«Фундаментальные понятия» – интернет-проект «Учительской газеты», который мы осуществляем в партнерстве с лучшими педагогами страны, лауреатами и победителями Всероссийского конкурса «Учитель года». Его полная версия размещается на нашем сайте в открытом доступе. Последний вторник каждого месяца «УГ» представляет на своих страницах дайджест материалов «Фундаментальных понятий». Тема июньского выпуска – «Жизнь и смерть». Читайте материалы интернет-проекта «УГ» «Фундаментальные понятия» на www.ug.ru!
Обществознание
Философствовать – это учиться умирать…
Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, учитель истории и обществознания, заслуженный учитель России, лауреат Премии Президента РФ в области образования, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2003», директор гимназии №166, Санкт-Петербург
Когда Сократ ждал в тюрьме исполнения приговора, его друг Критон, подкупив стражу, предложил ему бежать из неволи. Бежать – значит сохранить себе жизнь, но изменить своим убеждениям, поставить себя в положение, когда исполнять свой долг невозможно. Остаться в тюрьме – значит умереть, но сохранить верность своим жизненным принципам. Сократ идет по второму пути, он выбирает смерть, ведь, считает мыслитель и его ученики, «более нужно ценить не жизнь как таковую, но жизнь хорошую».
Вот уже несколько тысячелетий этический выбор Сократа будоражит сознание думающих людей. Проблема жизни и смерти – самая главная проблема человеческого бытия. Об этом я, учитель обществознания, говорю со своими учениками. Мы любим пофилософствовать…
Биология
Клетка как на ладони
Елена КЛИМЕНКО, учитель биологии гимназии №24, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», Калуга
Категория «живое» для биологии – ключевая, исходная для всей системы биологических наук. Изучение живого невозможно без решения вопроса о его происхождении, поэтому я предлагаю раскрыть понятие живого через основные аспекты онтогенеза и филогенеза. Школьникам важно самостоятельно уметь выявлять критерии живых систем, знакомиться с уровнями организации живой материи. На уроке важно поставить проблемный вопрос о неклеточной форме жизни – вирусах, к которым неприменимы некоторые критерии, определяющие живые системы. Особое внимание нужно уделить повторению строения и свойств молекулы ДНК как носителя информации. В процессе урока ребята рассуждают о смысле таких понятий, как «жизнь» и «выживание», «жизнь» и «смерть». Важным моментом я считаю понимание значения жизни и смерти отдельных клеток в составе многоклеточного организма. В конце урока предлагаю рассмотреть нравственные моменты определения жизни и смерти в православии и других религиях мира, смерти физической и духовной.
Немецкий язык
Как жил великий Моцарт
Денис РОЧЕВ, учитель немецкого языка гимназии «Апекс», победитель конкурса «Учитель года Ленинградской области-2006», победитель ПНПО-2009, Гатчина
В следующем учебном году весь мир будет праздновать 255-летие со дня рождения великого Моцарта. Я предлагаю урок, посвященный жизни и смерти великого композитора. Выбор, последовательность и расположение материала продуманы в соответствии с условиями 40-минутного урока и направлены на достижение его целей – познакомить учеников с биографией Моцарта и на основе этого материала развивать навыки устной речи. На занятии я предлагаю реализовать основной принцип обучения иностранному языку – обучение, ориентированное на развитие межкультурной и коммуникативной компетенции. Предлагаю коллегам применить технологию модульно-блочного обучения.
Русский язык и литература
Спрячемся за синонимами?
Ульяна ЧЕРНЫШОВА, учитель русского языка и литературы Баскаковской школы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», Гагаринский район, Смоленская область
Считается, что детская игра расположена в начале нашей жизни, любовь является вершиной жизни, а смерть – ее завершением. Но в самой игре ребенок проживает все этапы жизни: любовь («дочки-матери»), встречи и расставания, ссоры и перемирия и даже смерть. Для детей 4-5 лет смерть – нечто естественное и легко поправимое, хотя они понимают, что это что-то печальное. Чем старше становится человек, тем охотнее он отгоняет от себя не только мысли о смерти, но и само слово «смерть» пытается заменить всевозможными синонимами. Вместе с тем смерть и все, что с ней связано, – неотъемлемая часть нашей культуры.
Английский язык, литература
Имя розы
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, победитель конкурса ПНПО «Лучший учитель РФ», лауреат I Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года РФ», представитель РФ в IEARN
Трагедия английского драматурга Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», написанная в конце XVI века, – небольшая пьеса, герои которой погибают из-за вражды своих семейств, благодаря цепочке невероятных, трагических случайностей, вот уже более четырех столетий постоянно идет на сцене, экранизируется, переделывается в мюзиклы и балеты, действие пьесы переносится в современность или в другие страны. За прошедшие века пьеса обросла легендами, разошлась на крылатые фразы. Цитаты из нее можно встретить во многих книгах, в фильмах, в беседе образованных людей. What’s in a name? That which we call a rose By any other name would smell as sweet. («Что в имени? То, что мы называем розой, // И под любым другим именем будет пахнуть так же сладко».) Эти слова Джульетты не только часто цитируются, «имя розы» давно стало нарицательным выражением. В чем секрет неувядающей популярности пьесы, сюжет которой не был новым и в XVI веке? Как получилось, что смерть юных влюбленных стала символом победы жизни и любви? Ищите ответы на сайте «УГ»!
Зачем человек появился на свет?
Взгляд
Александр РЫЖИКОВ, учитель математики Победненской школы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», Залегощенский район, Орловская область
Жизнь – это, бесспорно, величайшее событие, чудо, которое однажды случилось с нами. Но, так уж устроено большинство людей, нам мало просто созерцать «диво дивное», нам нужны ответы. Ответы на все вопросы, которые рождаются у человека, как только он пройдет первую стадию адаптации к окружающему его миру. Один из главных вопросов когда-то увековечил в своем творчестве А.Башлачев «…И совсем не важно, от чего помрешь, а куда важнее, для чего родился». Действительно, для чего? И вот на этой былинной развилке дороги расходятся: кто-то отправится на поиски божественной благодати, кто-то придумает себе иную миссию (посвятит себя науке, семье, искусству, Родине), кто-то отречется от всего и будет жить для того, чтобы жить, а некоторые сочтут данный вопрос просто некорректным.
Математика
Катастрофа, но не беда
Наталья ГАСЬКОВА, победитель областного этапа конкурса «Учитель года-2010», учитель математики Новосафоновской средней школы, Прокопьевский район, Кемеровская область
Что такое жизнь? Можно сказать, что это развитие. Тогда прекращение всякого развития есть смерть.
Создание новых и дальнейшее развитие существующих математических теорий связано обычно с уточнением или обобщением их исходных основных понятий и посылок и основанных на них методов. Математики нередко попадали в кризисные ситуации, преодолеть которые им удавалось только после продолжительных поисков. Эти трудности роста математики – трудности ее обоснования – были, есть и будут в дальнейшем. Трудности обоснования математики играют наиболее значительную роль в ее развитии тогда, когда возникает необходимость в коренной переработке основ и методологии всех (или достаточно большого числа) математических теорий. В этих случаях говорят о кризисе основ математики.
Кризис всегда катастрофа, но не всегда беда. Хуже, когда развитие идет гладко, без потрясений. То есть, как положено, рождается что-то новое, проходит бурную молодость (фаза интенсивного роста), проходит период зрелости (экстенсивный рост), увядает, а затем естественным образом умирает. Кризис – это всегда перерождение. Маленькая смерть, после которой чаще всего случается маленькое рождение. Единственный способ вернуть молодость и остроту чувств.
Прослеживая историю математики, можно вслед за известным американским ученым Ф.Дэйвисом сказать, что во все времена стоило математике оказаться в кризисном положении, как ее спасала какая-нибудь новая идея, придававшая математике строгость и восстанавливающая авторитет непогрешимой науки.
Этапы разные. Процесс один
Наталия ЧЕРНОВА, учитель биологии школы №3, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», поселок городского типа Жешарт, Республика Коми
Существует много определений жизни. Для естествознания XIX века наиболее удачным считается определение Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».
А что же такое смерть? Принято считать, что смерть – это прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого гибель индивидуума как обособленной живой системы, которая сопровождается разложением белков и других биополимеров.
Жизнь и смерть… Но разве это не этапы одного и того же процесса? Возможна ли жизнь без смерти? Попробуем в этом разобраться.
Комментарии