search
main
0

Формула форума

​3-4 декабря 2013 г. в Москве прошел Всероссийский форум работников дополнительного образования. Собрались представители 60 регионов России, чтобы понять, каковы модернизационные механизмы развития дополнительного образования детей и какими должны быть приоритетные шаги для сохранения лучшего в этой системе. Форум произвел своеобразное впечатление, которое вылилось в формулу, ловко сформулированную Александром Асмоловым.

Александр Асмолов был главным героем этого форума – выдающийся ученый с харизмой гениального прорицателя. Каждый тезис его пленарного доклада превращался в метафору, оседавшую в сознании, завершался криками «браво» и аплодисментами. Некоторые его тезисы живут не одно десятилетие, некоторые из вновь произнесенных неудобно цитировать, потому что возникает образ антитезы, в основе которой – глубокое противоречие между общим и дополнительным образованием детей. Но метафора «Москва – это Россия, но не очень» задела крепко. Ведь форум проходил в Москве, в программу форума было включено посещение десятка площадок московских учреждений дополнительного образования, весь второй день прошел в легендарном Дворце пионеров на Воробьевых горах. И дело тут вовсе не в блестящем умнице ученом, которого обожает педагогическое сообщество, вероятно, за всем этим – химера хитрой, безнравственной политики по принципу «разделяй и властвуй». Жаль, что она в образовании, которое должно всех консолидировать.Получилось, что сработал механизм заблуждения-антитезы: Москва не есть Россия, и нечего ей давать слово. Форум был посвящен, как не один раз сказали организаторы, дополнительному образованию, называвшемуся 95 лет назад внешкольной работой, оно зародилось именно в Москве, здесь формировался лучший опыт, здесь продолжают работать честные, искренние и пламенные люди, влюбленные в систему дополнительного образования, которые, кстати, совместно с наукой придумали, как вписать его в новые рыночные условия, какими новыми нормативами отрегулировать деятельность программ дополнительного образования, и, кстати, готовы были поделиться с коллегами из регионов, которые за тем в Москву и ехали! А этих пламенных поборников даже не известили и не пригласили, понятно стало почему – потому что наши знают, как делать по-новому. Поэтому им слова и не дали, ведь сами организаторы этого не знали.Организатором форума выступил Общероссийский профсоюз образования, соорганизатором – Министерство образования и науки РФ. Разработка стратегии развития содержания и направлений модернизации не епархия профсоюза. Не случайной была риторика российского профсоюзного лидера, голосом строгого руководителя задавшей вопрос победителю конкурса «Сердце отдаю детям»: «А вы член профсоюза?» В ответ на молодое и робкое «нет» был решительный ответ. Догадайтесь сами, какой.Оппозиция или консолидация – вот острый вопрос, вокруг которого плыли разговоры, но зачем же для этого надо было собирать профессиональное сообщество? ВШЭ в лице Сергея Косарецкого развернула свои расчеты в сторону анонса будущего нового нацпроекта «Дополнительное образование», где, конечно, будет дополнительное финансирование. Председатель совета ректоров Ольга Каширина недоуменно выразила свое несогласие с наименованием «дополнительное образование» и предложила заменить его на термин «междисциплинарное». После этого хотелось внести предложение в резолюцию по рекомендации обязательного внимательного чтения Закона РФ «Об образовании в РФ», особенно для пленарных докладчиков. Коллеги из Мурманска, Санкт-Петербурга и Томска рассказывали о проблемах, требующих решения, коллеги в зале соглашались, что, мол, да, и мы тоже в этих проблемах живем.Почти незамеченным остался блестящий доклад директора Ярославского Департамента образования, который, собственно, предложил стереть границы между формальным, неформальным, общим и дополнительным образованием как системами конкурирующими, оттолкнуться от запросов и интересов ребенка и семьи. Ведь ситуация стремительно разворачивается в сторону, когда самообразование и семейное образование как современный социальный институт станут главными конкурентами официальной государственной системе образования. Поэтому ключевой вопрос – ребенок, его образовательные достижения, не важно через какую систему обеспеченные. Образовательное пространство – это не пространство регионов и их образовательных систем, а пространство образовательных программ, у которых не будет границ. Любой ребенок через порталы и облачные технологии найдет себе педагога-консультанта, работающего на Ямале, в Калининграде, в Москве или Владивостоке, будет у него учиться. Какой продвинутый руководитель системы образования Ярославля! Он оказался самым прорывным на этом форуме! И было бы о чем с ним поговорить, только наших не позвали! Потому что «Москва – это Россия, но не очень».От редакции2014 год Президент РФ объявил Годом культуры. Поэтому в первом номере года мы вернемся к теме Всероссийского форума дополнительного образования, к дискуссии, которая состоялась во второй день, к выступлениям, которые прошли на этом форуме.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте