Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Актуально

Гаджеты в школе: хозяева или слуги?

УГ - Москва, №31 от 3 августа 2021. Читать номер
Автор:

Мобильный телефон – незаменимый атрибут современного человека. Подростки сейчас с ним практически не расстаются, используя его не только как средство связи, но и для многого другого – игр, общения в соцсетях, телефон становится и компактным кинотеатром, и карманным проигрывателем. Часто чрезмерное использование мобильных устройств приводит к зависимости.

 

Педагогам все это очень мешает, учеников буквально не оторвать от экранов смартфонов, поэтому они не слушают объяснений, выпадают из контекста урока. Конечно, от этого страдает качество образования. Да и личность ребенка деформируется: он быстрее утомляется, становится раздражительным, выражает протест на просьбы учителя, родителей, одноклассников, не выполняет задания на уроках и дома или делает это некачественно.

При этом запретить Интернет и мобильные телефоны в школе невозможно. Более того, в современном образовательном пространстве они необходимы, поскольку позволяют организовать дистанционное обучение, использовать электронные учебники, работать с современными образовательными приложениями, платформами, текстами, видео и прочими полезными ресурсами.
Еще до того как школы мира стали активно использовать дистанционное обучение, в образовательный процесс начали эффективно внедрять гаджеты. Например, работали по системе BYOD (Bring Your Own Device – «Принеси собственное устройство»): ученикам предлагали использовать на занятиях свой гаджет для поиска информации, просмотра видеоматериалов. При этом ребята получали сведения в привычной для них форме (через видео, статьи, чаты), охотнее учились и, главное, могли продолжить образовательный процесс и за пределами класса.

Еще один формат – «перевернутый класс» (flipped classroom): изучение материала и выполнение заданий происходит в противоположной стандартному уроку последовательности. Дома ученик через Интернет просматривает теоретическую часть, обычно на мультимедийных носителях, а на уроке выполняет практические задания. В этом случае удается отвести больше времени на общение учителя и ученика в классе и на работу в группе. Заболевшие ученики, вернувшись в школу, легче включаются в учебу: видеолекция содержит всю необходимую информацию по теме. К тому же к ресурсу всегда можно вернуться накануне экзаменов.

LearningApps.org – платформа для создания интерактивных заданий. Ученики на уроке получают ссылку на интерактивное задание и выполняют его. Такой формат позволяет готовить задания дома, используя свои мобильные устройства с доступом к сети Интернет.

E-learning – это электронное обучение, не отдельные элементы, а целостная среда, включающая учебу с помощью мобильных устройств (mobile learning, или m-learning) и обучение на основе интернет-технологий (web-based training, WBT). Эта форма дает возможность учиться дистанционно, консультироваться и получать отметки.

Learnis.ru – портал для создания обучающих игр и викторин. Чтобы команды могли ответить на вопрос, у капитанов должны быть телефоны с Интернетом и допуск к игре от учителя. На экранах появляется кнопка «ответить», и все вовлекаются в общий процесс соревнования и никто не «сидит» в телефоне.

Особое место занимает МЭШ (Московская электронная школа) – образовательная платформа, дающая широкие возможности для педагогических экспериментов и творчества детей. Обучение идет в режиме онлайн на любых устройствах и в любое время.

Например, планшет становится лабораторией, библиотекой, классной комнатой, пространством для экспериментов. В нем можно проходить тесты, участвовать в видеоуроках, использовать дополнительные материалы и делиться своими результатами с друзьями. В библиотеке электронных материалов есть виртуальные лаборатории, которые позволяют проводить опыты по физике, создавать 3D-фигуры и путешествовать, используя интерактивные карты по истории и географии.

Электронный дневник – удобная функция МЭШ. Он всегда под рукой, и в нем есть домашнее задание, расписание, дополнительные занятия, чаты с одноклассниками и учителями, школьные новости и мероприятия.

Есть в МЭШ особый раздел «Самодиагностика», который успешно используется учениками всех возрастных групп – от начальной до старшей школы. Задания прошли многоступенчатую экспертизу. Пройдя тест, ученик сразу получает детальный анализ с указанием пробелов и тем, рекомендуемых для дополнительной отработки. Результаты ребенка доступны только семье и в школу не попадают.

Плюсы МЭШ очевидны. Эта платформа доступна в режиме онлайн для всех и в любое время. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов – все это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств.

Помимо глобальных платформ, порталов и форматов на уроках используются элементарные функции телефона: режим аудиовоспроизведения, видеоплеер, диктофон. Например, изучая иностранный язык, ребята слушают дома аудиозаписи на иностранном языке, использованные на уроке.

Свое мобильное устройство точно так же может использовать и учитель. Например, при подготовке учащихся старших классов к устной части ГИА по иностранному языку можно использовать функцию диктофона: речь учащегося записывается, затем аудиофайл включается классу для совместного анализа. Как показывает практика, так дети быстрее замечают свои ошибки. Запись прекрасно передает все недочеты: паузы, запинки, фонетические и грамматические неточности, что позволяет ребятам адекватно оценить уровень своей подготовки.

На уроках можно использовать телефон и для поиска материалов в Интернете, например, по происхождению слова, что позволит грамотно сделать его морфемный анализ.

Задача школа – отвечать на вызовы современности, в том числе готовить детей к эффективной и безопасной деятельности в потоке информации, вычленяя нужную информацию от цифрового мусора. Не стоит эту проблему решать запретительными мерами. Здесь требуется педагогическое решение сложной метапредметной задачи. И тогда умелое использование гаджетов станет благом, а не бедой.

Это наглядно показала ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции весной 2020 года. По данным ЮНЕСКО, 87,6% учеников во всем мире в течение года не посещали традиционные занятия. Дома либо на дистанционном обучении находились 1534227915 человек, решение о закрытии школ или переходе на дистанционное обучение приняли 184 государства мира. В тех странах, где школы лояльно относились к использованию мобильных устройств в образовательном процессе, обучение продолжилось, в остальных дети либо оказались предоставлены сами себе, либо отправились на вынужденные каникулы в условиях самоизоляции. Так что, пожалуй, в споре сторонников и противников гаджетов в школе победу одержали первые. Да, мир больше не будет прежним, так что школа должна взять на себя еще одну функцию – привить молодому поколению культуру поведения в цифровом мире. Отныне дистанционное обучение станет важной составляющей школьного обучения, а без грамотного и регулярного использования гаджетов в очном образовательном процессе это невозможно.

Юрий ВЕРЖБИЦКИЙ, директор школы №2094


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту