3-4 октября на территории мастерской управления «Сенеж» проводился Молодежный педагогический форум «Линейка» (см. «УГ» от 13 октября 2020 года). Участники форума обсуждали новые подходы и решения в воспитательном процессе, ставшие столь необходимыми при цифровизации нашей жизни, с учетом современных глобальных трендов, изменивших современную школу. Особенно это стало актуальным в связи с принятием поправок к Федеральному закону «Об образовании в РФ» в части воспитания. Десять учительских команд предложили свои авторские проекты – яркие, неожиданные, ориентированные на результат. Экспертную оценку этих проектов дали известные педагоги, психологи, представители высшей школы, принимавшие участие в форуме. Так, о важности темы рассказал профессор МГУ и НИУ ВШЭ Андрей Подольский на онлайн-сессии форума, психолог Мила Кудрякова – на методологической сессии «Разные подходы для разных задач», а филолог-преподаватель, блогер Юлия Денисова принимала самое активное участие в мастерской «Воспитание через страницы в социальных сетях».
Экспертное мнение
Андрей ПОДОЛЬСКИЙ, д. п. н., заслуженный профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, профессор НИУ ВШЭ:
Благие намерения и реальные возможности
Различия между этими категориями носят не количественный, а принципиальный характер. В первом случае – локальные, большей частью ограниченные воздействия (а точнее, попытки воздействий) на обучающихся, во втором случае – несопоставимо более глубокое и широкое понимание развития личности ребенка, подростка, юноши, включенной во все множество сложнейших взаимоотношений развивающегося человека с окружающим миром. Нельзя не согласиться с мнением Любови Духаниной (Депутат Госдумы РФ VII созыва, заместитель председателя Госдумы РФ по образованию и науке. – Прим. ред.) о том, что наиболее вредными для развития методов воспитания в российской школе могут стать тотальные формальные проверки рабочих программ воспитания и планов воспитательной работы. И, конечно, первое, с чего следует начать движение к решению этой важнейшей проблемы, – это ясное понимание того, кто такой сегодняшний школьник, с какими проблемами ему приходится сталкиваться и в школе, и за ее пределами.
Изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся вступили в силу чуть больше месяца назад, поэтому позволю себе дать оценку положения нашего образования на мировой шкале (при всей неоднозначности подобных измерений).
На уровне начального школьного образования (7‑10 лет) наши дети демонстрируют более чем приличные показатели: в соответствии с данными международных оценочных программ PIRLS и TIMSS, они находятся на самом высшем уровне и близки к показателям мировых образовательных лидеров – Японии, Финляндии и др. Уже на уровне средней школы (подростки в возрасте 11‑15 лет) российские показатели резко падают и начинают уступать очень многим странам (программы PISA и TIMSS). Существует большой разброс этих показателей между различными российскими регионами. В чем дело?Речь прежде всего идет о проблемах наших школьников с умением решать как стандартные, так и особенно нестандартные задачи, с умением учиться в течение всей жизни (а не только за школьной или вузовской партой), с коммуникационными умениями, умением простраивать отношения с другими людьми, избегать конфликтов, а в случае их возникновения конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, а также с владением навыками эмоциональной саморегуляции. Именно перечисленные характеристики и относятся к так называемым навыкам ХХI века – наиболее общим, универсальным компетенциям, нужным практически всем людям, хотящим идти в ногу со временем в нашем бурном веке. Разумеется, задачи создания воспитательной среды не сводятся к достижению перечисленных компетенций, но тем не менее они в высшей степени значимы. К сожалению, за кадром зачастую остается чрезвычайно важный момент: возрастно-психологические задачи развития подросткового и юношеского возраста, неучет которых делает изначально невозможной реализацию каких бы то ни было прогрессивных намерений. Сохранение формата начальной школы в средней школе, когда психологически ученик еще не взрослый, но стремится стать им, обрекает подростков на психологический уход из школы, что, собственно, повсеместно и происходит. Очень близко с этой проблемой стоит и постоянно растущий уровень психоэмоционального неблагополучия подростков, которое характеризует сейчас более 30% учащихся средних и особенно старших классов. Результаты масштабных психологических исследований показывают, что «интересантов» здесь как минимум трое: сам школьник, родители и учителя. Если основными проблемами самого подростка являются непонимание со стороны родителей, проблемы в общении со сверстниками, отсутствие навыков саморегуляции, эмоциональная нестабильность, то для родителей и учителей характерными являются отсутствие адекватного понимания закономерностей подросткового развития и взаимное непонимание с детьми в отношении подростковых ценностей, целей и потребностей.
Понимание этих и схожих проблем, умение с ними работать и должны стать первым шагом в направлении создания полноценной воспитательной среды.
Юлия ДЕНИСОВА, филолог-преподаватель, автор блога hype_teacher:
Линейка – инструмент замера роста
Впечатления от мероприятия самые приятные. Само название форума – настоящая находка. Линейка – это атрибут школьника, то, что носят в портфеле ученики. Именно ради них и встретились участники. Линейка – это инструмент замера роста. На форуме учителя делились своим опытом и составляли планы на будущее. Линейка – это и торжественное событие.
Форум прошел накануне Дня учителя, и чувствовалась атмосфера праздника. Впечатлила креативная фотозона: огромная линейка, смешные учительские фразочки. Было много улыбок, объятий, смеха – живые эмоции. Вообще эта искренность всех участников форума приятно удивила. Спикеры вспоминали о своих учителях. Рассказывали, как поступки наставников повлияли на них. Молодые учителя публично признавались в своих педагогических ошибках, страхах.
Эти искренние истории были ценны, потому что в такие моменты чувствуешь, что ты не одинок, есть коллеги, которых волнуют такие же вопросы. Как работать с трудными подростками, которые прогуливают уроки? Можно ли поставить пятерку за старание, если в работе куча ошибок? Есть ли универсальные рецепты, алгоритмы или нужно каждый раз находить свое решение для каждой ситуации?
Школа – это та среда, где происходит формирование личности. Не только на уроках, но и на переменках, на внеклассных мероприятиях. Поэтому на форуме затрагивали разные темы: профили в соцсетях учителя, его манера речи, внешний облик. Все это влияет, формирует, все это имеет отношение к воспитанию.
Мила КУДРЯКОВА, психолог:
Как превратить школу из обязаловки в увлекательный процесс
Очень понравилась организация, если честно, то, когда ехала туда, ожидала увидеть совсем другой формат – стандартный учительский форум в каком-нибудь актовом зале со старыми тюлевыми занавесками и чахлыми цветами на окнах. Не ожидала увидеть столь современных и ярких молодых учителей.
На деле все вышло совершенно иначе. Мастерская «Сенеж» – современное здание с приятным интерьером и удобными залами, подходящими под разный формат задач. Вид из окон просто потрясающий – озеро и лес, после московского урбана радость для глаз и отдых для души. Понравилась и программа – очень насыщенная и интересная.
Если честно, то поразили педагоги – молодые, умные, с горящими глазами. Видно, что влюбленные в профессию, готовые тратить энергию и силы на то, чтобы превратить школьное образование из скучной обязаловки в увлекательный и захватывающий процесс. После моего выступления ребята задавали хорошие и важные вопросы, и мы вместе рассуждали о том, как можно помочь трудным подросткам в рамках школы, получился живой и вдумчивый диалог на равных.
Понравился проект про школьные мероприятия – логичный, интересный, видно, что ребята приложили усилия. Отдельно могу отметить Кирилла Загустина – преподавателя истории, автора подкаста и Телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович».
3-4 октября на территории мастерской управления «Сенеж» проводился Молодежный педагогический форум «Линейка» (см. «УГ» от 13 октября 2020 года). Участники форума обсуждали новые подходы и решения в воспитательном процессе, ставшие столь необходимыми при цифровизации нашей жизни, с учетом современных глобальных трендов, изменивших современную школу. Особенно это стало актуальным в связи с принятием поправок к Федеральному закону «Об образовании в РФ» в части воспитания. Десять учительских команд предложили свои авторские проекты – яркие, неожиданные, ориентированные на результат. Экспертную оценку этих проектов дали известные педагоги, психологи, представители высшей школы, принимавшие участие в форуме. Так, о важности темы рассказал профессор МГУ и НИУ ВШЭ Андрей Подольский на онлайн-сессии форума, психолог Мила Кудрякова – на методологической сессии «Разные подходы для разных задач», а филолог-преподаватель, блогер Юлия Денисова принимала самое активное участие в мастерской «Воспитание через страницы в социальных сетях».
Комментарии