благом, а не бедой.

Это наглядно показала ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции весной 2020 года. По данным ЮНЕСКО, 87,6% учеников во всем мире в течение года не посещали традиционные занятия. Дома либо на дистанционном обучении находились 1534227915 человек, решение о закрытии школ или переходе на дистанционное обучение приняли 184 государства мира. В тех странах, где школы лояльно относились к использованию мобильных устройств в образовательном процессе, обучение продолжилось, в остальных дети либо оказались предоставлены сами себе, либо отправились на вынужденные каникулы в условиях самоизоляции. Так что, пожалуй, в споре сторонников и противников гаджетов в школе победу одержали первые. Да, мир больше не будет прежним, так что школа должна взять на себя еще одну функцию – привить молодому поколению культуру поведения в цифровом мире. Отныне дистанционное обучение станет важной составляющей школьного обучения, а без грамотного и регулярного использования гаджетов в очном образовательном процессе это невозможно.

Юрий ВЕРЖБИЦКИЙ, директор школы №2094

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте