search
main
0

Формы оценки

Контроль обеспечивает обратную связь и дает возможность наблюдать, проводить анализ и коррекцию процесса

На сегодняшний день проблема повышения качества преподавания иностранного языка в современной школе остается очень важной. Степень овладения иностранным языком среди школьников зависит от правильной организации учебного процесса. Иностранный язык относится к группе практических дисциплин, что подразумевает использование языкового материала в различных ситуациях реального речевого общения как во время учебного процесса на уроке, так и в повседневной жизни вне классной комнаты и школы.

Нередко практические результаты владения иностранным языком отличаются от планируемых в процессе обучения. Тут становится понятным, что контроль играет важную роль в управлении учебным процессом. Он обеспечивает обратную связь и дает учителю возможность наблюдать, проводить анализ и коррекцию процесса обучения, он помогает объективно оценить уровень владения иностранным языком. Контроль позволяет учителю планировать дальнейшую деятельность, учитывая индивидуальные результаты обучающихся.

В федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения сказано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

1) отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности;

2) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы ООО, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;

3) предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий;

4) предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;

5) обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.

Оценивание – это важная педагогическая задача, которая представляет собой процесс определения качества знаний и уровня сформированности умений и навыков, в совокупности определяющих образовательные результаты ученика. Оно является важным процессом определения, сбора и анализа данных для оценки достижения результатов и целей учебной деятельности.

Для оценки разнообразных образовательных результатов учителю иностранного языка очень важно подобрать наиболее оптимальные формы контроля.

Нужно помнить, что любая деятельность ученика, оцениваемая учителем, должна быть самостоятельной, а любая деятельность ученика, проверяемая учителем, и любая работа ученика, проверяемая учителем, является проверочной. Кроме того, непонятно, какая именно деятельность стоит за этими видами работы. Соответственно, учителю необходимо уточнить, какую именно работу выполняет ученик, и подобрать к ней подходящую форму контроля в сервисе Московской электронной школы.

Самыми популярными формами контроля среди учителей московских школ являются:

  1. Устный ответ.
  2. Домашнее задание.
  3. Учебное задание.
  4. Учебное упражнение.

Следует отметить, что домашнее задание входит в тройку самых часто выбираемых форм контроля среди московских учителей. Но насколько объективно домашнее задание отражает степень самостоятельности выполнения задания/упражнения учеником? Ответ неоднозначный, но он дает учителю возможность прийти к пониманию того, что домашнее задание не может являться формой контроля, если оно не выполняется школьником самостоятельно, без помощи родителей.

Многие московские учителя задаются вопросом, почему в списке предложенных форм контроля в МЭШ отсутствуют такие формы, как контрольная и проверочная работы. Под контрольной или проверочной работой (оценочными процедурами) понимается форма текущего контроля успеваемости или промежуточной аттестации обучающихся, реализуемая в рамках образовательного процесса в общеобразовательной организации и нацеленная на оценку достижения каждым обучающимся и/или группой обуча­ющихся (классом, всеми классами образовательной организации) требований к предметным/метапредметным результатам обучения в соответствии с ФГОС НОО и ООО при освоении образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы.

Контрольная/проверочная работа – форма текущего контроля успеваемости или промежуточной аттестации обуча­ющихся при освоении отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, модуля, нацеленная на оценку достижений обучающихся в соответствии с ФГОС. В контрольную или проверочную работу могут входить тесты, упражнения, учебные задания. Контрольная/проверочная работа может быть тематической, то есть направленной на контроль по определенной теме.

В Московской электронной школе по каждому предмету определены оптимальные формы проведения оценочных процедур или формы контроля. Это формы оценки образовательных результатов, проявляющихся в процессе самостоятельного выполнения учащимся определенных учебных действий. Методистами Института содержания, методов и технологий образования были определены следующие виды оценивания и формы контроля в МЭШ для предмета «Иностранный язык»:

– текущее оценивание – форма контроля, позволяющая оценить отдельные предметные и метапредметные результаты в ходе текущего оценивания. В методических рекомендациях ИСМиТО по иностранным языкам представлены такие формы контроля текущего оценивания, как анкета/формуляр, аудирование, диалог/полилог, диктант, доклад, изложение, конспект, личное письмо/открытка, монолог, опрос, реферат, словарный ассоциативный ряд, тест, техника чтения, устный ответ, учебное задание, учебное упражнение, чтение, эссе;

– комплексное оценивание – форма контроля, позволяющая оценить предметные и метапредметные результаты по одной или нескольким темам. В методических рекомендациях ИСМиТО по иностранным языкам представлены такие формы комплексного оценивания, как зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, проект, творческая работа;

– независимая внешняя оценка в методических рекомендациях ИСМиТО по иностранным языкам представлена такими формами контроля, как конкурс, конференция и олимпиада.

В журнале Московской электронной школы появился удобный сервис, помогающий учителю определить и выбрать подходящую форму контроля на уроке иностранного языка. При нажатии на поле «Форма контроля» в журнале выпадает список форм контроля для предмета «Иностранный язык» на выбор учителя. Учителю предлагается выбрать необходимую форму контроля в соответствии с целями и задачами урока или темы и нажать на нее, для того чтобы эта форма контроля появилась в журнале и дневнике ученика.

Сервис «Формы контроля МЭШ» позволяет учителю назначить форму контроля как для всей группы/класса, так и для отдельного ученика. Учитель также может выбрать несколько форм контроля в течение урока в зависимости от вида деятельности школьников.

В дневнике в карточке урока у ученика и в мобильной версии дневника МЭШ автоматически отражаются отметка и форма контроля. Это помогает ученику и его родителям понять, за какую форму работы была выставлена та или иная отметка. Это значит, что теперь и ученики, и их родители будут иметь ясную картину того, какие конкретно умения оцениваются. Эти данные помогут повысить осведомленность московских семей о динамике достижений их ребенка по предмету и скорректировать процесс обучения.

Использование форм контроля в журнале МЭШ поможет учителю понять, какую деятельность возможно организовать для проведения контрольно-оценочных мероприятий и, соответственно, выбрать для этого разнообразные формы контроля. Учитель может ответственно подойти к выбору формы контроля на уроке, имеет возможность наблюдать за динамикой учебных достижений школьника, проводить анализ и рефлексию собственной деятельности. Результаты проводимых оценочных процедур также могут быть использованы для анализа и организации учебно-методической работы на уровне образовательной организации.

Залина КАРСАНОВА, старший методист отдела методологии и перспективной дидактики (английский язык) ГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте