3 ноября в Ульяновске завершился Международный форум «Профессиональные педагогические и научно-педагогические сообщества как ресурс инновационного развития образования». Итоги подвели не где-нибудь, а в здании Правительства Ульяновской области. В заключительном мероприятии участвовали зам. председателя правительства региона Тамара Девяткина, министр образования области Екатерина Уба, председатель Ульяновской территориальной организации профсоюзов работников образования и науки РФ Татьяна Твердохлеб. Все участники форума получили сертификаты и особый дар – каждому достался расписанный вручную сказочный персонаж – Колебятко. Так в Ульяновске называется известный всем Колобок, симбирская земля – его родина.
Основная идея форума – обсудить самые актуальные образовательные темы с участием представителей учительских клубов – блестяще воплотилась в жизнь. И, конечно, во всех мероприятиях форума активное участие принимали ульяновские учителя.
Первый день был посвящен феномену наставничества. В областном Дворце детского творчества прошла научно-практическая конференция «Институт наставничества в образовании: проблемы, опыт, перспективы». В обсуждении приняли участие представители пяти государств. О московском опыте организации наставничества рассказала начальник Центра наставничества молодых специалистов образовательных учреждений при Московском гуманитарном педагогическом институте Ирина Круглова. Директор Центра тьюторства Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Татьяна Ковалева объяснила, что такое принцип индивидуального подхода и что такое индивидуализация в образовании. Выяснилось, например, что Пушкина можно считать тьюторантом, а дядек в Лицее – тьюторами. Заведующая кабинетом педагогического опыта Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ Елена Пахомова представила профессиональные сообщества как институт наставничества. В первую очередь, конечно, речь шла о Всероссийском конкурсе «Учитель года России». О конкурсе «Учитель года» в Республике Беларусь и методической деятельности клуба «Хрустальный журавль» поведала коллега из Белоруссии, учитель истории средней школы №1 города Логойска Минской области Зоя Виноградова. Свой опыт наставничества презентовали и ульяновские педагоги.
К обеду форум переехал в одно самых из старинных учебных заведений Ульяновска – Мариинскую гимназию. Там начали работу творческие площадки «Профессиональное наставничество в образовании». Одни участники форума попали на мастер-классы народных учителей Юрия Латышева и Петра Головина, другие на заседание авторской научной школы педагогов «АКМЕ», третьи – на презентацию клуба «Профессионал», четвертые – на круглый стол «Организация деятельности педагогических сообществ: опыт региональных учительских клубов и ассоциаций».
Темой следующего дня стали одаренный педагог и одаренный ребенок. Для начала все участники форума поделились на группы и отправились изучать опыт работы с одаренными учениками ульяновских коллег в городскую гимназию Димитровограда, Октябрьский сельский лицей Чердаклинского района, гуманитарный лицей Ульяновска, Языковскую общеобразовательную школу Карсунского района. Послеобеденный «круглый стол» «Региональные системы работы с одаренными детьми: опыт создания и развития» подвел итоги дня.
Особый интерес вызывало, конечно, выступление коллеги из соседнего государства. Доклад доцента кафедры акмеологии Гомельского областного института развития образования Светланы Гин назывался «Организация обучения младших школьников с общей одаренностью в Республике Беларусь» и завершился предложением – создавать для детей с общей одаренностью специализированные школы.
На четвертый, заключительный день форума была запланирована V Международная научно-практическая конференция «Профессиональная рефлексия педагога как фактор инновационного развития образования». Выступающие говорили о том, что «педагог, который не задумался, что он сегодня сделал и куда движется дальше, – не педагог» (из видеоинтервью заведующей кафедрой общей и социальной педагогики Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Розы Валеевой). Что «всякое изменение начинается с изменения собственного мышления. Без рефлексии изменить мышление невозможно» (из выступления директора Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета Михаила Гусаковского). И даже о том, что «интерактивная доска – это инструмент рефлексии» (из выступления у свободного микрофона).
Особо хотелось бы отметить самоотверженный труд по организации форума сотрудников Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и членов Ульяновского областного клуба \”Учитель года\”. Выступления научных кадров института на пленарных заседаниях научно-практических конференций участники форума тщательно конспектировали, идеи увозили домой, чтобы передать коллегам.
Запомнились изумительные вечерние мероприятия – «Учительская кадриль», программы «Возьмемся за руки, друзья!», «За гранью педагогического мастерства». Кстати, композиторские и певческие таланты ульяновских педагогов, в первую очередь председателя Ульяновского областного клуба «Учитель года» Раиса Загидуллина поразили всех!
Подробности ульяновского форума читайте на страницах «Учительской газеты»
Фото Николая Марухина и Оксаны Родионовой
Комментарии