search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Форсайт – это поиск и прорыв

Гражданское образование на сегодняшний день едва ли не самая важная проблема, над решением которой работают ведущие идеологи страны. Оно уже не может рассматриваться как один или несколько учебных предметов – это особая образовательно-воспитательная программа, требующая комплексного подхода и создания определенных условий.

Для обсуждения разработанных специалистами концепций и выработки стратегической линии в воспитании гражданской позиции молодежи ведущие российские теоретики и практики собирались на прошедшей неделе в Ульяновске. Инициаторами проведения и основными организаторами встречи выступили Министерство образования и Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области. Это был не обычный форум, на котором специалисты просто обмениваются мнениями. Мероприятие имело статус межрегионального форсайт-семинара, а это значит, что его главной целью была разработка прорывных направлений в сфере гражданского образования и патриотического воспитания с учетом потребностей региона, объединение предложенных моделей в обширную воспитательно-образовательную программу. Семинар назывался «Гражданское образование и патриотическое воспитание для региона инноваций». Понятие, вынесенное в название, определило не только новый, более перспективный подход к теме, но в некоторой степени и круг участников. В него вошли как теоретики – специалисты федерального центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи из Москвы, гуманитарного и политологического центра «СТРАТЕГИЯ» из Санкт-Петербурга, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, – так и практики. Своим видением проблемы и опытом работы с подрастающим поколением поделились сотрудники ульяновского музея-заповедника «Родина В.И.Ленина», представители общественного совета по гражданскому образованию Пермской области, Самарского регионального центра гражданского образования, национального музея Республики Татарстан, Елабужского государственного историко-мемориального и художественного заповедника и другие гости. В течение двух дней, 21 и 22 апреля, участники семинара ознакомились с так называемыми межсекторальными программами «Воспитай патриота» и «Начни с себя!» и вынесли им экспертную оценку, затем обсудили возможность создания новой универсальной модели патриотического воспитания, вовлекающей в воспитательный процесс все заинтересованные структуры. К ним относятся не только общественные организации, образовательные учреждения, исследовательские центры, но и в первую очередь сами жители региона. Собравшиеся дали экспертную оценку областной программе развития школьных музеев. Ведущие специалисты по музейной педагогике, менеджменту, современным формам создания экспозиции провели свои мастер-классы по интерактивным формам работы школьных музеев. Они представили новые концепции музейной педагогики и ответили на все интересующие вопросы. Специалисты были едины во мнении: для реализации национальной программы необходимо постоянно трансформировать и обновлять формы и методы воспитательной работы, поскольку застой приводит к формализму и лишает смысла любые, даже самые замечательные начинания. Избежать этого поможет культивирование гражданского образования в школах, и в первую очередь создание условий для социального диалога. Уже в мае планируется провести общественное обсуждение разработанной модели программы патриотического воспитания. Будет также рассмотрена возможность участия Ульяновской области в федеральной программе «Проекты и программы современной молодежной политики». Есть предварительная договоренность о возможном участии в обсуждении члена Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Тины Канделаки и первого заместителя председателя Комитета по делам молодежи Государственной Думы РФ Сергея Белоконева. Для справки: Форсайт – один из важнейших инструментов инновационной экономики. Используется для формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников, для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты. Круглый столОдним из центральных мероприятий семинара стал «круглый стол». Многие из выступавших на нем с сожалением констатировали факт безразличия значительной части населения к происходящему вокруг. По мнению специалистов, этому во многом способствовали развал СССР и последовавшая за ним смена ценностных установок и жизненных ориентиров. Выросшее в условиях смены исторических формаций поколение привыкло во всем надеяться на государство, которое говорит, куда идти и что делать. Усталость и апатия большей части населения страны, несформированность гражданского общества становятся серьезным тормозом в развитии экономики и внедрении инноваций. Поэтому сегодня так важно воспитывать у детей активную жизненную позицию, поощрять инициативу и неравнодушное отношение к происходящему. Ульяновская область одной из первых в регионах добилась успехов в этом направлении – в работе форсайт-семинара участвовали волонтеры проекта «Начни с себя». Именно они выступили с инициативой о продвижении проектных линий на территории Приволжского федерального округа, стран Содружества, создании международного волонтерского движения по сохранению и приумножению культурного наследия народов, населяющих страны мира. Светлана Юрьевна Попова, заместитель директора ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», кандидат психологических наук, говорила о развитии гражданского сознания в современной России в рамках возможностей становления человека гражданином. Александр Леонардович Нездюров, директор по развитию Санкт-Петербургского гуманитарного и политологического центра «СТРАТЕГИЯ», кандидат физико-математических наук, рассказал о работе центра и деятельности общественных организаций Санкт-Петербурга, предложил пути сотрудничества в вопросах воспитания гражданственности и патриотизма с другими регионами. Альбина Алиевна Николаева, заместитель директора по воспитательной работе школы №4 города Астрахани, поделилась с участниками «круглого стола» своим опытом в сфере формирования мультикультурного сознания молодежи как одного из приоритетных проектов в области гражданско-правового образования. Диляра Анвяровна Аюшева, учитель английского языка того же образовательного учреждения, сделала акцент на возможностях развития патриотического и гражданского направлений в школах в рамках развития детских и подростковых инициатив в управлении общественными делами. Участники семинара, представляющие Ульяновскую область, рассказали об опыте сельской школы Сурского района по становлению гражданственности и привитию интереса к истории родного края с помощью краеведческих велосипедных походов по Ульяновской области, о первых результатах реализации программы «Воспитай патриота». Много говорилось на «круглом столе» и об уникальности региональной культуры, о необходимости разработки новых туристических продуктов, рассчитанных на юношескую аудиторию. Были предложены разнообразные, уже апробированные туристические программы. Прямая речьЕкатерина УБА, министр образования Ульяновской области: – Воспитанию патриотизма и формированию гражданской позиции государство уделяет повышенное внимание. Об этом свидетельствует ряд постановлений, принятых на самом высоком правительственном уровне. Президент Дмитрий Медведев в декабре 2010 года поручил правительству скорректировать программы гражданского воспитания школьников и студентов. В выступлениях главных идеологов нашей страны не раз звучала мысль о том, что решению этого важного вопроса препятствуют проблемы методологического характера, и в первую очередь – несформированность национальной идеи, национального идеала. Между тем общественные объединения, работающие в образовательной сфере, предлагают свои концепции, формулируют цели и задачи гражданского и патриотического воспитания, исходя из которых вырабатывают соответствующие методы и подходы и даже успешно применяют их на практике. Специалисты научно-практических центров, исследующие общественное самосознание и тенденции воспитательного процесса, тоже не остаются в стороне – они выдвигают инновационные идеи, занимаются поиском новых подходов к формированию гражданской позиции и воспитанию патриотизма.Объединить усилия всех, кто работает в обозначенном направлении, способствовать распространению положительного опыта общественных объединений в области патриотического воспитания – задача государственных структур. Поэтому Министерство образования Ульяновской области выступило с инициативой проведения межрегионального форсайт-семинара. Почему форсайт? На мой взгляд, именно такой формат встречи  позволяет учитывать в выработке единой стратегии мнение всех участников, кроме того, он  расширяет систему социального партнерства общественных объединений с другими учреждениями и организациями и готовит методическую базу для организаторов патриотического воспитания. Александр НЕЗДЮРОВ, директор по развитию Санкт-Петербургского гуманитарного и политологического центра «СТРАТЕГИЯ»: – Здесь, в Ульяновске, я увидел огромные возможности сотрудничества власти и общественных организаций в деле развития гражданского общества. Было бы непростительной ошибкой не использовать этот огромный человеческий ресурс, имеющийся в регионах. Считаю, что практику межрегиональных встреч и форумов нужно развивать и всячески поддерживать. У нее есть только одна опасность –  мероприятия потеряют продуктивность, если свернут на бюрократический путь проставления галочек. В Ульяновске, а он был пионером в этом направлении, не было ничего формального и лакированного. Разговор шел принципиальный и острый, этим остались довольны все участники. В рамках форсайт-семинара я не только узнал о новых интересных проектах, разработанных в регионах (в Ульяновской области, Самаре и Татарстане), но и смог оценить их первые результаты. Они меня впечатлили.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте