Гражданское образование на сегодняшний день едва ли не самая важная проблема, над решением которой работают ведущие идеологи страны. Оно уже не может рассматриваться как один или несколько учебных предметов – это особая образовательно-воспитательная программа, требующая комплексного подхода и создания определенных условий.
Для обсуждения разработанных специалистами концепций и выработки стратегической линии в воспитании гражданской позиции молодежи ведущие российские теоретики и практики собирались на прошедшей неделе в Ульяновске. Инициаторами проведения и основными организаторами встречи выступили Министерство образования и Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области. Это был не обычный форум, на котором специалисты просто обмениваются мнениями. Мероприятие имело статус межрегионального форсайт-семинара, а это значит, что его главной целью была разработка прорывных направлений в сфере гражданского образования и патриотического воспитания с учетом потребностей региона, объединение предложенных моделей в обширную воспитательно-образовательную программу. Семинар назывался «Гражданское образование и патриотическое воспитание для региона инноваций». Понятие, вынесенное в название, определило не только новый, более перспективный подход к теме, но в некоторой степени и круг участников. В него вошли как теоретики – специалисты федерального центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи из Москвы, гуманитарного и политологического центра «СТРАТЕГИЯ» из Санкт-Петербурга, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, – так и практики. Своим видением проблемы и опытом работы с подрастающим поколением поделились сотрудники ульяновского музея-заповедника «Родина В.И.Ленина», представители общественного совета по гражданскому образованию Пермской области, Самарского регионального центра гражданского образования, национального музея Республики Татарстан, Елабужского государственного историко-мемориального и художественного заповедника и другие гости. В течение двух дней, 21 и 22 апреля, участники семинара ознакомились с так называемыми межсекторальными программами «Воспитай патриота» и «Начни с себя!» и вынесли им экспертную оценку, затем обсудили возможность создания новой универсальной модели патриотического воспитания, вовлекающей в воспитательный процесс все заинтересованные структуры. К ним относятся не только общественные организации, образовательные учреждения, исследовательские центры, но и в первую очередь сами жители региона. Собравшиеся дали экспертную оценку областной программе развития школьных музеев. Ведущие специалисты по музейной педагогике, менеджменту, современным формам создания экспозиции провели свои мастер-классы по интерактивным формам работы школьных музеев. Они представили новые концепции музейной педагогики и ответили на все интересующие вопросы. Специалисты были едины во мнении: для реализации национальной программы необходимо постоянно трансформировать и обновлять формы и методы воспитательной работы, поскольку застой приводит к формализму и лишает смысла любые, даже самые замечательные начинания. Избежать этого поможет культивирование гражданского образования в школах, и в первую очередь создание условий для социального диалога. Уже в мае планируется провести общественное обсуждение разработанной модели программы патриотического воспитания. Будет также рассмотрена возможность участия Ульяновской области в федеральной программе «Проекты и программы современной молодежной политики». Есть предварительная договоренность о возможном участии в обсуждении члена Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Тины Канделаки и первого заместителя председателя Комитета по делам молодежи Государственной Думы РФ Сергея Белоконева. Для справки: Форсайт – один из важнейших инструментов инновационной экономики. Используется для формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников, для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты. Круглый столОдним из центральных мероприятий семинара стал «круглый стол». Многие из выступавших на нем с сожалением констатировали факт безразличия значительной части населения к происходящему вокруг. По мнению специалистов, этому во многом способствовали развал СССР и последовавшая за ним смена ценностных установок и жизненных ориентиров. Выросшее в условиях смены исторических формаций поколение привыкло во всем надеяться на государство, которое говорит, куда идти и что делать. Усталость и апатия большей части населения страны, несформированность гражданского общества становятся серьезным тормозом в развитии экономики и внедрении инноваций. Поэтому сегодня так важно воспитывать у детей активную жизненную позицию, поощрять инициативу и неравнодушное отношение к происходящему. Ульяновская область одной из первых в регионах добилась успехов в этом направлении – в работе форсайт-семинара участвовали волонтеры проекта «Начни с себя». Именно они выступили с инициативой о продвижении проектных линий на территории Приволжского федерального округа, стран Содружества, создании международного волонтерского движения по сохранению и приумножению культурного наследия народов, населяющих страны мира. Светлана Юрьевна Попова, заместитель директора ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», кандидат психологических наук, говорила о развитии гражданского сознания в современной России в рамках возможностей становления человека гражданином. Александр Леонардович Нездюров, директор по развитию Санкт-Петербургского гуманитарного и политологического центра «СТРАТЕГИЯ», кандидат физико-математических наук, рассказал о работе центра и деятельности общественных организаций Санкт-Петербурга, предложил пути сотрудничества в вопросах воспитания гражданственности и патриотизма с другими регионами. Альбина Алиевна Николаева, заместитель директора по воспитательной работе школы №4 города Астрахани, поделилась с участниками «круглого стола» своим опытом в сфере формирования мультикультурного сознания молодежи как одного из приоритетных проектов в области гражданско-правового образования. Диляра Анвяровна Аюшева, учитель английского языка того же образовательного учреждения, сделала акцент на возможностях развития патриотического и гражданского направлений в школах в рамках развития детских и подростковых инициатив в управлении общественными делами. Участники семинара, представляющие Ульяновскую область, рассказали об опыте сельской школы Сурского района по становлению гражданственности и привитию интереса к истории родного края с помощью краеведческих велосипедных походов по Ульяновской области, о первых результатах реализации программы «Воспитай патриота». Много говорилось на «круглом столе» и об уникальности региональной культуры, о необходимости разработки новых туристических продуктов, рассчитанных на юношескую аудиторию. Были предложены разнообразные, уже апробированные туристические программы. Прямая речьЕкатерина УБА, министр образования Ульяновской области: – Воспитанию патриотизма и формированию гражданской позиции государство уделяет повышенное внимание. Об этом свидетельствует ряд постановлений, принятых на самом высоком правительственном уровне. Президент Дмитрий Медведев в декабре 2010 года поручил правительству скорректировать программы гражданского воспитания школьников и студентов. В выступлениях главных идеологов нашей страны не раз звучала мысль о том, что решению этого важного вопроса препятствуют проблемы методологического характера, и в первую очередь – несформированность национальной идеи, национального идеала. Между тем общественные объединения, работающие в образовательной сфере, предлагают свои концепции, формулируют цели и задачи гражданского и патриотического воспитания, исходя из которых вырабатывают соответствующие методы и подходы и даже успешно применяют их на практике. Специалисты научно-практических центров, исследующие общественное самосознание и тенденции воспитательного процесса, тоже не остаются в стороне – они выдвигают инновационные идеи, занимаются поиском новых подходов к формированию гражданской позиции и воспитанию патриотизма.Объединить усилия всех, кто работает в обозначенном направлении, способствовать распространению положительного опыта общественных объединений в области патриотического воспитания – задача государственных структур. Поэтому Министерство образования Ульяновской области выступило с инициативой проведения межрегионального форсайт-семинара. Почему форсайт? На мой взгляд, именно такой формат встречи позволяет учитывать в выработке единой стратегии мнение всех участников, кроме того, он расширяет систему социального партнерства общественных объединений с другими учреждениями и организациями и готовит методическую базу для организаторов патриотического воспитания. Александр НЕЗДЮРОВ, директор по развитию Санкт-Петербургского гуманитарного и политологического центра «СТРАТЕГИЯ»: – Здесь, в Ульяновске, я увидел огромные возможности сотрудничества власти и общественных организаций в деле развития гражданского общества. Было бы непростительной ошибкой не использовать этот огромный человеческий ресурс, имеющийся в регионах. Считаю, что практику межрегиональных встреч и форумов нужно развивать и всячески поддерживать. У нее есть только одна опасность – мероприятия потеряют продуктивность, если свернут на бюрократический путь проставления галочек. В Ульяновске, а он был пионером в этом направлении, не было ничего формального и лакированного. Разговор шел принципиальный и острый, этим остались довольны все участники. В рамках форсайт-семинара я не только узнал о новых интересных проектах, разработанных в регионах (в Ульяновской области, Самаре и Татарстане), но и смог оценить их первые результаты. Они меня впечатлили.
Комментарии