search
main
0

Фронтовой театр «Искра»

Главное, в чем просчитались фашисты, - они не смогли разрушить моральный дух и единство русского народа, человек остался человеком

Сразу же после начала войны, 23 июня 1943 года, Пленум ЦК Профсоюза работников искусств принял Обращение ко всем творческим работникам, в котором задачей театрального искусства выдвигалось обслуживание частей действующей армии и Военно-морского флота. С самого начала войны стало ясно, что сила искусства жизненно необходима для укрепления морального духа, стойкости и единства народа.

Самый лучший зритель – защитник Родины – был достоин такого искусства, где говорилось бы о торжестве жизни, правды и справедливости. При всех крупных театрах были созданы фронтовые филиалы. Они переняли традиции передвижных театров, выезжавших на передовые позиции и в части Красной армии, отвечая на призыв СТО, подписанный В.И.Лениным в период Гражданской войны.

Практика выступлений артистов на театре боевых действий сложилась еще во времена Первой мировой войны и получила распространение в Гражданскую. Два декрета, принятые в 1919‑м, предписывали творческим группам выступать на фронтах с концертами.

Во времена Гражданской войны в частях Красной армии каждые выходные давались большие концерты и полноценные спектакли. В годы Великой Отечественной войны наиболее востребованными оказались так называемые малые формы: сценки, скетчи, рассказы, армейские танцы, массовые песни, которые исполнялись вместе с бойцами. Также артисты зачитывали сводки Совинформбюро, приказы Верховного главнокомандующего, отрывки из речей государственных деятелей.

Театры

В начале войны были созданы 25 выездных трупп. Среди выездных фронтовых театров были коллективы Театра имени Евгения Вахтангова, Малого театра, Театра ВТО, Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, Ансамбля песни и пляски Красной армии под руководством Александра Александрова, Русского хора имени Митрофана Пятницкого и многие другие.

А первый фронтовой театр был создан из группы актеров Театра имени Ленинского комсомола, добровольно ушедших в народное ополчение и сформировавших красноармейский художественный ансамбль.

Сохранились воспоминания одного из артистов о создании будущего фронтового театра «Искра»: «17 июля 1941 года я ушел в народное ополчение по Смоленскому шоссе на запад. По пути к фронту мы рыли окопы, делали лесные завалы. Однажды командование 17‑й дивизии прибыло в наш полк, построенный вдоль дороги, и объявило задание – приготовиться к походу с утра на рытье противотанкового рва. «В полку у вас есть работники искусств, два шага вперед!» Нас вышло 810 человек. «Вы остаетесь на месте, и даем вам задание – приготовить к вечеру хороший концерт и приехать с ним к месту наших работ». Концерт был дан».

Большой творческий успех ансамбля у красноармейского зрителя определил его дальнейшую судьбу. С сентября 1941 года ансамбль был реорганизован во фронтовой театр, получивший название «Искра» и работавший вплоть до Победы. Театр выступал на 1‑м и 2‑м Прибалтийских фронтах, на Калининском, Волховском, 1‑м и 2‑м Белорусских фронтах. И, конечно же, всем особенно запомнились выступления в победном мае 1945‑го, когда долгожданными декорациями стали развалины взятого Берлина.

Благодаря дневнику, который вел художественный руководитель театра «Искра» Григорий Палин, мы смогли познакомиться с артистами театра, репертуаром, бытом.

Дневник театра

По инициативе Театрального музея в начале войны был создан дневник театра на фронте. Невозможно без волнения читать эти дневники, написанные людьми мира и искусства, не пожелавшими оставаться в стороне, с колоссальным риском для своей жизни, замерзая и голодая, вносившими свой клад в противостояние агрессору. Артисты и режиссеры, художники, поэты, музыканты, рискуя своей жизнью, путешествовали по фронтам Великой Отечественной войны и в короткие промежутки между боями дарили своим творчеством радость и новые силы военно­служащим.

Внешний вид дневника напоминал военный журнал боевых действий: темно-красный, цвета офицерских удостоверений, в коленкоровом переплете; внутри в специальном кармашке карандаш и запасная бумага.

Начинается дневник с обращения: «Вы делаете большую нужную работу, помогая нашей доблестной Красной армии… Фиксируйте все наиболее важные эпизоды вашей работы на фронте».

Обязательными для заполнения были графы:

– название бригады или театра;

– кем организована бригада;

– ответственный бригадир (фамилия, имя, отчество);

– состав бригады;

– время выезда бригады и длительность поездки;

– количество выступлений;

– средства передвижения;

– репертуар: какие произведения сколько раз исполнялись;

– производились ли фото- и киносъемки и кем;

– кем поставлен спектакль или программа, длительность подготовки;

– музыкальное оформление;

– кем оформлен спектакль;

– общественная работа театра или бригады;

– отзывы, приказы, записки или копии из стенгазет.

Такой дневник получал каждый театр или бригада. Например, за 1942 год было выдано пронумерованных дневников 253 штуки. Дневник выдавался художественным руководителям. В расписке было предупреждение, «что никаких названий частей, фамилий военных в дневнике не должно быть указано». Впоследствии все заполненные дневники необходимо было сдать в Театральный музей. Но не все дневники в силу разных причин были возвращены. В фонде ГЦТМ хранится чуть больше 70 дневников, не только московских театров, но и из других городов: Ташкента, Мичуринска, Челябинска, Ростова, Тбилиси, Одессы, Костромы, Тулы.

Одним из самых интересных по содержанию является дневник фронтового театра «Искра». Художественный руководитель Григорий Палин начал вести такой дневник 15 сентября 1941 года, а закончил 27 июня 1945 года. Сейчас этот дневник находится в Музее имени Алексея Бахрушина. Благодаря записям из дневника Палина мы и узнали про те тяжелые времена. В наше время дневник представляет собой бесценный материал по истории театра на фронте. В нем велись творческие отчеты, путевая хроника, а также были отзывы бойцов и командиров, вырезки из газет, фотографии, рисунки.

Кроме дневника сохранился альбом фронтового театра «Искра», в котором можно увидеть фотографии артистов, зрителей, сцены из концертов и спектаклей, рисунки, бытовые зарисовки. Заканчивается альбом фотографиями, сделанными в Берлине в 1945 году.

Артисты театра «Искра»

Театральный коллектив фронтового театра, в составе которого было от двенадцати до двадцати пяти человек, строился по особому принципу. Все работники театра были артистами и в то же время выполняли другие функции – от директора до рабочего сцены. Каждый из сотрудников театра имел по две-три обязанности, например, артиста и парикмахера, артиста и костюмера, артиста и рабочего сцены, артиста и администратора, артиста и директора театра. В каждом коллективе обязательно были баянисты и танцоры. Также строился и театр «Искра», куда входили артисты Театра имени Ленинского комсомола.

Художественный руководитель – Григорий Александрович Палин (настоящая фамилия Попов). Годы жизни – 1899-1977. Актер, режиссер, театральный художник, окончил Иркутский университет, Высшее театральное училище и Школу живописи под руководством И.В.Копылова, работал в театрах Иркутска (1917-1922), Москвы: Новом драматическом, МГСПС, МХАТ-2, Реалистическом, имени Ленинского комсомола (1923-1940); один из организаторов фронтового театра «Искра» (1941-1945). Очень талантливый художник, оставил множество работ, в основном сценических зарисовок и портретов. Происходил из грузинского княжеского рода. Родился в Дагестане.

В театре «Искра» выступали артисты Театра имени Ленинского комсомола.

Евгений Гуров

Родился в городе Раменское (ныне Московской области) 21 января 1897 года. Евгений Гуров окончил сельскую школу, затем поступил в Малаховскую гимназию. Учился прилежно, один из профессоров гимназии, человек состоятельный, оплачивал учебу Евгения первые два года, а затем юношу перевели на стипендиальную основу.

В 1918 году он отправился в Москву. Здесь поступил в Высшее техническое училище на архитектурное отделение, затем перешел в училище живописи. Параллельно с обучением живописи Гуров занимался актерским мастерством в драматической студии «Молодые мастера».

С 1922 года Евгений Гуров мхатовец, был и актером, и режиссером. С 1938 года служил в Театре имени Ленинского комсомола.

Во время Великой Отечественной войны Гуров трудился во фронтовом театре «Искра». В 1945-1946 годах – в студии при Камерном театре в качестве режиссера и актера. После этого Евгений Алексеевич возвращается в Театр имени Ленинского комсомола, где служит более десяти лет – до 1959 года. В 1959 году Гурова приглашают в Магаданский областной музыкально-драматический театр имени Горького. Здесь Евгений Алексеевич осуществляет собственные постановки и к тому же исполняет роли в спектаклях, а в середине 1960‑х он возвращается в столицу и начинает сниматься в кино. Его первой ролью стала работа в комедии Игоря Ильинского и Ханана Шмайна «Однажды летом». В дальнейшем Гуров оставил театр и только снимался в кино. Умер 31 декабря 1987 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

Александр Пелевин

Родился 24 апреля (7 мая) 1914 года в Москве, умер 2 июля 1970 года. Заслуженный артист РСФСР. С 1933 года актер Центрального ТРАМа (Московский театр имени Ленинского комсомола). В начале Великой Отечественной войны вместе с группой артистов театра добровольцем ушел в ряды народного ополчения. Там они, организовавшись в ансамбль, обслуживали с концертами бойцов. В мае 1943 года вернулся в театр. Снимался в кино. Лучшие роли сыграны Александром Пелевиным в спектаклях Анатолия Эфроса. Высочайше оценены театральными критиками его роли в спектаклях «Мольер» Михаила Булгакова (Мольер), «Снимается кино» Эдварда Радзинского (Кирилл Владимирович), «Чайка» Антона Чехова (Дорн). Выступал и как театральный режиссер, поставив в 1955 году вместе с Софьей Гиацинтовой «Вишневый сад» Чехова и «Парень из нашего города» Константина Симонова.

Владимир Марута

Родился 7 января 1904 года в Самаре, умер 3 сентября 1962 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. В 1930-1937 гг. артист Театра-студии под руководством Рубена Симонова. Актер Московского театра имени Ленинского комсомола, заслуженный артист РСФСР.

В состав бригады также входили артисты А.Бобров, Г.Иванов, Н.Далеков, В.Адлеров, Н.Щепетова, Е.Бычковская, балерины Н.Талалова, Л.Казанская (Козина), художник В.Захаров, певцы А.Потапов, Н.Орлова, З.Стефановская, баянист В.Яшин, пианист А.Мирер.

Репертуар театра «Искра»

Из дневника Г.Палина мы узнали: где бы ни находились части Красной армии и Военно-морского флота, артисты театра «Искра» разделяли с бойцами все трудности фронтовой жизни. Концерты давались в полях и лесах, в госпиталях и на аэродромах. Классической передвижной площадкой стал грузовик, чей кузов на час-полтора становился сценой. Порой пели и играли даже на крыльях самолетов. Нередко зрители полукругом рассаживались прямо на земле. Все театральные функции брали на себя сами актеры – монтаж площадки, грим и даже подготовку декораций. Благодарные военные зрители любили самые разные жанры – от политических фельетонов до полноценных драматических спектаклей. В начале войны репертуар специально придумывать было некогда, первоначально концерты собирались по принципу «сборная солянка» – набор ярких сценок из спектаклей перемежался с популярными песнями, танцами, юморесками. Ящики, в которых хранили театральное добро, превращались в беседки, крепости и мосты. Порой зрители просили сыграть один и тот же спектакль несколько раз подряд, а за это время одни уходили на боевое задание, другие возвращались. Со временем в театре «Искра» установился постоянный репертуар.

Особо востребованными в репертуаре фронтового театра были популярные советские песни «Песня о Сталине», «Землянка», «Рябина», «Ты взойди, солнце красное», «Тачанка», «Ополченские», «Партизанские» и «Красноармейские» частушки, «Синий платочек», «Застольная песня», народные и жанровые песни.

Артисты исполняли юморески М.Зощенко («Аристократка», «Кинодрама»), отрывки из водевилей («Жених по доверенности», «Близнецы», «Ноль шесть») и пьесы («Волки и овцы»), скетчи («Нос с горбинкой», «Эликсир бодрости», «Буква В», «Все для фронта»), памфлеты («Лакей Гитлера»), миниатюры («Кружева», «Опасное знакомство», «Крысолов», «Испытание», «Русская душа», «Бутылка рома»).

Огромной популярностью пользовались народные танцы. Выступать приходилось в любых погодных условиях – и в зной, и в мороз, когда от холода сводило пальцы, но артисты все равно надевали свои костюмы и выходили на сооруженную из досок сцену или играли даже в землянках. Артисты исполняли гопак, «Кумушки», кадриль, «На отдыхе», «Молодежная», цыганский танец.

Актеры старались включить в свой репертуар веселые, легкие для восприятия вещи, чтобы помочь бойцам отвлечься от трудовых военных будней. Поэтому все спектакли-концерты проходили с большим подъемом. Большим успехом пользовались сценка «Элексир бодрости» Эрдмана и Вольпина, памфлет «Лакей Гитлера» Эренбурга, миниатюра «Нос с горбинкой» Квасницкого, сцены из спектакля «Волки и овцы» Островского, «Красноармейские частушки» и «Партизанские частушки» Далекова и Иванова, современные стихи в исполнении Пелевина и Гурова, юморески Михаила Зощенко, а также танцы.

«Мне особенно понравилась молодежная плясовая в исполнении Талаловой и Казанской. Когда я смотрел, как танцовщицы легко порхали по сцене, мне показалось, что это танцует наше счастье, – говорили зрители. – Вы делаете огромное дело. Своим замечательным оружием – звонкой боевой песней, острым словом, музыкой вы вместе с нами громите немецко-фашистских захватчиков».

Все это способствовало тому, что солдаты и артисты чувствовали себя единым целым, единым фронтом, одной страной, одной нацией, которую связывала великая культура. Присутствие артистов на фронтах удваивало силы, укрепляя веру в Победу. Главное, что помнили фронтовые артисты, – это горящие глаза их геройских зрителей, которые не раз говорили, что после таких выступлений они ощущали такой прилив сил и готовность сражаться, что даже наступления проходили лучше. «Услышите о наших победах, знайте, в них есть и ваша заслуга», – звучало на разных фронтах и в разное время.

Оформление сцены, костюмы театра «Искра»

Артисты старались создать хоть какое-то подобие театра, используя реквизит и проявляя изобретательность в изготовлении сборно-разборных декораций. Фронтовой зритель легко принимал все, что ему показывали фронтовые театры и бригады. Задача артистов состояла в том, чтобы зритель забывал про неприспособленные помещения для театральных выступлений.

Г.Палин писал, что чаще всего все концерты проводились на воздухе, под открытым небом. Поэтому артистами театра «Искра» со временем было придумано портативное оформление. Размеры занавеса: верх – длина 4 метра, низ – длина 5 метров, высота – 4 метра. Он был разрезан пополам для выхода артистов, сверху скреплялся планкой в 4 метра длиной. Занавес подвешивался при помощи трех веревок на несколько или одно дерево. По его концам по высоте были прошиты прочные веревки, концы которых прикреплялись к колышкам, вбитым в землю. Таким образом, даже при большом ветре занавес не раздувался. В центре – эмблема ансамбля. У бригады Театра имени Ленинского комсомола занавес имел золотисто-малиновый цвет, по бокам располагались зеленые орнаменты из листьев. Занавес собирался за 8-10 минут. Если помогали 2-3 бойца – и того меньше.

Костюмы артистов театра «Искра» были тоже интересные: одинаковые синие пиджаки и кремовые брюки или юбочки. Это отличало их от артистов других театров. На «сцене» – две складные ширмы, стулья, диван. Оформление мягкое, плюшевое.

На фронте спектакль всегда был индивидуален, каждый раз была маленькая премьера. Зачастую актеры, двигаясь вместе с войсками, сами до последнего не представляли, где будет следующее выступление, на какой площадке, поэтому коллектив всегда сопровождал режиссер, способный на месте адаптировать сценографию и грим в зависимости от того, дневной свет или электрический, а также моментально развести мизансцены. В Театре имени Ленинского комсомола эту функцию успешно выполнял художественный руководитель Григорий Палин.

Быт артистов театра «Искра»

Конечно, условия, в которых приходилось выступать фронтовым артистам, с трудом можно назвать театральными. В большинстве случаев это были выступления прямо с грузовика, в окопах, землянках, в госпиталях либо на открытых полянах, прямо на улице при дневном свете (что исключало использование грима), без занавеса, без костюмов. Приходилось выступать и шепотом (в лесу могли прятаться гитлеровцы), и по телефону – бойцы-связисты, к которым приехали актеры, не могли отойти от аппаратов и так слушали концерт. Но всегда царило взаимоуважение между военными и артистами. Солдаты считали своим долгом обеспечить безопасность приехавшим к ним выступающим, а артисты в свою очередь понимали, насколько важно не обделить частичкой радости, которую они привезли, всех воинов, и зачастую показывали подряд несколько раз одни и те же номера, для того чтобы все солдаты смогли присутствовать.

К артистам относились очень уважительно. Встречали заботливо и участливо: кормили, готовили помещение под сон, организовывали транспорт. Чаще всего концерты давались под дождем, снегом, на морозе. Многие артисты простужались, болели, но все равно выходили на сцену и давали концерты.

Они подчинялись военному времени, выполняли приказы, где четко обговаривалось их возвращение в Москву и получение инструктажа и дальнейшего плана работы.

В начале войны маршрут выступления театра «Искра» состоял из городов, расположенных недалеко от Москвы: Мало­яро­сла­вец, Калуга, Подольск, Юхнов, Моссальск. К 1943 году артисты давали концерты уже в освобожденных городах – Курске, Орше, Харькове, Днепропетровске. Артистам приходилось выступать на развалинах. Кругом разбомбленные города, разбитые дороги. Очень плохо обстояли дела с отправкой обратно в Москву. Добирались иногда попутками, иногда поездом. С большим трудом удавалось получить билет на поезд в общий вагон, не говоря о плацкартах, а среди артистов были и больные. Билеты доставали сами, никаких льгот не было. Возвращение в Москву было большой радостью. «Как хорошо после всех страшных неудобств, скитаний, жизни на полу – в грязных хатах вповалку на соломе, в конурах, едва освещенных коптилками, наконец приехать домой и выпить за столом чаю крепкого или кофе», – писал в своем дневнике Григорий Палин.

С 1943 года театр уже давал концерты и на предприятиях, которые восстановили работу (например, Московский угольный бассейн).

Итоги творческой деятельности театра «Искра» во время войны

Театр «Искра» получил очень много грамот и благодарностей за хорошее обслуживание армии и госпиталей. С 1941 по 1945 год было дано концертов:

– 1941 год – 122;

– 1942 год – 551;

– 1943 год – 490;

– 1944 год – 378;

– 1945 год – 55.

Всего 1596+450 в тылу.

Итого 2046.

Про театр «Искра» много писали в газетах, журналах. За то, что театр проработал всю зиму 1941-1942 гг. в частях Красной армии, сражавшихся под Москвой, весь состав труппы был награжден медалями «За оборону Москвы».

Роль фронтовых театров в культурном обслуживании армии была настолько велика, что в 1943 году в Москве состоялся творческий смотр их работы. Свыше трех тысяч работников искусства были награждены боевыми орденами и медалями.

Факт существования фронтовых актерских бригад и театров – это, безусловно, заметное историческое явление, один из факторов, принесших Победу в Великой Отечественной войне. Это большой и сложный отрывок жизни театральных деятелей середины ХХ века. Главное же, в чем просчитались фашисты, – они не смогли разрушить моральный дух и единство русского народа, человек остался человеком, и, как ни пафосно это прозвучит, искусство ему в этом помогло. Ведь именно в моменты просмотра фильмов, спектаклей, концертов можно было ненадолго забыться и погрузиться в предлагаемый придуманный мир.

По завершении войны многие артисты и режиссеры стали лидерами в своих профессиях. Нельзя не брать в расчет то, через что им пришлось пройти, что оставило четкий отпечаток на характере, на манере работы. Кто знает, может, отчасти и этот факт повлиял на формирование театрального поколения, принесшего российской сцене такое количество талантливых произведений.

Галина ВОРОБЬЕВА, Ирина ВОРОНОВА, учителя школы №1542

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте