search
main
0

Формулы ума. Омский ученый помогает хорошим мозгам узнать, что они хорошие

Математики и поэты казались мне всегда существами иного порядка. У них какая-то особая, высшая организация разума, позволяющая думать формулами и говорить стихами. Они, конечно, ходят по земле, но мыслями витают в облаках. Не люди, а явления природы. Причем разноименно заряженные. Ведь нельзя поверить гармонию алгеброй. Математики – очкастые реалисты, озабоченные вечными подсчетами. Поэты – взлохмаченные романтики, размышляющие над вечными проблемами.

Цифры и рифмы – два в одном

Кандидат физико-математических наук, доцент Омского государственного университета Руслан Юрьевич Симанчев – рыжий и взлохмаченный. Очков на носу нет, потому что видит он хорошо. Считает плохо. То есть, как сам говорит, до трех – запросто, а дальше – только примерно. На базаре его обманывают и обвешивают, как поэта. Тем более что Симанчев поэт и есть. Уже 10 лет по утрам в Летних Школах для одаренных детей поют его гимн. А по вечерам, летом – у костра, зимой – у камина, он сам берет в руки гитару… Он не похож на небожителя, больше смахивает на двухметрового вихрастого мальчишку. Только дети настолько гениальны, что делают открытия в вопросах, которые считаются давно решенными. Взрослые обычно не затрудняют себя ненужными размышлениями. А Руслан Юрьевич не гнушается никакими уравнениями – ни сложными, ни простыми, ни математическими, ни жизненными. Его решения, может быть, не новы, но не звучат банально. Наверное, потому, что он, несмотря на пятый десяток, не разучился удивляться. У мыслей Симанчева так же, как и у ребячьих, нет рамок и ограничений. Правда, иногда они складываются в формулы. Потому что доцент математику все же любит больше, чем поэзию.

– Математика – сухая наука? – возмущается он. – Да вы посмотрите, ведь каждая формула дышит. Они живые, движутся, стоит изменить одну деталь – перевернется все. Формулы даже более содержательны, чем стихи.

Меня он с ходу удивил одной из своих формул. «Чем больше площадь взаимодействия с действительностью, а соответственно площадь соприкосновения с неизвестным, тем труднее жизнь». Нечто подобное я уже слышала: во многия мудрости много печали. Но Руслан Юрьевич – председатель Совета кураторов научного общества учащихся Омской области «Поиск». Для ученого и учителя утверждение странное.

Мозги с прибылью

Хороших мозгов в Сибири много. Во всяком случае тех, которые хотят думать. Как минимум 13 тысяч – столько детей занимаются сейчас в НОУ «Поиск» по 19 научным направлениям. Половина из них – сельчане. Симанчев считает, что интеллектуальное богатство России прирастать будет именно ими. Как-то читал курс лекций в Таре. Двое старшеклассников жили на другом берегу Иртыша. В субботу, как обычно, уехали домой, в деревню. А в воскресенье вдруг паром встал на профилактику. Мальчишки раздобыли где-то лодку, переправились через широкую в тех местах реку да еще пробежали километров 5-7, чтобы успеть на занятия, потому что автобус тоже отменили. Один из этих пацанов, Лешка Митрофанов, – теперь аспирант Омского технического университета. Впрочем, поступление в вуз – не главная цель занятий в НОУ. Больше того, поступление, по мнению доцента, далеко не показатель знаний. Лет пять назад он поставил эксперимент: взял под опеку «гарантированного» троечника и натаскал его по математике так, что тот легко стал студентом университета.

Вот именно поэтому Руслан Юрьевич и занимается общественной работой. НОУ «Поиск» для него – тот самый дом, который должен построить настоящий мужчина. И, хоть не в его правилах хвалить чиновников, Симанчев благодарен нынешнему руководству Главного управления образования области. Без поддержки начальства детской общественной организации сейчас не выжить. Во-первых, это деньги. Зарплату преподавателям, среди которых 130 кандидатов и докторов наук, нужно платить, и грех это перекладывать на школьников. Но – по государственной, то есть минимальной, ставке. Впрочем, большинство из них сами вышли из «Поиска», поэтому часто читают лекции, и бесплатно. Часть затрат берет на себя соцстрах. Месячное пребывание в Летней Школе для одаренных обходится детям в две тысячи рублей, хотя по себестоимости выходит четыре. Подобные же школы, которые проводит государственный университет, стоят в два раза дороже. Это и есть чистая прибыль от мозгов, возмущающая Симанчева. Будучи доцентом государственного университета, участия в столь денежных мероприятиях он не принимает. Правда, за свою общественную работу Симанчев получает деньги – небольшие, по той же государственной ставке. Хотя ставку эту организовал себе сам, создав областную заочную школу для старшеклассников. Год обучения в ней стоит 570 рублей. Преподаватели вузов общаются с детьми и на расстоянии, и на выездных сессиях, и через школьных учителей, для которых на вырученные средства издают бесплатные методические пособия. По логике, это те же полноценные подготовительные курсы, только в 10 раз дешевле вузовских. Прибыль от мозгов Симанчев признает только одну – интеллектуальное богатство России. Я, говорит, хочу, чтобы моим детям – 15-летнему Андрею и 6-летней Полине – жизнь нравилась. Чтобы друзья у них были умные. Точнее, умели думать.

Разум – это красота

Работая с одаренными детьми, Симанчев предлагает педагогам забыть словосочетание… «одаренный ребенок». Оно для теоретиков. А для практиков важно другое: ребенок должен чего-то хотеть и должен хоть что-то мочь. В «Поиске» занимаются отнюдь не отличники. Но неравнодушные. Ребята решают задачи – может быть, давно решенные взрослыми. Но – сами! Их интересуют проблемы безработицы в родных селах, история края, люди, на которых они равняются. Их волнует, почему распадаются семьи и отчего родители мало любят своих чад. Они разбираются в сложных теоремах и занимаются математическим вышиванием. Изучают флору-фауну области и выясняют, как ведут себя кролики, которых кормят одной морковкой. Читают стихи Есенина и Бродского, пытаясь все же поверить гармонию алгеброй. Рисуют картины в стиле сюрреализма и плетут туески из бересты, возрождая народные промыслы. В общем, делают то, что хочется, только глубже вглядываясь в жизнь, перенося свои заметки на бумагу и делясь друг с другом открытиями. И эти откровения толкают других заняться своим поиском. Такой замкнутый и такой свободный круг мыслей и действий.

«Зрелость ума определяется умением человека выполнять неинтересную работу» – прочитал однажды Руслан Юрьевич красочно оформленную цитату в конспекте своего студента. Подумал – надо взять на вооружение, узнать, кто это из великих выдал. Оказалось, сам же и вывел формулу на одной из лекций. Себе он конспекты не пишет, к занятиям готовится «в уме». Его лекции – сплошная импровизация на философско-математические темы. Студенты их не пропускают, хотя за непосещение он не карает и рапортичек вовсе не требует. И не спят на партах – интересно.

А начинал Симанчев в НОУ. В 1982 году, после второго курса университета, попал в Летнюю школу в качестве одаренного ребенка, потом стал вожатым, преподавателем, с 1996-го – руководителем. Жену себе нашел там же – она была в одном из его первых отрядов.

Себя он считает тугодумом и лентяем. Жена, говорит, сердится, что молоток в руки редко берет. Но приходится. Во времена безвременья, точнее, беззарплатья кандидат наук на пару с тестем-инженером перекрасили все мосты в городе. Повезло урвать такую халтуру. Впрочем, ученые мужи подошли к ней с душой, изобретательно. Махать кистью по узким прутьям – дело тонкое и долгое, управлять краскопультом легче и быстрее, но половина краски уходит в воду. Труд усовершенствовали – надевали на руки шубенки мехом наружу, макали их в краску и «обмазывали» прутья. Мозоли натерли, отмыться не могли долго, но управились гораздо быстрее, чем предполагали. К тому же сэкономили бочку сырья.

Лень – движущая сила прогресса, по словам Симанчева. Но физическая, а не духовная. Если не думать, то и колесо не покатится, которое тоже, кстати, изобрели люди, чтобы меньше двигаться. Можно копать траншеи вручную, а можно напрячь мозги и придумать экскаватор.

Понятие «интуиция» не любит. Как и вообще вещей, которые у него в голове не укладываются в формулу. Стихи он потому и пишет, что они короткие, четкие и емкие – как уравнения. Хотя по расчету действует редко, а то давно бы стал доктором наук. Лучший друг – Алексей Веснин, – с которым за одной партой сидели, одни работы в НОУ писали, теперь ученый с мировым именем. Симанчев нисколько не завидует товарищу. Кажется ему, что его научный труд – 13 тысяч детей – ничуть не менее важен для будущего. Плюс своих двое – ради которых, собственно, все это и делается и для которых вечно не хватает времени. Андрей, например, будучи дошколенком, не понимал вопроса: «До скольких ты умеешь считать?». Интересовался в ответ: «А до скольких надо?» Теперь учится неважно – школа всю охоту отбила. Впрочем, одаренность и успеваемость – вещи разные. Сын свой поиск ведет. Теперь увлекся естественными науками. Недавно приволок с улицы дохлую ворону – препарировать. Несколько дней покойница, завернутая в газеты и пакеты, «отдыхала» в морозилке рядом с колбасой.

Младшая, Полина, размышляет о смысле жизни. Ставит иногда отца в тупик. Недавно поинтересовалась, зачем нужны люди? И пока он про себя размышлял и формулировал, сама же ответила: чтобы на земле красиво было. Симанчев с дочерью полностью согласен. То-то будет красота, если все думать научатся!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте