search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

«Фортовые», но «деформированные». или Что делать с хакерами?

Информационные и телекоммуникационные технологии, войдя во многие виды человеческой деятельности, оказывают воздействие на психические процессы, порождают новые формы зависимости, изменяют контексты социокультурного развития, погружая людей в виртуальные миры и формируя особые способы коммуникации. Существует ряд психологических проблем, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий в системе образования. Наиболее детально мы анализируем исследования, проводимые в игровом и познавательном видах деятельности на основе ИКТ.

Социологические исследования В. Собкина и Ю. Евстигнеевой показали существенное влияние компьютера на досуговую деятельность подростков, снижение интереса школьников к чтению и общению со сверстниками за счет «общением с компьютером». Авторы также впервые связали возникновение крайней формы негативного влияния ИКТ – аддикции от компьютерной игры с психическими характеристиками испытуемых.

Многочисленными исследованиями было доказано, что процесс информатизации по-разному отразился на субкультуре мальчиков и девочек. Результаты исследований российских и зарубежных авторов по использованию образовательных и игровых мультимедиапродуктов показали, что компьютеризация отразилась больше на субкультуре мальчиков, которые гораздо больше проводят времени за компьютером и актуализируют больший спектр различных типов деятельности по сравнению с девочками. В нашем эксперименте принимали участие 380 школьников и студентов первых курсов красноярских вузов. Анализировались структура и приоритеты видов компьютерной деятельности испытуемых.

Гипертрофированное увлечение поиском и применением знаний в области ИКТ, приводит к крайнему проявлению – хакерству.

На психолого-педагогическом факультете КрасГУ в 2003-2004 годах проводились исследования мотивационной сферы феномена хакерства, изучались ценностно-мотивационные аспекты специалистов в области ИКТ и их роль в мотивации хакерской деятельности, а также влияние самооценки на механизм регуляции склонности к хакерской деятельности.

В эксперименте приняли участие 38 человек. Для исследования уровня самооценки была использована методика Будасси. Эта методика отличается компактностью, быстротой проведения при хорошей надежности, валидности и достоверности. Для исследования ценностных ориентаций была применена методика ценностных ориентаций М. Рокича, использовавшаяся в свое время в исследованиях движения хиппи. Уровень развития мотивационной сферы исследовался тестом юмористических фраз (ТЮФ) А. Шмелева и В. Бабиной.

В результате при изучении группы испытуемых со склонностью к хакерской деятельности были выявлены высокий уровень самооценки и слабо развитая мотивационная сфера. О несформированности мотивационной сферы свидетельствует выбор только пяти значимых из 10 предложенных тем. При этом такие общезначимые темы для большинства людей, как «агрессия, самозащита» и «социальные и семейные неурядицы», отсутствуют полностью. Из категории включенных тем преобладают «потребности организма и индивида» и отсутствуют «потребности личности».

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что специалисты с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности имеют высокую самооценку и у них отмечается развитие ценностно-мотивационной сферы, а именно: асоциальность мотивов; преобладание материальных и естественных побуждений над духовными; доминирование побуждений с ближайшими целями над более отдаленными жизненно важными перспективами; низкий уровень этих побуждений в системе социальных ценностей. Поэтому очень важна профилактика распространения явления хакерства, и прежде всего, в подростковой среде.

Ольга СМОЛЯНИНОВА, доцент Красноярского госуниверситета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте