search
main
0

Французский как родной

Иностранный язык - это свобода выбора

Своим ученикам Анисса Будан говорит, что их будущая профессия обязательно должна приносить удовольствие, иначе счастья не будет, какие бы деньги ты при этом ни получал.

В ее детстве телевидение было французским, а мультики она бежала смотреть в пять утра – родители разрешали перед школой. В такую рань спать не хотелось, потому что за окном уже стояла густая жара – привычная погода для солнечного по-африкански Алжира. Именно эта страна стала для Аниссы второй родиной, такой же, как Россия, потому что ее папа родом из Алжира, а мама – из Советского Союза. Страны дружили, а ее родителей соединил французский язык – папа говорил на нем, а мама французский учила. Для дочки этот язык стал вторым родным, слышимым, как и русский, с первых дней жизни. «Считаю, что мне очень повезло родиться в такой необычной семье», – говорит Анисса Туфиковна Будан, учитель английского и французского языков центра образования №8 города Тулы, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2020.

Свобода выбора и творчества

Очарование детства закончилось, когда в Северной Африке начались военные столкновения и смутные времена. К власти устремились военные, исламское мировоззрение вытеснило светское, и многим в Алжире стало опасно находиться. Все смешанные семьи, с которыми семья Аниссы тесно общалась, стали переезжать на родину мам – в Германию, Польшу, Россию. Но и по прошествии многих лет жаркая североафриканская страна не отпускает, не дает себя забыть: сегодня Анисса Туфиковна поддерживает отношения с двоюродной сестрой и родственниками, оставшимися в Алжире.

Когда семья переехала в Россию, мама отдала дочку в лингвистическую школу, захотела поддержать уровень владения французским языком. Потом добавился английский, а на последнем курсе Тульского педагогического университета Аниссу Будан пригласили работать в школу, диплом она защищала, уже будучи учителем. После защиты в 2004 году ее пригласили работать в родной вуз, но через несколько лет она решила сменить направление деятельности и перешла в коммерческую организацию, не связанную с образованием. Проработав там пять лет, почувствовала, что ей скучно, поняла, что не развивается, хотя организация по-своему была интересной: требовались переводы, даже языковая практика присутствовала, но всего этого казалось мало.

– Я прежде всего заинтересована в языке и творчестве, – объясняет Анисса. – Мне нравится, что в школе есть и то и другое, поэтому я не осталась в коммерции, а перешла в образование. Здесь один день совершенно не похож на другой, мы никогда не стоим на месте. Ты чувствуешь динамику и ритм жизни, она тебя подхлестывает, не дает скучать и заставляет самого развиваться.

Когда ученики Аниссы Туфиковны узнают, что учитель из коммерческой фирмы перешла в школу, обязательно спрашивают, почему она это сделала. Неужели достаток и хорошая зарплата не главное? А что тогда главное? Педагог отвечает им так:
– Самое главное в том, чтобы выбрать ту профессию и область занятости, от которой вы будете получать удовольствие. Если твоя профессия не приносит тебе удовольствия, то ты не будешь счастлив, какие бы деньги ты при этом ни получал. А жизнь у нас одна. Поэтому не надо ее проживать, занимаясь тем, что тебе не нравится.

Любимое и приносящее удовольствие место работы Аниссы Будан – центр образования №8 города Тулы. Лингвистического профиля здесь нет, но с пятого класса введено изучение второго иностранного языка. В неделю на это отводится пять часов: три урока английского, два – французского, в дополнение есть еще час внеурочной деятельности для кружка разговорного английского языка. На мой вопрос, как родители относятся к изучению детьми не одного, а двух иностранных языков, Анисса Туфиковна отвечает, что по-разному. Много таких, кто считает это лишней дополнительной нагрузкой.

– Но детям нравится, они втягиваются и уже помогают себе знаниями из одного языка в другом. А потом чувствуется взаимосвязь этих языков с русским, и у ребят в голове выстраивается парадигма из заимствований, исторических и страноведческих понятий, складывается обогащенная картина мира – то, что сегодня очень нужно, чтобы быть эрудированным человеком, – рассказывает Анисса Будан.

Почему учиться сложно?

Мы не могли не поговорить о том, почему большинство россиян, мягко говоря, ленивы в изучении иностранных языков. По мнению Аниссы Будан, в России к этой проблеме свой подход. Достаточно долго русский язык оставался инструментом межнационального общения, связующим разные нации большой страны, то есть выполнял ту же роль, которую сегодня выполняет в мире английский. Вытеснить это из сознания очень тяжело. Несколько поколений наших сограждан не видели необходимости изучения иностранных языков еще по одной причине: не было возможности путешествовать и выезжать за границу. Сегодня ситуация вроде бы изменилась, но не сильно. Например, в том же Тульском регионе сегодня живут люди разных на­циональностей – азербайджанцы, грузины, выходцы из Узбекистана, при этом всех, как говорит Анисса, связывает русский язык, и никуда это не ушло. Возможность путешествовать появилась, зато возникло другое препятствие – отсутствие средств на эти путешествия. Семей, которые едва сводят концы с концами, в современной России гораздо больше, чем тех, кто может позволить себе отправиться за границу из любопытства. Большинство довольствуются путешествиями внутри страны, а то и просто в Интернете. По той же причине родители не могут отправлять своих детей в языковые лагеря.

– Но изучать языки нужно, – считает Анисса, – благодаря этому мы и сами развиваемся, и ученикам открываем двери в большой мир. Я стараюсь научить детей понимать, какие возможности могут раскрыться перед ними. Для меня язык – это свобода, свобода выбора, где тебе быть, выбора инструментов сознания. Это свобода соприкосновения с музыкой, живописью, литературой, культурой, кулинарией. Чем лучше знаешь иностранный язык, тем лучше понимаешь свой, потому что языки – это еще и заимствования, развитие, и все это очень интересно.

– Почему большинству детей язык дается трудно? Потому что не хотят учить или чему-то мы не уделяем внимания в преподавании?

– «Не хотеть учить» означает отсутствие мотивации. А мотивация может отсутствовать тогда, когда ребенок не видит практической пользы. Должна быть практика. У нас нет стажировок, нет возможности говорить на языке. Да, конечно, есть различные источники связи, мессенджеры и приложения, которые помогают общаться с иноязычными сверстниками. Но заставить ребенка выйти из той атмосферы, в которой он привык жить, тяжело. Надо показывать практическую пользу. У нас изучение языка для многих имеет смысл только в том случае, если оно тебе понадобится в будущей карьере, то есть это профессиональная ориентация. А для общего развития и без практики язык уйдет очень быстро.

– Может быть, на уроке иностранного языка мало говорят на иностранном?

– Не сказала бы, что языка на уроке мало. Я стремлюсь расшевелить детей, стараюсь с ними говорить, давать слово каждому ребенку. Мы проводим речевые, фонетические разминки. Если у учителя есть желание, он всегда организует учебный процесс таким образом, чтобы вывести ребенка в область говорения и развивать именно этот вид коммуникативной деятельности. Также учебники у нас составлены на основе коммуникативной методики, которая ставит целью заставить детей произносить не отрывочные предложения, а говорить «про себя», выражать какие-то мысли. Все дело в педагоге, он должен думать, как организовать свою деятельность так, чтобы ребенок как можно больше говорил и чувствовал необходимость выразить мысль.
Недавно на уроке по теме «Искусство» мы разговаривали с детьми о Бэнкси и его творчестве, и это их настолько заинтересовало, что ребята сами не заметили, как прошел урок. Если детей завлечь, показывать, как это интересно, тем более когда затронута тема искусства, они будут говорить сами, и с удовольствием.

Но не все темы столь богаты на эмоции. Без уроков, на которых надо выучить и отработать правила, все равно не обойтись. По словам Аниссы Туфиковны, если дети не в состоянии связать грамматически слова в предложении, не понимают, как они подчиняются друг другу, то и с говорением будут большие проблемы. Труд и усердие никто не отменял, этому учитель учит не только в классе, но и дома. У них с мужем две дочки, младшая пошла в первый класс, старшая перешла в десятый. Обе учат английский, результат есть: старшая, по словам мамы, легко сдала экзамен на пятерку. Спрашиваю, передается ли знание иностранных языков и любовь к ним по наследству.

– Если бы так было, это было бы здорово! Но на самом деле изучение иностранного языка – это большой труд, надо вкалывать и вкладываться, чтобы им владеть. По-другому не получится, никаким штурмом язык не возьмешь. И, конечно, надо любить тот язык, который учишь.

В гармонии с собой и миром

Каждый свой, даже самый трудный, урок Анисса Будан старается сделать интересным и запоминающимся. Например, можно наполнить его игровыми моментами и вообще делать любые задания творческими, вводить элементы состязательности: вместо диктантов разработать кроссворды и предложить потом ими обменяться. Такие «мелочи» всегда оживляют урок, и ребята на них с удовольствием откликаются. К тому же, как показывает практика, творческие навыки необходимо развивать, они не всем привычны. Анисса вспомнила случай на конкурсных уроках, когда одно и то же занятие проводила с детьми из обычной общеобразовательной школы и с сильным классом, имеющим большую языковую подготовку. На уроке надо было и с ножницами поработать, и нарисовать, и при этом объяснить на языке, что и зачем делается. Обычный класс справился с заданиями легко, а в другом классе возникли проблемы с креативностью – что рисовать, как вырезать? Вот такой неожиданный поворот.

Кстати, на всероссийском конкурсе Анисса Будан стала обладательницей одного из самых дорогих призов – приза зрительских симпатий. Его присуждали после показа мастер-классов, который проходил в Волгоградском социально-педагогическом университете. Судьями были преподаватели и студенты вуза, тем приятнее, по словам Аниссы Туфиковны, было получить от них такой приз! Ведь оценивали профессионалы-педагоги и те, кто завтра станет профессионалами. Сегодня приз стоит у нее в кабинете, и все ученики гордятся тем, какая замечательная у них учительница! Тем более что она всегда хорошо выглядит и держит себя в прекрасной форме. Очень любит свою работу, но считает, что гармонично можно жить, только когда у тебя есть хобби, семья, увлечения и активная позиция.

Анисса обожает спорт, бегает, плавает, зимой катается на лыжах. Вместе с семьей они каждый год стараются побывать на каком-нибудь горнолыжном курорте, чтобы покататься на сноубордах. Пока на них ездят папа, мама и старшая дочь, но в следующем году планируют «ставить» малышку. В этом году Анисса и ее муж побывали в Новосибирске и на горнолыжном курорте Шерегеш.

– Сам город произвел на меня потрясающее впечатление, такого количества снега я не видела никогда! Хотя много ездили, но так, чтобы сугробы стояли до третьего этажа, такого еще не встречала! Великолепная была поездка! Свою страну можно исследовать бесконечно, – говорит Анисса Туфиковна.

В летнюю пору, когда о снеге приходится только мечтать, семья пересаживается на велосипеды и отправляется в велопоход. А если очень жарко, как в этом году, поход может быть водным, например, по реке Оке. Когда отпуск заканчивается и наступают школьные рабочие будни, Анисса все равно предпочитает активный отдых: надевает наушники и спешит на пробежку, слушая музыку или какую-нибудь аудиокнигу. Но можно и без наушников: пение птиц, шум листвы, говор прохожих – все это помогает расслабиться.

– Бежишь, голова отключается, ты забываешь обо всем и отдыхаешь, или, наоборот, что-то интересное приходит в голову, и начинаешь обдумывать, как это лучше реализовать, – говорит Анисса Туфиковна. Такая физическая нагрузка для нее лучшее лекарство от усталости и прекрасная возможность восстановить силы.

Татьяна МАСЛИКОВА, Тульская область

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте