Если вы думаете, что Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» названа именно школой ради красного словца, то ошибаетесь. Доказать, что это настоящая полноценная школа, ничего не стоит. Достаточно увидеть, как прощаются друг с другом ее ученики перед разъездом – словно за пять учебных дней они прожили десять школьных лет, и вот он, выпускной бал. Объятия, слезы, песни хором, обещания писать, не забывать, обязательно встретиться. Только прогулки на рассвете не получится – каждая делегация спешит на свой поезд, автобус, самолет, поэтому школа заканчивается не вдруг, а словно «тает» постепенно. Ну а встреча, так сказать, «1 сентября», то бишь в первый день новой Зимней школы или традиционной июльской летней экспедиции даже чуточку поэмоциональнее, чем в обычной школе. Не виделись ведь полгода…
А может быть, вы еще ничего не слышали о межрегиональных зимних школах «Учитель года»? Ну тогда надо обо всем по порядку – что это такое, историческая справка, рассказ о традициях, классах, уроках и даже выпускных тестах.
Полуофициальная справка
Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» – проект, разработанный «Учительской газетой» и Межрегиональным клубом «Учитель года».
Идея его вкратце такова: на зимние каникулы съезжаются лауреаты и победители конкурса «Учитель года», другие талантливые педагоги, привозят с собой детей и дают им нестандартные уроки.
Реализуется проект при поддержке Федерального агентства по образованию, Московского центра педагогического мастерства. Что касается этого года, уже пятого в истории проведения школ, наш проект ни за что бы не состоялся без помощи Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы. И ученики, и учителя не раз вспоминали добрым словом начальника Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы Веру Лопатину, а также директора научно-методического центра ЦОУО Марианну Лебедеву. Церемония открытия прошла в московской школе №480, чье современнейшее здание, построенное всего лишь в прошлом году, вызывает легкое восхищенное головокружение – такая это красота. А жили, учились и преподавали делегации из 22 регионов и Республики Болгария (вот такая на этот раз международная школа получилась!) в школе-интернате №45. Это вам не шутка – почти на неделю приютить 120 человек! Спасибо директору школы-интерната Татьяне Королевой, которая решилась на это.
Наверное, чтобы понять, что движет школьниками и их педагогами, которые вместо того, чтобы уютно устроиться с чашкой чая перед телевизором, садятся 1 января в поезда и занимают места в самолетах, надо самим быть таким же «сумасшедшим». Приветствуя участников Зимней школы, директор московского Центра педагогического мастерства Лариса Каминская заметила: «Нормальные люди собираться в школе 4 января, а 5 учиться и давать уроки не станут. Для них вы странные люди. И какое счастье, что таких замечательно странных людей становится больше и больше».
А главный редактор журнала «Химия в школе» Людмила Левина продолжила тему: «Я смотрю на Владимира Нодаровича – это атипичный представитель учительства и типичный представитель тех, кто здесь собран, я имею в виду педагогов. Мне кажется, Владимир Нодарович мог быть кем угодно, за исключением оперного певца и солиста балета Большого театра». Талантливым журналистом, писателем, поэтом… Но он остался учителем. И все учителя, которые здесь сидят, – такие. Они не изменили себе, они каждый день ходят в школу». Владимир Головнер, химик, лауреат московского конкурса «Учитель года», о котором зашла речь, собственно, и есть главный человек Зимней школы, ее директор, потому что на нем лежит ответственность за все – размещение, питание, расписание и многое-многое другое. А самое интересное, что эту школу и, значит, нескучное себе занятие на зимние каникулы Владимир Нодарович придумал сам!
История
О ней очень коротко, но в данном случае цифры и факты говорят сами за себя.
Первая Зимняя школа «Учитель года» была проведена четыре года назад в Москве. В ней приняли участие 13 регионов Российской Федерации.
Вторая Зимняя школа «Учитель года» прошла в январе 2007 года в Санкт-Петербурге. В ней также приняли участие делегации 13 регионов России, а общая численность участников составила 113 человек.
Третья Зимняя школа вновь проходила в Москве в январе 2008 года.
Четвертая Зимняя школа работала в зимние каникулы прошлого года в Екатеринбурге. За пять дней учителя – победители региональных конкурсов «Учитель года» дали 70 интереснейших уроков. Уроки Зимней школы активно посещали учителя школ Екатеринбурга. Кроме того, в рамках Зимней школы мастер-классы провели лучшие учителя столицы Урала. В вечерние часы взрослые участники программы собирались вместе для обсуждения новых образовательных проектов, презентации своих педагогических идей. Для участников Зимней школы была организована широкая экскурсионно-образовательная программа по столице Урала.
Традиции
Одна из них – очень красивая. Все время, пока открыта школа, в актовом зале ее «базы» вывешиваются флаги всех прибывших регионов. Рядом красуется баннер «Учительской газеты». Все-таки символика в нашей жизни занимает не последнее место.
Само собой, у Зимней школы есть свой гимн. Есть свой сайт – www.pelikanschool.ru. Есть обязательные пункты программы, от которых ни в коем случае нельзя отойти (например, дискотека в последний вечер, вручение дипломов всем трудягам – маленьким и взрослым). Больше всего традиций связано с торжественным открытием Зимней школы. Например, все в обязательном порядке играют в игру – определить самый восточный (в этом году это Новосибирская область), самый западный (Калининградская область), самый южный (Республика Болгария), самый северный (Республика Коми) регион, откуда приехали делегации.
Далее следует приветственная визитка каждой делегации: народный танец, современная песня в стиле рэп, шуточные сценки из жизни – простор для творчества неограниченный.
Ни одна школа не обходится без экскурсий по городу, где она проходит. И совершенно особое мероприятие – краеведческая игра «Московские штучки» (в Екатеринбурге, естественно, они были «Екатеринбургскими»). Каждой делегации предлагается найти несколько культовых объектов столицы и выполнить ряд заданий. Например, покормить медведя в деревянном Кремле на вернисаже в Измайлове. Или сделать полный макияж, используя только пробники в магазинах известной косметической сети. Из всех пунктов необходимо привозить фотографии и вещественные подтверждения выполненного задания, а из некоторых – видеозаписи. Например, в этом году делегациям предлагалось открыть паспорт, найти на внутренней стороне обложки один из самых красивых видов Москвы, затем найти место, откуда сделана эта фотография, и, встав на этом фоне, записать видеообращение к участникам «Зимней школы». Естественно, чем больше заданий сумела выполнить делегация (в этом году их было 14), а также чем качественней, тем больше баллов она получает.
Классы
Здесь есть и классы – от «А» до «Е». Изюминка их комплектования в Зимней школе заключается в том, что вместе собираются ребята из разных регионов, порой географически значительно оторванных друг от друга. Это позволяет подружиться, приобрести столь актуальные сегодня навыки коммуникации, наконец, узнать, как живут люди в большой стране.
Например, вот состав класса «Г», куда попали старшие ребята:
1. Арнаудов Теодор Васков, 10-й класс, Болгария,
2. Славов Кирилл Бориславов, 10-й класс, Болгария,
3. Иванина Григорий, 11-й класс, Воронежская область,
4. Каширова Валерия, 11-й класс, Калининградская область,
5. Филоненко Екатерина, 11-й класс, Новосибирская область,
6. Емельянов Илья, 10-й класс, Новосибирская область,
7. Бунакова Наталья, 11-й класс, Омская область,
8. Ерофеева Юлия, 11-й класс, Омская область,
9. Кудряшова Мария, 11-й класс, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
10. Лукина Екатерина, 10-й класс, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
11. Сюсина Дарья, 10-й класс, Челябинская область,
12. Зубаткина Лада, 11-й класс, Челябинская область,
13. Козьякова Софья, 11-й класс, Тульская область,
14. Блинцов Антон, 11-й класс, Тульская область.
Из старшеклассников были сформированы две учебные группы. Остальные товарищества любителей учебы в каникулы сформировались из девятиклассников – «А», представителей 8-х и 9-х классов – «Д», детей с 7-го по 9-й класс – «Е», а в группу «Б» вошла даже шестиклассница Елизавета Потапова из Магнитогорска.
Методики и технологии
Конечно, в этой школе работают всевозможные современные педагогические технологии, методики, приемы – развития критического мышления, ментальная карта, интеграция предметов, эксперимент, создание проблемной ситуации. Но это только база, основа, из которой вырастает настоящая авторская школа. Так что в данном случае зачастую дело не в том, какой предмет преподается и какая тема написана на доске, а кто пришел давать урок. Учитель года Тамбовской области-2001, историк Сергей Лямин не просто анализирует картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи», он предлагает ребятам урок-созерцание, который начинается с анализа своих собственных эмоциональных ощущений, и только потом ученики знакомятся с историческими источниками. Учитель географии, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области-2001» Елена Давыдова не зря назвала свой урок путешествием. Она показывает ребятам фотографии из разных стран – виды природы и виды объектов, созданных человеком. Оказалось, что по пейзажам страну определить труднее, и это вполне логично. На уроках Елены Павловны ребята получили просто-таки бесценную информацию по многим разделам географии, и главное – научились выполнять практически любое задание по предмету. Оказывается, самое главное – определить географическое положение, то есть ответить на вопрос «где». Ребята задумались над тем, что не всегда следует верить напечатанным учебникам. И получили совершенную уникальную табличку – план изучения любого географического объекта.
А вот занятие учителя года Смоленской области-2005 Юлии Митьковой ни к одному предмету не привязано. Детям непонятно, что преподает учитель, а сама педагог вдруг спрашивает у них: «На какой урок вы пришли? Что будем делать? Запишите в тетради ваши соображения…» Исходя из названия «Удивительная полоска» и лежащей на партах бумаги, разумеется. Все еще непонятно… Но кое-что проясняется, когда Юлия Игоревна берет в руки эту самую полоску – оказывается, это невероятно гибкий к человеческим желаниям материал. Свернул в кольцо, изогнул, выпрямил – и вот уже у ребят рождаются ассоциации: браслет, лента Мебиуса, дорога, яма и так далее. Но урок посвящен не только творчеству, а еще и борьбе со стереотипами, которые сидят в самых творческих учителях и даже – в детях. Юлия Митькова предлагает сделать из одного листа бумаги три отдельные полоски. Естественная реакция – разорвать лист или разрезать. А учительница нашла другой способ – сложить лист наподобие гармошки, сгибы образуют те же самые самостоятельные полоски. Затем из полосок надо соорудить нечто и дать ему название. Но самое интересное начинается, когда взрослые и дети со своими поделками объединяются в группы и должны придумать связную историю, опираясь на свои бумажные фантазии. Связать душевные порывы совершенно разных людей весьма непросто!
Рассказать обо всех уроках невозможно, да и не стоит. Читайте «Методическую кухню» – многие сценарии нестандартных занятий будут опубликованы на ее страницах.
Добавлю лишь, что школа – это еще и курсы повышения квалификации для учителей, которые сюда приезжают давать уроки по расписанию. Они обязательно ходят на занятия друг к другу, и не с пустыми руками, а с блокнотами, фотоаппаратами, камерами и флэшками. А в этом году они учились еще и у московских учителей года – победителей и лауреатов: Анны Мехед, Владимира Кружалова, Александра Глозмана, Михаила Стародубцева.
ЕГЭ по-учительгодовски
Каждый учебный год (а тем более одиннадцатилетнее обучение в школе) заканчивается непременным экзаменом. И Зимняя школа «Учитель года» – не исключение. Только проходит этот экзамен в форме «брейн-ринга». Ребята собираются в актовом зале, группируются по классам и отвечают на вопросы, непосредственно связанные с темами открытых уроков. Тематических блоков 8, на обдумывание каждой задачки дается одна минута. Судейская коллегия проверяет правильность ответа и ставит балл (или не ставит). Легко отвечать тем, кто на уроках не зевал…
Ведущий, директор Зимней школы Владимир Головнер, озвучивает выбранный вопрос:
«Литература.
С вами играет Людмила Николаевна Соколова, Калининградская область: «Почему именно из Кенигсберга в начале XX века русские путешественники отправляли так много открыток на родину?» Ответ: «Кенигсберг, современный Калининград, в начале XX века еще входил в состав России, зато располагался недалеко от западных границ нашего государства, а потому получалось так, что русские путешественники, выезжая из нашей страны, попадали сначала в Кенигсберг – первый заграничный город на пути. Поэтому каждый почитал долгом отправить домой открытку именно из него».
Химия.
Вопрос от Оксаны Николаевны Вережниковой, Нижегородская область: «В 1989 году компания IBM выложила на никелевой пластине свой логотип из 35 атомов ксенона. Так появились нанотехнологии. Между этим словом и указанным годом существует двойная связь. Какая?» Ответ: «Чтобы уловить связь между словом «нанотехнологии» и годом начала этой новой эпохи в развитии науки, надо знать, как переводится с греческого языка слово «нано» – оно означает «девять», точнее, десять в минус девятой степени – это примерно размер атома. Цифра девять дважды встречается в названии «1989 год». Это и есть двойная связь».
Надо признать, что все шесть команд ответили практически на все вопросы, однако лидером стал класс «Г», список которого уже был приведен выше. «Знайки» получили целую коробку сладостей.
А школа на этом закрылась. Не без печали, но с надеждой на встречу в 2011 году. И с полной уверенностью в том, что такие школы через сто лет уже не будут вызывать удивление, потому что станут повсеместным явлением. А на ребенка, который прогуливает уроки или во время каникул лежит перед телевизором, будут смотреть жалостливо. И, может быть, даже лечить специальными таблетками.
Комментарии