search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В школьных уроках появятся видеоматериалы Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов В Челябинске отменили уроки в школах Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат
0

Гадайте на ромашках осторожнее. или Как не попасть в секту

Десять лет назад меня НЕ затащили в секту. Это НЕ произошло так. Будучи начинающим репортером областной газеты, я решила написать о благотворительной акции некоей общественной организации. Организация по разрешению муниципальных властей арендовала часть помещения городского детсада. Полтора десятка молодых людей, участвовавших в акции, бродили вверх-вниз по детсадовским лестницам, украшенным бумажными ромашками, отгадывали загадки, пели хором и пили в конце мероприятия чай со сладостями.

Приглашенная за общий стол, я обратила внимание на то, что все присутствующие были между собой, очевидно, знакомы. «Мы недавно проводили праздник встречи весны – пекли из теста жаворонков, знаете, есть такая русская традиция?! – нарочито добрым голосом, тем, который называют елейным, объясняла мне соседка по столу. Она отрекомендовалась руководителем организации. – Думают, что эта традиция связана с православием, но много общего есть в мире, и нельзя замыкаться только в своем кругу…»

«Ты вправду решила написать о них заметку? – спросил меня на следующий день в редакции коллега, человек православный. – А ты знаешь, что эту организацию церковь считает сектой?»

Было поздно, заметка о благотворительной акции уже вышла. А меня руководительница организации в свою очередь взяла на заметку и регулярно с тех пор навещала в редакции, проникновенным голосом рассказывая о новых добрых делах. Официально эта организация не была запрещена, но меня смутили слова верующего коллеги… Словом, через год моих увертываний от новых публикаций благотворители оставили наконец меня в покое. Я не была им нужна в качестве нового члена организации, но их манила возможность через газету рекламировать широкой публике свою деятельность.

Позже я узнала, что так же уклончиво, как я, отнеслись к посетителям с елейными голосами в других городских СМИ. Прямое обвинение в сектантстве было невозможно, поскольку власть дала санкцию на существование этой организации. Но журналисты сомневались в том, что репутация ее чиста. Мы смогли тогда только то, что смогли – отказались помогать сектантам. А сейчас я думаю: что стало с теми, кто сидел в тот день за радушным столом в детсаду и послушно отгадывал загадки на ромашковых лестницах…

Согласно мировой статистике именно молодые люди составляют большую часть адептов религиозных сект. И попадают они туда не только из-за чувства одиночества, но и из-за желания улучшить мир, принять участие в добрых делах и просто из любопытства. В России в 1990-х население, особенно молодое, было увлечено открытостью страны, возможностью познавать мир. Молодежь и подростки целыми компаниями ходили на «что-нибудь новенькое», будь то веселые иностранные миссионеры, танцующие под религиозный гимн в местном ДК, собравшиеся на съемной квартире молчаливые кришнаиты, руководимые дамой в сари с бубенцом на пальце ноги, или лекции, обещающие полное философское познание мира, в городском кинотеатре. Местные власти давали тогда официальные разрешения на многие подобные мероприятия. Спустя несколько лет федеральная власть наложила запрет на существование ряда организаций, уже повлиявших на умы населения. Эти организации успели повлиять и на саму власть. Так, в 1996 году вышел приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «Об отмене «Методических рекомендаций «Программа детоксикации». Министерство отменило собственные рекомендации и призвало руководителей учреждений здравоохранения «не допускать пропаганды и использования методов детоксикации, иных вытекающих из учения Рона Хаббарда методов саентологии и дианетики в практике здравоохранения».

Если общественная организация занимается незаконной врачебной практикой, европейские государства могут наложить запрет на ее деятельность. Это возможно благодаря постановлению Европейского парламента 1996 года «О сектах в Европе» и рекомендациям Совета Европы 1992 года «О сектах и новых религиозных движениях». В этих документах даются в общих чертах определения сект и сектоподобных союзов.

В России в действующих федеральных законах, нормативных, правовых актах, постановлениях и определениях Верховного и Конституционного судов РФ отсутствуют юридически формализованные понятия «секта», «тоталитарная секта», «деструктивная секта», «новое религиозное движение».

Статья 30 Конституции РФ говорит о том, что «каждый имеет право на объединение». Государство имеет право не допускать легализации организаций, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправильным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия.

Как защитить российских школьников от влияния сект и псевдофилософских учений?

Тот же Совет Европы в качестве ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ рекомендаций призывает включать информацию об истории и философии важных школ мысли и традиционных религиях в ОБЩУЮ школьную программу. В странах, входящих в Совет Европы, созданы независимые государственные информационные центры и неправительственные организации для защиты жертв сектантства, а также хорошо налажен обмен информацией о деятельности сект на территории Европы.

Оградить школьников от влияния сект пытаются и в России, но эти попытки, как правило, ограничиваются введением в школах курсов изучения православной культуры. Так поступили в Омской области, где помимо 248 зарегистрированных религиозных объединений неофициально функционируют три десятка организаций, которые не одобрены государством по разным причинам, например, запрещают своим членам служить в армии. В 118 учебных заведениях Омской области по соглашению между Министерством образования и Омско-Тарской епархией преподается курс «Основы православной культуры». Кстати, образовательные учреждения сами принимают решение о введении курса в свой учебный план.

По статистике в России более 427 тысяч молодежных и детских общественных организаций. Патриотическое воспитание – одна из целей, записанных в их программах. Но по одной лишь программе сложно судить о сути организации – ее раскрывают только дела. Или – в судебном процессе – деяния…

Движимые патриотизмом, руководители юных могут, например, организовывать поиск заброшенных деревень (детская общественная организация «Пилигрим», Карелия), ездить на «поездах памяти» с ветеранами Великой Отечественной по местам боевой славы России (Московский дом детских общественных организаций), возрождать традиции скаутов (Региональная детская общественная организация «Исторический скаутский центр «Царское Село», Санкт-Петербург), возвращать из небытия имена солдат, погибших на полях войны (молодежное движение «Долина», Великий Новгород). А могут иметь совсем другие цели, далекие от патриотических.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» принят в России в 2002 году, поправки к нему – в 2006-2007 годах. Под понятие «экстремистская деятельность» попадает «осуществление массовых беспорядков, хулиганские действия, акты вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды». Замечу, что экстремистами могут признать тех, кто пропагандирует «превосходство социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности».

Сейчас в России согласно этому закону официально запрещено 17 организаций преимущественно радикально-мусульманского направления, под запрет попала незарегистрированная НБП (Национал-большевистская партия) и московское отделение РНЕ (движение «Русское национальное единство»). Названия наиболее массовых экстремистских организаций на слуху у населения «благодаря» их публичным акциям, освещаемым СМИ. Но как молодому человеку определить, имеет ли небольшая местная организация, зовущая его в свои ряды, экстремистское или запрещенное сектантское направление?

Можно, конечно, провести самостоятельное расследование, сравнив деятельность этой организации с положениями федеральных и европейских документов, выдержки из которых мы привели в этой статье. Но людям, безусловно, нужна более широкая информация по этому вопросу – та, которую в Европе предоставляют специальные информационные центры.

В России нет пока системы таких центров, нет сети организаций для защиты жертв сектантства (можно отметить только наиболее известный Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова в Москве). Государство обязано защитить наших детей от пропаганды экстремизма, опасных религий и псевдофилософий – в том числе, возможно, путем включения краткого информационного материала о распространенных философских течениях и массовых традиционных религиях в школьную программу старшеклассников, как это делается в Европе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте