Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Московское образование

Форсайт профессионального успеха,

или Путеводитель в мир профессиональных достижений
Учительская газета, №22 от 28 мая 2019. Читать номер
Автор:

Московская система образования сегодня предлагает школьникам еще один путеводитель в мир будущих профессий и профессиональных достижений, который поможет понять, чему нужно учиться уже сейчас, как развивать личностные компетенции, чтобы стать востребованным специалистом, – цикл увлекательно-познавательных встреч «Форсайт профессионального успеха», представленный Городским психолого-педагогическим центром в рамках городского проекта «Субботы московского школьника».

Почему форсайт?
В начале XX века знаменитый писатель-фантаст Герберт Уэллс предложил ввести особую специальность – «профессор предвидения», предполагающую высокий уровень развития универсальных креативных, аналитических и прогностических способностей человека, развитию которых сегодня уделяется особое внимание. «Атлас новых профессий» говорит сегодняшним школьникам, что после 2020 года будут востребованы разработчики образовательных траекторий, тренеры по майнд-фитнесу, продюсеры смыслового поля и многие другие специалисты, в деятельности которых важны социально-коммуникативные навыки. Городской психолого-педагогический центр, являясь частью московского образования, не стоит в стороне от этого процесса.

Что такое форсайт?
Если говорить просто, это метод проектирования будущего. Обычно для реализации форсайт-игр используют известные и проверенные временем методы и их комбинации – мозговой штурм, разработку «дорожных карт», построение сценариев реализации, оценку рисков, анализ взаимного влияния и другие. Каждая форсайт-встреча проходит в увлекательном интерактивном формате деловой игры, сценарий которой всегда исходит из того, что наступление желаемого варианта будущего во многом зависит от действий, совершаемых сегодня.

Форсайт – освоение компетенций XXI века, история первая
Каждую субботу ребята вместе с энергичными педагогами-психологами отвечают на самый главный вопрос, кто он – специалист будущего, какими компетенциями должен обладать и как сделать выбор, куда пойти учиться, чтобы быть востребованным специалистом. В играх нет победителей или проигравших, так как процесс направлен на развитие каждого участника квеста и его целью является не переиграть других, а проверить собственные силы и «прокачать» себя, стать на шаг ближе к своему собственному успеху.
В становлении подростка важную роль играет присутствие надежного взрослого, который готов быть рядом, когда это необходимо, поддержать в сложную минуту, показать возможные варианты действий в той или иной ситуации. Так, в игровой форме подростки получают успешный опыт общения не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Это способствует созданию зоны развития. Можно сказать, что основная идея форсайта – проектирование собственного успеха.

Виктория САВКОВА,
педагог-психолог центра

Форсайт – освоение компетенций XXI века, история вторая
В начале возникновения проекта перед нами стояла задача организовать цикл мероприятий, который не только будет интересен старшеклассникам, но и одновременно поможет им узнать что-то новое о своих возможностях, позволит овладеть качествами, необходимыми для того, чтобы быть успешным в современном мире. Так и возник наш форсайт.
Каждая встреча, по сути, задает ребятам вопросы, имеющие отношение к их личностным компетенциям, освоение которых пригодится им уже сейчас и, безусловно, будет необходимым во взрослой жизни. В чем проявляется моя креативность? Как раскрывать и совершенствовать свои лидерские качества? Способен ли я анализировать, прогнозировать, делать выводы, принимать решения в условиях неопределенности и отвечаю ли я на запросы сегодняшнего дня и дня будущего?
Форсайт – это игра, в которой ребята открывают свою «точку роста». Форсайт – это азарт и обязательно успех. А секрет нашего успеха – это люди, которые работают так, чтобы было интересно всем, для которых «зажечь» и заинтересовать гораздо важнее, чем просто научить.

Елена МАКАРОВА,
педагог-психолог центра

Форсайт – освоение компетенций XXI века, история третья
Суббота, раннее утро, спешим в одно из отделений Городского психолого-педагогического центра. Хороший бонус: ориентируемся в районах Москвы, как в своей квартире. Вот в прошлый раз перед нами открыло двери уютное территориальное отделение «Люблино», а сегодня территориальное отделение «Переделкино». Подтягивается сплоченная профессиональная команда форсайта, а через пару часов центр превратится в гудящий улей с сотней заинтересованных глаз ребят и взрослых.
Что заставляет школьников утром выходного дня, вместо того чтобы поспать подольше, ехать на другой конец Москвы? Андрей, ученик одной из московских школ, в конце деловой игры «Профессии будущего: как быть в тренде» ответил на этот вопрос так: «Реально полезная тема! Формат классный, я знаю, что взрослые даже платят за такие тренинги личностного роста, а тут все в рамках «суббот».
А где еще ребята смогут почерпнуть эти знания? Современные подростки хотят не только расти физически, но и совершенствоваться психологически. Их интересуют стартапы, они более предприимчивы, тянутся к информации.
В этом плане форсайт оказывается на гребне волны. Все интерактивно: ребята включаются, задают вопросы. Для успешного будущего необходимо развивать эмоциональный интеллект. И вот ты уже на игровой площадке – пытаешься отгадать по глазам, какую эмоцию испытывает человек. После такой игры они идут домой не просто с багажом теории, которая быстро развеется, у них на руках практический опыт пройденных испытаний.
Все испытания пройдены, участники «стекаются» в аудиторию, откуда стартовали. Ребята эмоционально рассказывают друг другу о своем опыте. Общее фото, а как же без этого!
Мария ХОХЛОВА,
педагог-психолог центра

Форсайт – освоение компетенций XXI века, история четвертая
Форсайт – это веселый и увлекательный проект. А знаете почему? Потому что люди, которые его создают, каждую субботу с радостью спешат на встречу с ребятами и всегда играют сами. Вспоминая слова участника одной из игр, форсайт – это демоверсия реальной жизни, в которой команда с чувством юмора научит вас ориентироваться в современном мире, поможет быть на плаву в разных областях науки и техники.
Виктория КУЗЬМЕНКО,
педагог-психолог центра

Форсайт – освоение компетенций XXI века, история пятая
Учиться новому и учиться по-новому – это главное содержание форсайта. В чем отличие завтрашнего процесса образования от этого же процесса вчера и сегодня? Ответ прост: в его непрерывности, большем раскрытии творческой индивидуальности каждой личности и четкой направленности на прогрессивное развитие общества в целом.
Подросток в наши дни решает множество задач. Одна из них – как стать успешным в новом профессиональном мире, где набор профессий пока достоверно неизвестен. Форсайт не дает готовых ответов, но он учит правильно задавать себе вопросы, помогает быть внимательным к внутренним и внешним ресурсам, учит с уважением относиться к вечным ценностям, но при этом быть на пике всего нового и перспективного.
Цель форсайта – сделать успешным каждого здесь и теперь, а секрет успеха – команда. Это профессионалы, которые строят свою работу на основе академических научных знаний. При этом на каждую игру разрабатывается свой сценарий с учетом современных требований, запросов общества, образовательных организаций и самих ребят. И, конечно, формат игры, наполненной многозадачностью, азартом и новым взглядом на себя. Все это делает форсайт для подростков увлекательным, личностно ориентированным, динамичным и расширяет горизонты будущего выбора для ребят.
Елена ТЕМИРАЗОВА,
педагог-психолог центра

Форсайт – освоение компетенций XXI века, история шестая
Форсайт для меня проект, который позволяет подросткам получить информацию о современном мире, понять, на какие направления науки и техники стоит обратить внимание, чтобы в будущем быть востребованным специалистом, в чем ты компетентен на данный момент, а в какой сфере следует подтянуться. Цитирую слова ребят: «Здесь помогают познавать себя, раскрывать и раскрываться и дают толчок к успешному развитию во всех сферах жизни!»
Например, в игре «Тайм-менеджмент: как успеть и не забыть?» перед подростком стоит важная задача – научиться правильно распоряжаться своим временем. Осуществляя рабочие процессы, нужно находить время и для отдыха, ведь очень важно уметь планировать, ставить цели и решать задачи, но при этом уметь отдыхать.

Наталья ШЕХОВЦОВА,
педагог-психолог центра

Форсайт – путеводитель в мир компетенций настоящего
и будущего!

Итак, собирая «пазл» из рассказанных историй, можно сказать, что цикл встреч «Форсайт профессионального успеха» – это творческое пространство, в котором молодые, яркие, креативные ребята эффективно трудятся вместе с такими же яркими, креативными взрослыми специалистами Городского психолого-педагогического центра. Осваивая компетенции XXI века, необходимые человеку будущего, ребята моделируют свой собственный путь к успеху. Будущее начинается сегодня!
​Елена УШАКОВА, начальник отдела методической и инновационной деятельности Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt