Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Фундаментально о реальном. В Москве в третий раз состоялся съезд столичных учителей

Учительская газета, №36 от 8 сентября 2015. Читать номер
Автор:

Московский учительский съезд, по сути, не съезд в привычном понимании этого слова (выбор делегатов, выдвижение наказов и прочее), а сход или вече, посвященные обсуждению актуальных педагогических тем, а еще демонстрирующие свободу в педагогическом сообществе столицы. Делегаты съезда всегда сами выбирали и выбирают, принять им участие в этом обсуждении или нет. На сайте предлагают регистрироваться тем, кто по интересу, а не по приказу хочет принять участие в той или иной дискуссии, в результате таких интересующихся в этом году набралось около 2300 человек. Собственно, съезд и стал их большой дискуссией по разным направлениям, а его слоганом – «Фундаментальные понятия для реальной жизни».

Фундаментальные понятия……в школьном образовании…Инновацией московских учительских съездов вот уже три года стали мастер-классы, которые идут под лозунгом «Фундаментальные понятия для реальной жизни». Эту тему несколько лет назад по предложению тогдашнего заместителя министра образования и науки РФ Исаака Калины разрабатывала «Учительская газета», пригласив в авторы лучших учителей страны. В прошлом году инициативу федерального издания подхватила «Учительская газета-Москва», подготовив специальный выпуск вместе с Городским методическим центром. Конечно, и в этом году автором идеи проведения на учительском съезде мастер-классов на эту тему стал министр образования Москвы Исаак Калина, а идеологом и руководителем – директор ГМЦ Марианна Лебедева. Как говорит Марианна Владимировна, все мастер-классы метапредметные, то есть объединяют в себе не один предмет, не узкую специальность, а знания сразу из разных областей школьной программы, часто они находятся за границами школьной программы, но всегда это серьезный профессиональный диалог о том, как можно добиваться более высокого качества обучения, развивать мотивацию ребят к изучению предмета, помогать им определиться с дальнейшим выбором в образовании. Зачем нужны такие мастер-классы? По мнению Лебедевой, прежде всего для того чтобы их участники-педагоги в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов и сами научились формировать у своих учеников метапредметные знания, умения применять то, что они узнают на уроке по одному предмету, на уроках по другим предметам, воспитывать способность переносить методы из одной науки в другую, обобщать и анализировать. Подготовка к проведению мастер-классов была долгой, основательной и очень серьезной. Учителя года Москвы и России, победители, призеры и лауреаты этих конкурсов (среди них учителя года России Артур Заруба, Вита Кириченко, учителя года Москвы Андрей Милехин, Дмитрий Бесполов, Игорь Агапов, Владимир Кружалов, Алексей Рубин), сами решили, о каких понятиях стоит говорить. Кроме того, Городской методический центр провел своеобразный конкурс на лучший мастер-класс и на право участвовать в мастер-классах на съезде. В результате для 16 мастер-классов в рамках секций «Культура», «Национальная политика, межрегиональные связи и туризм», «Природопользование и охрана окружающей среды», «Наука, промышленность и предпринимательство», «Экономика и финансы», «Физическая культура и спорт», «Информационные технологии», «Здравоохранение и здоровый образ жизни» были отобраны такие важные фундаментальные, метапредметные, базовые, научные понятия, с которыми сталкивается любой учитель на любом предмете во всех классах и параллелях во время образовательного процесса, как «Вопрос», «Пространство», «Измерение», «Метод», «Альтернатива», «Идея», «Среда», «Диалог». Новостью нынешнего съезда стало и участие различных департаментов Правительства Москвы (здравоохранения; физической культуры и спорта; информационных технологий; науки, промышленности и предпринимательства; природопользования и охраны окружающей среды). Таким образом, реально была представлена идея «Город как школа», представители всех департаментов рассказывали о том, чем интересна столица как образовательное, научное и культурно развивающее пространство….в профессиональном образовании…В голубом зале «Воробьевых гор» представители столичных колледжей под председательством лауреата конкурса «Учитель года Москвы-2015» преподавателя колледжа автоматизации и информационных технологий №20 Юлии Есауленко участвовали в круглом столе «Москва – столица профессионального образования». Речь шла об эффективных моделях отраслевой организации ресурсов системы среднего профессионального образования, об опыте и инновациях в разработке профессиональных практико-ориентированных программ, об эффективных механизмах повышения компетентности педагогических работников колледжей, о производственной практике студентов, о тактике и стратегии подготовки их к участию в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства. Свое веское слово сказали и те, кого готовят в профессионалы: студент образовательного комплекса «Юго-Запад» Игорь Кашевский и студент колледжа предпринимательства №11 Дмитрий Мартынцев.А в это время в другом зале участники секции Единой независимой ассоциации педагогов взвешивали, каким должно быть участие предметных ассоциаций в обсуждении критериев экспертизы программ дополнительного профессионального образования, а проще говоря – повышения квалификации учителей. Руководили дискуссией сразу двое – проректор Московского института открытого образования Татьяна Расташанская и председатель Единой независимой ассоциации педагогов Москвы Екатерина Морозова.Почему нужен был такой разговор, и именно в свободной атмосфере учительского съезда? Дело в том, что сегодня появилось много организаций, которые хотели бы заработать на повышении квалификации педагогов, при этом добросовестные учителя, заинтересованные в качественной подготовке, что называется, двадцать раз взвесят, где им подучиться, а недобросовестные (есть и такие!) заинтересованы исключительно в том, чтобы получить «корочки», помогающие пройти очередную аттестацию. Сегодня московские школы получают из бюджета средства на повышение квалификации и могут направить их тем организациям, которые выбирают учителя. Вот и получается, что добросовестные учителя своим выбором лучших организаций поддерживают их работу, а недобросовестные поддерживают халтурщиков. В Москве в 2014 году был создан Экспертный совет по дополнительному профессиональному образованию работников образовательных организаций, который, по сути, должен проводить оценку программ дополнительного образования и рекомендовать их учителям. Оценка строгая – в прошлом учебном году только 57% программ получили положительную оценку (эксперты – опытные и строгие!), но МИОО как оператор этой работы хочет, чтобы в экспертизе участвовали еще и учителя-практики, которые сделают ее более качественной и прозрачной для педагогического сообщества. Вот об этом и говорили участники секции….в общественно-государственном управлении…Больше всех участников собрало пленарное заседание профсоюзного актива Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования, в котором кроме председателей школьных первичных профсоюзных организаций, окружных профорганизаций приняли участие директора школ, представители органов исполнительной и законодательной власти, родительской общественности, члены управляющих советов, а также гости – председатели областных профсоюзных организаций Центрального федерального округа (кстати, все они подписчики и активные читатели «Учительской газеты-Москва»).Перед собравшимся народом с докладом выступил министр образования Москвы Исаак Калина. Собравшихся сильно удивило, что обычно свободно выступающий и много импровизирующий Исаак Иосифович на этот раз почти не отрывался от текста, написанного им заранее. Возникал вопрос: почему? Лично у меня есть предположение на этот счет: слишком серьезна была тема выступления – «Успешность школы в руках коллектива», тут чрезвычайно важно было каждое сказанное слово, то есть было не до импровизаций, хотя Калина в своих выступлениях всегда точен и цену сказанному слову знает.Недавно обнародованный рейтинг школ, по сути дела, разделил почти 700 столичных школ на 300 успешных и всех остальных. Понятно, что в успешных школах есть и победители олимпиад, и стобалльники ЕГЭ, и дети, желающие переходить из дошкольных отделений только в свои школы, и инклюзивное образование, словом, все, что удовлетворяет критериям при составлении рейтинга. Но есть вопрос: кому обязана школа высокой позицией в рейтинге? Вот на него, сделав серьезный анализ деятельности столичных школ, и отвечал министр образования Москвы. Исаак Иосифович говорил о роли школьной управленческой команды, ведь сегодня в образовательных комплексах Москвы работают по несколько сот педагогов, учатся по несколько тысяч юных москвичей, поэтому иными становятся взаимоотношения в коллективах, меняется роль директора как руководителя управленческой команды, да и сама управленческая команда должна быть иной, чем прежде.Председатель МГО профсоюза Марина Иванова посвятила свое выступление задачам в работе первичных профсоюзных организаций (изюминкой было обозначение фундаментальных понятий в деятельности ППО, ставшее неким мостиком к учительским мастер-классам, идущим в соседних аудиториях) и меняющейся роли их председателей, которые тоже должны считать себя членами школьной управленческой команды. Сегодня председатель профсоюзной организации должен быть гарантом обеспечения социально-трудовых прав членов профсоюза, которые нарушаются – о нарушениях весьма красочно рассказал руководитель АНО «Профзащита» Сергей Кандриков. Как оценить работу первичной профсоюзной организации, говорила председатель Северо-Восточной окружной профорганизации Ольга Полякова, о том, как бороться со школьной бюрократией, – ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. С большим вниманием зал слушал выступление директора Московского городского центра качества образования Павла Кузьмина, посвященное роли ППО в аттестации педагогических кадров. Не секрет, что школы-лидеры получили право самостоятельно аттестовывать своих учителей, и всем нужно знать, как делать это грамотно и по закону, чтобы не было кампанейщины в этом важном деле. Завершилось пленарное заседание весьма знаменательной процедурой – награждением директоров и председателей ППО тех школ, в которых социальное партнерство на высоте, где успешно реализуют коллективный договор и соблюдают права педагогов.Народному учителю – общественное признаниеЧетыре года назад МГО профсоюза учредила премию общественного признания «За честь и достоинство». Эта премия была вручена известному московскому педагогу и управленцу Гелии Батраковой, президенту Московского городского педагогического университета Виктору Рябову, ректору МГУ имени М.В.Ломоносова Виктору Садовничему. В этом году имя обладателя премии держали в большом секрете, и догадаться, кому она будет вручена, практически не мог никто. Но когда председатель МГО профсоюза Марина Иванова назвала имя: народный учитель РФ, директор гимназии №1543 «На Юго-Западе» Юрий Завельский, зал взорвался аплодисментами и стоя приветствовал Юрия Владимировича. Юрий Завельский вступил в профсоюз в 1945 году (по неофициальным данным, на два года раньше), был председателем месткома школы, но самое главное – он замечательный педагог, директор рейтинговой школы, создатель уникального учительского коллектива. В гимназии Завельского стремятся работать многие столичные педагоги, а ученики ездят туда из всех округов Москвы, даже из далекого Зеленограда, из Новой Москвы. Рецепт успешной работы Юрий Владимирович открыл в одной из своих книг: «Чтобы создать хорошую школу, нужно суметь окружить себя людьми, которые в чем-то лучше, умнее, талантливее тебя, и дать им направление. Тогда они сделают это лучше, чем ты себе это представляешь».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту