Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Фундаментальные понятия» попали в Сеть. Читайте новые выпуски на www.ug.ru!

Учительская газета, №7 от 23 февраля 2010. Читать номер
Автор:

Интернет-проект. Таков теперь статус хорошо знакомого нашим читателям проекта «Газета в газете «Фундаментальные понятия». В его рамках мы публиковали материалы лучших педагогов страны, лауреатов и победителей Всероссийского конкурса «Учитель года». Эти материалы – основа для проведения интегрированных уроков или конференций для школьников об окружающем нас мире и изучающих его науках. О том, как можно рассказывать ученикам о разных гранях единого целого, о взаимосвязях между ними и о значимости каждой из них. Нам очень приятно, что по итогам 2009 года проект «Газета в газете «Фундаментальные понятия» получил всероссийское признание. Он стал победителем в номинации «Лучшая специализированная газета по образованию» ежегодного конкурса «PRO-Образование» (его учредители – Минобрнауки РФ и Федеральное агентство по образованию). В наступившем году «Фундаментальные понятия» станут интернет-проектом. В последний вторник каждого месяца дайджест материалов «Фундаментальных понятий» вы, уважаемые читатели, сможете прочитать на страницах «Учительской газеты», а на нашем сайте по адресу www.ug.ru в открытом доступе вы найдете содержание всего выпуска. Тема февральского выпуска «Фундаментальных понятий» – «Модель и способ». До встречи на www.ug.ru!

Биология

Мимикрия как способ выживания

Богатство живой природы невозможно описать в рамках какой-то определенной идеи. Взять хотя бы сегодняшнюю тему «Фундаментальных понятий». Способ. Можно вести бесконечный разговор о способах передвижения, о способах добывания воды, пищи, о способах размножения, распространения потомства, о способах маскировки, защиты и нападения. Модель. Каких только моделей не создала эволюция, скрупулезно отбирая лишь наиболее полезные наследственные штрихи в портретах жизни – живых организмах! Тут и планеры – грифы, способные без единого взмаха крыла часами кружить над горячими долинами, и торпеды – стремительно пронзающие толщу воды лососи, акулы и прочие им подобные. Горбатый, но важный, уверенно ступающий мозолистыми ногами по раскаленному песку верблюд – идеальный корабль пустыни. Вооруженный мощными лапами и острыми клыками лев – машина для убийства.

Общим для всех перечисленных и множества неназванных способов и моделей, обнаруживаемых в живой природе, является то, что все они обеспечивают важнейшую черту живых организмов – способность выжить в условиях постоянного прессинга конкурентов, хищников или просто в неблагоприятных условиях.

Среди прочих способов выживания особое место занимает подражание. Одни организмы притворяются палочками или веточками, другие – листьями или даже цветками. Некоторые вполне безобидные виды копируют своих защищенных родственников. Подобные случаи подражания организмов неодушевленным предметам или другим организмам получили название мимикрии. Об этом интереснейшем способе выживания и пойдет речь.

Сергей ЦИКЛОВ, учитель биологии школы №7, учитель года Владимирской области-2002, Кольчугино, Владимирская область

Экономика

Потребности без границ

Экономические знания – важнейший элемент общей культуры современного человека. Сложность изложения и восприятия экономических категорий, понятий, законов, моделей экономического развития делает актуальной проблему поиска форм и методов преподавания экономики именно в школе. Как донести до школьника в простой и доступной форме базовые экономические знания, как сформировать экономическое мышление, основы экономической культуры и разбудить интерес к экономике?

Использование метода построения моделей на уроках экономики позволяет выстроить оптимальную систему преподавания, в основе которой лежит активное взаимодействие между учителем и учеником, а различные способы делают это взаимодействие продуктивным и напрямую воздействуют на качество образования.

Наталья ПОВАРИЧ, учитель экономики гимназии №1, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», Кемерово

Литература

Нет шаблонам!

В прошлом году, когда у меня были девятиклассники, я попытался найти способ разрушить ставшую шаблоном модель восприятия грибоедовского «Горе от ума». В списке летнего чтения произведение не значилось; обязательных учебников по литературе мы давно уже не используем – есть книги. К первому уроку по комедии Грибоедова я попросил ребят прочитать не все произведение (исполнено было с радостью), а только до X явления II действия, т. е. до того момента, где Молчалин приоткрывает свою натуру, заигрывая с Лизой. А на уроке мы поговорили о героях. Попробуйте, коллеги, вы столько нового и интересного узнаете о Чацком!

Андрей УСПЕНСКИЙ, учитель русского языка и литературы школы №37, учитель года России-2006, Череповец, Вологодская область

Позиция

Кто и зачем ставит антигуманный эксперимент?

Можно ли представить, что Василиса Прекрасная или Царевна Лебедь дерутся наравне с царевичами? А вот в американских мультфильмах это встречается довольно часто. Как результат – формируется агрессивное поведение у детей, прежде всего у девочек. Если вся история человечества формировала модель мужского поведения, где существовали непрописанные правила: до первой крови, лежачего не бить, – то женские битвы, где не существует норм и правил, – это то, что общество не признало. А если драку показать красиво, со вкусом, весело и заразительно? Вот почему так ужасающи последствия женской драки, особенно если они происходят в подростковой среде. Модель дерущейся на равных с представителями сильного пола девочки, девушки, женщины воспринимается и формирует неправильную модель отношения у мальчиков и мужчин. И здесь возникает резонный вопрос: кто и с какой целью ведет этот антигуманный эксперимент над теми, кто еще не может самостоятельно сделать выбор? Как мы будем жить в обществе, где человеческие качества обесцениваются и заменяются ненавистью, безразличием, жестокостью, вероломством?

Инна КАРАКЧИЕВА, учитель географии и экологии Республиканского физико-математического лицея-интерната, учитель года Республики Коми-2000, Сыктывкар

Английский язык, информатика

Первый компьютер и первый программист

Слово computer впервые было зафиксировано в английском языке в 1613 году. Использовалось оно для обозначения человека, который занимался вычислениями, расчетами, – calculations, computations. Оба слова, как и все их производные, имеют латинские корни. Глаголы calculare и computare были известны с незапамятных времен. Само слово calculus, сегодня используемое для обозначения раздела математики, означает «камешек»: мелкие камешки, галька издавна употреблялись при счете. В Вавилоне, в Древней Греции, в Риме был известен прибор abacus – счеты, где нанизанные на палочку или веревку камешки передвигались с места на место для того, чтобы совершать математические операции. Сложно сказать, когда именно появился первый компьютер, отчасти из-за того, что само слово использовалось в разных смыслах: как в применении к человеку, так и в описании прибора. Можно говорить о том, что история современного компьютера началась благодаря возникновению двух технологий: открытия способов осуществлять автоматические калькуляции и осознания потребности в создании особого языка. Термины hardware – машинное обеспечение и software – программное обеспечение в их современном значении появились только в XX веке, но понимание важности их создания возникло намного раньше.

Кто изобрел первый компьютер? Кого принято считать первым в истории программистом? Каким образом с данной темой связаны имена Александра Пушкина и Джорджа Гордона Байрона, семейства математиков Бернулли и светской красавицы графини Лавлейс? Ответы на все эти вопросы – на сайте «УГ» www.ug.ru.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, представитель РФ в IEARN www.iearn.org

История

Мысль не может быть безлична

Каждый день, идя на урок, думаешь о том, как те или иные знания помогут моим ученикам открывать в себе «чувства добрые», понять самого себя, позовут созидать мир, а не вражду. Об этом должны думать учитель литературы и учитель геометрии, учитель истории и учитель химии. Нам свойственно создавать образ идеального ученика, который должен быть определенным ориентиром в педагогической деятельности. А наши школы, разрабатывая программы своего развития, даже описывают модель выпускника своего образовательного учреждения. В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Как достичь этого идеала, есть ли в моем арсенале педагогических средств, в методической копилке учителя истории, точный способ помочь моему ученику, да и самому себе, достичь этого идеала?

«Личность есть боль, – пишет в своей книге «Самопознание» Николай Александрович Бердяев. – …Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает. Быть личностью, быть свободным есть не легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести». Эту мысль, на мой взгляд, должен нести на урок современный учитель истории. Урок должен быть организован не просто как процесс усвоения готовых исторических знаний, а как путь развития исторического мышления ученика. Мысль как живое состояние ума становится главной ценностью на уроке истории, а она не может быть безлична.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2003», директор гимназии №166, Санкт-Петербург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту