search
main
0

«Фортовые», но «деформированные». или Что делать с хакерами?

Информационные и телекоммуникационные технологии, войдя во многие виды человеческой деятельности, оказывают воздействие на психические процессы, порождают новые формы зависимости, изменяют контексты социокультурного развития, погружая людей в виртуальные миры и формируя особые способы коммуникации. Существует ряд психологических проблем, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий в системе образования. Наиболее детально мы анализируем исследования, проводимые в игровом и познавательном видах деятельности на основе ИКТ.

Социологические исследования В. Собкина и Ю. Евстигнеевой показали существенное влияние компьютера на досуговую деятельность подростков, снижение интереса школьников к чтению и общению со сверстниками за счет «общением с компьютером». Авторы также впервые связали возникновение крайней формы негативного влияния ИКТ – аддикции от компьютерной игры с психическими характеристиками испытуемых.

Многочисленными исследованиями было доказано, что процесс информатизации по-разному отразился на субкультуре мальчиков и девочек. Результаты исследований российских и зарубежных авторов по использованию образовательных и игровых мультимедиапродуктов показали, что компьютеризация отразилась больше на субкультуре мальчиков, которые гораздо больше проводят времени за компьютером и актуализируют больший спектр различных типов деятельности по сравнению с девочками. В нашем эксперименте принимали участие 380 школьников и студентов первых курсов красноярских вузов. Анализировались структура и приоритеты видов компьютерной деятельности испытуемых.

Гипертрофированное увлечение поиском и применением знаний в области ИКТ, приводит к крайнему проявлению – хакерству.

На психолого-педагогическом факультете КрасГУ в 2003-2004 годах проводились исследования мотивационной сферы феномена хакерства, изучались ценностно-мотивационные аспекты специалистов в области ИКТ и их роль в мотивации хакерской деятельности, а также влияние самооценки на механизм регуляции склонности к хакерской деятельности.

В эксперименте приняли участие 38 человек. Для исследования уровня самооценки была использована методика Будасси. Эта методика отличается компактностью, быстротой проведения при хорошей надежности, валидности и достоверности. Для исследования ценностных ориентаций была применена методика ценностных ориентаций М. Рокича, использовавшаяся в свое время в исследованиях движения хиппи. Уровень развития мотивационной сферы исследовался тестом юмористических фраз (ТЮФ) А. Шмелева и В. Бабиной.

В результате при изучении группы испытуемых со склонностью к хакерской деятельности были выявлены высокий уровень самооценки и слабо развитая мотивационная сфера. О несформированности мотивационной сферы свидетельствует выбор только пяти значимых из 10 предложенных тем. При этом такие общезначимые темы для большинства людей, как «агрессия, самозащита» и «социальные и семейные неурядицы», отсутствуют полностью. Из категории включенных тем преобладают «потребности организма и индивида» и отсутствуют «потребности личности».

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что специалисты с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности имеют высокую самооценку и у них отмечается развитие ценностно-мотивационной сферы, а именно: асоциальность мотивов; преобладание материальных и естественных побуждений над духовными; доминирование побуждений с ближайшими целями над более отдаленными жизненно важными перспективами; низкий уровень этих побуждений в системе социальных ценностей. Поэтому очень важна профилактика распространения явления хакерства, и прежде всего, в подростковой среде.

Ольга СМОЛЯНИНОВА, доцент Красноярского госуниверситета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте