search
main
0

Формула стратегического успеха

​Александр КУТУЗОВ, ректор МГПИ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, почетный работник высшего образования, член правления Всероссийского детского фонда:

– Я люблю литературу, науку и, безусловно, образование. Живу этим, и, видимо, поэтому все названные грани человеческой деятельности для меня неразрывно связаны. Алексей Толстой говорил, что ему и многим писателям труднее всего дается первая строка произведения. Многие ученые утверждают, что самые большие трудности приходят вместе с последней строкой их работы, потому что часто именно после нее приходит осознание глубины и сложности того, что за этой строкой стоит в жизни. Таким образом, передо мной, как человеком, занимающимся и литературой, и наукой, стоит задача удвоенной сложности. А если учесть, что речь пойдет не просто об образовании, а о подготовке новых учителей для новой школы Москвы и России, то сложности начинают увеличиваться в геометрической прогрессии. Итак, МГПИ – 10 лет. Вуз молодой не только по времени создания, но и по возрасту и духу профессорско-преподавательского состава. В институте шутят: мы первый вуз XXI века, потому что нас Правительство Москвы открыло на рубеже веков, а первых студентов мы приняли в первом году нового тысячелетия. Тогда и появился лозунг «Наши студенты – наши коллеги», который, на наш взгляд, и позволил сформироваться особой преподавательско-студенческой общности, настоящему содружеству молодости и опыта. И еще сами преподаватели и студенты говорят о том, что институт наш реактивно-креативный, потому что все время старается решать задачи на опережение, ставить себе цели стратегические, добиваться результатов не числом, а умением, то есть использовать самые современные тактики действия. Выведена даже формула успеха МГПИ:Все это создает в МГПИ особую атмосферу. Думаю, что именно благодаря ей удалось сформулировать и начать реализовывать в практической работе нашу стратегическую, социальную, педагогическую миссию. Она сформулирована так: МГПИ призван разработать научно-практические основы введения в сознание общества понимания преобразующего образование как сверхценности современного государства, самоорганизующегося общества и самореализующейся личности. Возможна ли в современных социальных условиях практическая реализация этой миссии, и если возможна, то какой должна быть стратегия развития вуза для достижения ощутимых результатов? Президент, а значит, государство, поставил перед образовательным сообществом задачу – создать новую школу России. В каких исходных условиях мы должны это сделать? Наше общество находится в процессе стратификации, причем процесс этот разнонаправленный и ускоренный. Каждая страта (или группа общества) формирует свое представление об образовании. Причем в этих представлениях самым невообразимым образом соединяются образовательные запросы, потребности, мифы, традиции. Как ответ на этот процесс идет стремительная дифференциация школ, входящая в противоречие с традиционными представлениями о школе и ее роли у значительной части населения. Отсюда возникает ключевая проблема: ожидание понимаемых и принимаемых результатов при неопределенности критериев. Следствием нерешенности этой проблемы становится усиление в обществе негативных представлений об образовании. При этом образование все большая и большая часть общества начинает рассматривать как сферу услуг, сферу потребительского рынка. Поэтому многие образование вообще и труд учителя в частности начинают рассматривать через призму соотношения «потребности – затраты – результаты». При весьма невысоком уровне стандартизации и нормирования государственных услуг в социальной сфере, особенно в образовании, и несовершенстве действующего социального законодательства на общественное недовольство накладывается и экономическое неприятие. Но есть и еще одна чрезвычайно важная составляющая проблематики состояния и развития образования. Со времен Возрождения мировой процесс развития общего образования был направлен в сторону фундаментализации образования. Сейчас он изменил вектор и пошел в обратном направлении: от фундаментальности знаний и узкой специализации – к универсальности и широте. Отсюда неизбежная поверхностность приобретаемых учеником компетенций – знаний. Многим современным руководителям это не кажется неприемлемым. Они говорят, что в современных условиях глубокие знания не делают людей успешными. Поэтому главная задача современной школы – готовить успешных людей. Ранее многие поколения учителей старались готовить хороших людей. Это, по сути, глубинные изменения социально-педагогической парадигмы, они неизбежно приведут к цивилизованной революции. Эволюция здесь невозможна, потому что доминирующие в современном мире Hi-tech и Hi-Hum технологии созданы в расчете на обязательный быстрый результат, максимально точно прогнозируемый и для этого максимально полно схематизируемый. Поэтому через 10-15 лет образование будет совершенно другим. Думаю, что изменить направление этого движения невозможно. Однако возможно и даже необходимо при любых социально-педагогических разработках учитывать этот факт как непреложную закономерность нового времени. Тогда будет реально возможным ощутимо сократить отрицательные эффекты, неизбежно сопровождающие взаимодействие двух разнонаправленных потенциалов. Но при этом все равно нужно понять и принять то, что традиционная школа и соответственно наука и их организация переживут трансформацию такого же уровня, как вода, которая превращается в пар. Через какое-то время пар, как известно, может снова превратиться в воду. Но для этого нужны время и особые условия. А сейчас кардинально меняется само целеполагание процесса. Традиционная культура, а значит, и образование утверждают и в идеале формируют неповторимую человеческую личность – индивидуальность. Новый вектор развития такой проблематикой, как говорит молодежь, даже не заморачивается, потому что формирует и утверждает человека не как неповторимую личность, а как сконструированного, максимально унифицированного потребителя. Как мы понимаем, в этих условиях задачи учителя меняются так же, как вода, превращающаяся в пар. Очень хорошо понимаю, что такой вектор развития у многих профессионалов и обычных людей вызывает весьма определенные эмоции. Эмоции эмоциями, но если наступила зима, все равно ведь надо надевать теплую одежду. Может ли вектор измениться? Да, но через определенное время. Это во-первых. А во-вторых, при условии заинтересованного и активного включения общества в процесс развития образования, формирования его новых парадигм и смыслов. Если удастся реально задействовать общественную составляющую в механизме государственно-общественного управления образованием, то тогда появится реальная возможность влияния на вектор развития образования, формирования его новых социально понимаемых смыслов. Пока же общественная составляющая управления образованием не имеет четких рамок и предписаний, а такое положение приводит к тому, что «общественные органы» хотя и встраиваются, иногда успешно, как в Москве, иногда не очень, в государственную управленческую вертикаль, но только в качестве вспомогательных, предназначенных для решения второстепенных задач или же просто как формально существующие структуры. Однако общество – главный заказчик и потребитель образовательных услуг. Если оно институционально не формирует запрос, то системе образования не на что отвечать, а значит, говорить о серьезной, востребованной, успешной модернизации пока еще рано. Но готовить ее все равно необходимо. Мы стараемся по мере наших сил заниматься этим в рамках новой стратегии развития современного гуманитарного вуза. Есть особенности нынешней демографической ситуации, которая наряду с мировым цивилизационным трендом о всеобщем высшем образовании приводит к тому, что современный вуз начинает настоящую охоту за мотивированным студентом, для чего вынужден создавать особую эмоциональную и институциональную среду обучения. Здесь надо отметить и особые возможности специалистов гуманитарных областей в современном коммуникативном обществе. Для правильности и эффективности стратегии чрезвычайно важна и «кочка зрения», то есть понимание того, в какую систему вуз встраивается, с какими системами он должен взаимодействовать. Для нас система встраивания – это система столичного образования. В рамках этой системы вуз имеет возможность максимально полно не только реагировать на ее потребности (управление – учебный процесс – родители, дети), но и формировать перспективные тренды. Потому что институт встраивается и в европейское образовательное пространство. При таком подходе разрабатываются карты развития, например, направлений подготовки, перспективных проектов. Эти точки опоры позволяют нам решать важнейшую проблему выстраивания нашего содержания высшего профессионального образования с учетом как современных, так и перспективных запросов потребителя. Можем ли мы развиваться и решать поставленные задачи, сохраняя институт в исходном состоянии? Конечно, нет. И это, думаю, не требует комментариев. Можем ли мы развиваться, максимально точно воспроизводя одну из известных, например, американскую модель? Тоже нет. Потому что мы находимся в другой, весьма отличной от американской, системе. Будет ли успешным развитие при стремлении к максимальному укрупнению и полному выходу из педагогического поля? Снова нет. Потому что большие системы работают и управляются по другим законам. И нашу «особость», в том числе особый патронат студентов, в этих условиях сохранить будет невозможно, а выход из педагогического поля повлечет за собой выход из системы столичного образования, что приведет к глубинной трансформации вуза и как следствие к потере целеполагания – компас размагнитится. Поэтому развитие нашего вуза должно осуществляться в рамках системы столичного образования и быть максимально тесно связано с реализацией принятой нами миссии. На этих основах строится модель нашего развития. Основные ее параметры таковы: на наиболее сильных факультетах создается необходимое количество магистратур, ориентированных на потребности столичного образования, а шире – социального спектра жизни Москвы. Таким образом, мы можем добиться того, что слова «МГПИ – дорога в интеллектуальную элиту Москвы» будут восприниматься не как рекламный слоган, а как достоверная информация к принятию решений учениками и их родителями. Но, как известно, наука не знает границ. Поэтому наш бакалавриат строится таким образом (для этого есть социальные подразделения), что студент может сформировать свой учебный план с учетом возможного прохождения дальнейшего обучения в той или другой стране, в которой есть ведущие вузы по выбранному им профилю подготовки. Следовательно, по желанию студента МГПИ становится дорогой в лучшие магистратуры мира. В институте уже многое сделано для того, чтобы эта модель начала реализовываться на практике, создаются условия для максимально возможной индивидуализации учебного процесса в системе «деканат – преподаватель – студент». Говоря проще, ручная сборка специалиста помогает наиболее полной самореализации человека. В рамках стратегии мы кардинально меняем организацию и содержание научной работы, созданы четыре научно-исследовательских центра. Их задачи – выявление проблемных полей в образовании и разработка необходимых мер для их устранения, а также выявления новых тенденций, помощь сообществу в их осмыслении, создание необходимой научно-педагогической аналитики. Эти центры хотят и будут проявлять истинную научную смелость в своих исследованиях и разработках, и прежде всего в области стратегии гуманитарного образования, социально-педагогических проблем развития образовательного пространства, создания и разработки новых систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи. Особое внимание институт уделял и будет уделять проблематике здоровьесбережения. Нашим студентам нравится, что наш вуз – вуз здоровья. Особенности нашего института как современного гуманитарного московского вуза вы увидите во всех публикациях этого номера. Ваши оценки, безусловно, очень для нас важны, но еще важнее ваша заинтересованность в развитии системы столичного образования. У нас по многим направлениям созданы и создаются временные исследовательские коллективы. Приглашаем всех заинтересованных судьбами столичного образования принять в них участие. Потому что заинтересованное мотивированное взаимовыгодное участие профессионалов всех уровней образования в решении стратегических вопросов – залог минимизации ошибочных решений, видение ближних и дальних перспектив развития образования, а для нашего вуза – надежная гарантия устойчивого развития и востребованности его как важного звена столичного образования как минимум на ближайшие десять лет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте