search
main
0

Формула золота

В декабре 2001 года газета «Челябинский рабочий» назвала Ивана Иоголевича человеком года, не ведая, конечно, что через несколько лет он станет самым знаменитым педагогом страны. Местный журналист Светлана Журавлева написала тогда об Иване Александровиче очерк, сегодня мы публикуем его в сокращении.

Ивана Иоголевича знают в Англии, Италии, Канаде, Турции. В Москве встречают как родного. И этому есть свое объяснение. Уже четыре золотые медали привезли воспитанники Ивана Александровича со всемирных олимпиад. А в Москве за последние два года произвели настоящий фурор! Все наивысшие места по итогам всероссийских олимпиад по физике заняли челябинцы – ученики Ивана Иоголевича. Ни одна школа России не показала таких результатов!

Прорваться к победе в своей стране или к золоту мира мог бы, наверное, и без наставника один какой-нибудь особо одаренный ребенок. Но когда такие победы становятся чуть ли не массовым явлением – это уже личный успех учителя. Впрочем, сам Иван Александрович так не считает, разделяя лавры своей славы со всем коллективом учителей физико-математического лицея №31 Челябинска.

– Я сам себя поймал на мысли, что ничего другого, кроме как высшей награды, уже и не жду, – говорит директор лицея А.Е. Попов, вспоминая то время, когда Иван Александрович уехал с Кириллом Королевым в Турцию. – Привыкаем…

И очень жаль. Нам давно следует устроить национальное торжество по тому поводу, что мужчины в школе еще остались. Не убежать из нее в нынешней ситуации – это Поступок, достойный настоящего Учителя.

– Талант Ивана Александровича в том, что он умеет учиться у детей. Дети заставляют его думать, рыться в книгах, беспокоиться, – говорит А.Е. Попов. – Средний учитель идет не от ребенка, а от учебника, Иван Александрович поступает наоборот. Вот почему он – редкий специалист, который достигает поразительных результатов в работе с одаренными детьми.

Мог ли думать отец Ивана Александровича, известный в области педагог, разработавший программу для одаренных детей, что готовит поле деятельности для собственного сына? Вряд ли. Родители прочили Ивану другую карьеру, связанную с техническим вузом. Но он буквально в последний момент сдал документы в педагогический институт.

– А со второго курса уже побежал в ближайшую школу устраиваться на работу, чтобы попробовать себя в роли учителя, – вспоминает его старший брат Владимир Александрович.

В каком-то смысле Ивану Александровичу повезло: родиться в известной педагогической семье, работать в одной из лучших школ области (кстати, он здесь и учился). Но если бы не было в нем самом искры Божьей, таланта, то не достиг бы он такого блестящего успеха.

Рассказывает Андрей Владимирович Фокин, учитель физики:

– Я познакомился с ним еще студентом, будучи на практике. Он уже тогда был Мастером, талантом как в области физики, так и в области педагогики, эрудитом. Но больше всего поразило меня то, что он был искренне рад общению с нами, желторотыми специалистами.

Об умении вглядываться в личность, брать на заметку все ценное в ней говорит и ученик Ивана Александровича, очередной претендент на мировое «золото» одиннадцатиклассник Алексей Самокотин:

– Каким-то образом Иван Александрович угадывает мои интересы и вот уже четвертый год устраняет все препятствия. С ним у меня значительно выше скорость обучения, чем в обычном классе. Сам бы я нигде не смог найти те задачи, которые он мне предлагает. Будь моя воля, назвал бы его не просто человеком года, а, скажем, десятилетия. Он этого заслуживает.

Это только со стороны кажется, что золотые медали Иоголевич, как блины печет. И с одаренными детьми бывают проблемы.

– Их интеллектуальные запросы порой настолько велики, что моего багажа не хватает, – рассказывает Иван Александрович. – Приходится постоянно его пополнять. И в доводах своих они бывают сильнее меня. Изредка прибегаю к нехорошему аргументу – ссылаюсь на собственный опыт.

Как много работает над собой Иван Александрович Иоголевич, можно судить по такому на первый взгляд незначительному случаю.

Однажды в школу к нему зашел приятель, с которым когда-то учились вместе и даже сидели за одной партой. Приятели разговаривали, а на доске красовалась написанная мелом тема урока.

– Слушай, а кто тебе пишет? Учеников, что ли, просишь? – спрашивает друг.

– Вообще-то это я сам писал, – признался Иван.

– Не верю! – изумился гость. – У тебя же почерк был отвратительный!

Все мы родом из детства. Он – тоже. Беседую с мамой Марией Ивановной Иоголевич.

– Ваня очень рано начал читать, в четыре года, – рассказывает она. – Интересно, что держал книжку вверх ногами. И читал правильно.

Примерно в то же время увлекся хоккеем. Знал всех выдающихся спортсменов поименно. Сам играл в хоккей, построив дома маленькую самодельную площадку. И, подражая легендарному Озерову, комментировал: «Ай-яй-яй-яй! Какой же гол пропустили!!!» Когда кто-нибудь из взрослых спрашивал: «Как вчера сыграли?» Ему говорили: «Спроси у Вани. Он знает». Дружен со спортом Иван Александрович и сегодня.

На вопрос о главных событиях 2001 года (помимо золотой медали в Турции) Иван Александрович ответил так: «Изменение в семейном положении». В этом году он женился, выбрав в спутницы жизни очень красивую девушку. В связи с новым семейным статусом пришлось кое в чем пересмотреть свою жизнь, но работе, по мнению Ивана Александровича, это пошло только на пользу. Он с интересом, по словам молодой жены, занимается домашним хозяйством. Умеет, как выяснилось, и гвоздь в стену вбить, и кран починить.

Ирина Юрьевна – учительница математики, работает в том же лицее, что и муж.

– Впервые увидела его в городском молодежном штабе, – вспоминает она. – Я тогда училась в седьмом классе, а он – в десятом. Этот красивый молодой человек с гитарой был в моих глазах уже стариком. У меня и мысли не возникло, что он когда-нибудь станет моим мужем.

Потом они встретились в лицее.

– Обычно учителя считают, что должны только дети, – рассказывает Ирина Юрьевна. – Муж очень требовательный по отношению к себе человек. Сначала «я должен», а потом уж «они».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте