search
main
0

Формирование самооценки у младших школьников с использованием ВШМ

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования обозначена цель современного российского образования – общекультурное, личностное развитие учащихся (умение учиться, способность к саморазвитию, развитие сознания). Фундаментом развития личности, способной найти свое место в мире, является адекватная самооценка.

Самооценка – это личностное образование, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности личности, начинает формироваться в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда идет выстраивание внутренней позиции, появляются психические новообразования, расширяются виды деятельности и социальные контакты. Самооценка позволяет учащимся осознать свои возможности и достичь успешных результатов в учении.

С другой стороны, современный быстро меняющийся мир окружает нас огромным объемом информации, которая диктует находить новые способы ее освоения. Полученная новая информация быстро устаревает, возникает потребность в способах добычи новой, более актуальной. Поэтому важно, чтобы ученики умели использовать информацию для своего саморазвития и самооценки.

Приоритетом начального общего образования согласно требованию ФГОС о переходе от традиционного подхода к компетентностному через формирование УУД является развитие навыков самооценки: фиксирование затруднений в собственной учебной деятельности, выявление их причин, выбор способов и средств проектирования.

Перед учителями встает вопрос: как накапливать и хранить информацию по различным аспектам учебных достижений обучающихся и как применить эту полученную информацию в целях самооценки учащимися своей учебной деятельности? На помощь приходит внутришкольный мониторинг. ВШМ предполагает изменение роли учителя, характера его работы. Педагог превращается в помощника и организатора учебной деятельности, а учащийся конструирует свое образование, практически его применяет, используя данные мониторинга собственных достижений.

Оценка результатов освоения основной образовательной программы НОО по математике требует разработки модели мониторинга, которая была бы открыта для всех учителей, родителей, общественности и дала бы информацию по вопросам математического развития учащихся и освоения ими ФГОС НОО.

В своей педагогической деятельности мы накапливаем данные ВШМ, храним их и используем для снятия затруднений в усвоении учебного материала по результатам самооценки. Покажем это на практическом примере математической подготовки учащихся начальной школы.

Для входного контроля по математике во 2‑м классе задания диагностической работы составлены МЦКО. Определялся уровень усвоения предметного содержания курса математики обучающимися вторых классов. Вместе с учениками выявляем элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднения, устойчивые математические знания и умения ребят в соответствии с ФГОС НОО и с учетом преемственности с дошкольными математическими представлениями (числа и величины, арифметические действия, работа с текстовыми задачами, пространственные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины, работа с информацией).

Для развития самооценки использовались педагогические приемы «Цветовые дорожки» и «Светофор». Они позволили учащимся, используя цветные карандаши или карточки, самостоятельно оценить, насколько им понятен материал, смогли ли они выполнить задание, уверенно ли чувствуют себя при ответе на вопрос. Красный цвет – это сигнал тревоги (не могу, затрудняюсь); желтый – неуверенности (не совсем разобрался, помогите); зеленый (все ясно, справляюсь). Поднимая красную, желтую или зеленую карточку, ученики сообщали, насколько им по силам предложенная задача.

По результатам данного контроля знаний по математике, а также с учетом данных прошлых опросов ВШМ учебные достижения отдельного ученика интерпретировались в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, и далее учащиеся были распределены на три группы:

– группа учеников, имеющих нормативный и повышенный уровень усвоения (оценка «5»);
– группа учеников, имеющих средний, нормативный уровень усвоения (оценки «3», «4»);
– группа учеников, не усвоивших материал, включая группу риска (оценка «2»).

Первая подгруппа учеников в данном случае не нуждалась в постоянной опеке. Они обладают навыком самооценки. У них была основа знаний, которые благодаря преемственности с дошкольными знаниями давали возможность успешно усваивать учебный материал. Они показали умение составлять из отдельных частей целое, обладающее смыслом и новизной (например, план действий, схему, проект решения конкретной задачи), доказать и сделать выводы. Им можно и далее давать задания как по программному материалу, так и для творческой самостоятельной работы.

Вторая подгруппа учеников – это те, кто находится как бы между первой и третьей подгруппами. Им требуется поддержка не систематическая, а по ситуации, в том числе и по самооценке.

Пятерых учеников первой подгруппы, а также наиболее активных пятерых учеников второй подгруппы мы выделили в группу, которой задавались вопросы с выбором ответов. Они выразили свое мнение о работе над заданием, накоплении результатов выполнения опросов к полученным данным ВШМ.

Примеры вопросов (у нас отвечали 10 человек):

Какие сведения о ваших знаниях необходимо накапливать на протяжении всего вашего учения в начальной школе (то есть проводить мониторинг)?

1. Количественные и вычислительные навыки – 8.
2. Геометрические представления – 10.
3. Умение решать текстовые задачи – 7.

Другой ответ – «устный счет».

Помогла ли тебе информация из прошлых опросов для решения задач?

1. Да – 7.
2. Нет – 1.
3. Не знаю, как ее использовать – 2.

Возникли ли трудности по самооценке?

1. Да – 2.
2. Нет – 7.
3. Затрудняюсь ответить – 1.

Ученики третьей подгруппы нуждаются в постоянном сопровождении, помощи (троих из них мы отнесли к группе риска). У них обнаружена низкая способность к самооценке. Для каждого из учеников группы риска была разработана схема работы с использованием банка данных ВШМ. Мы разрабатываем план действий, ориентируясь на планируемый результат. Согласно модели ВШМ задействуем участников образовательного процесса (учитель, ученик, родители). Происходят обмен мнениями, согласование интересов, выдвижение различных подходов, согласование спорных вопросов; разработаны критерии оценки результата и согласованы с учениками. Важно было установить причины плохого усвоения учебного материала. Группа эта сложная именно потому, что причины у каждого свои. Поэтому приходилось включать упражнения и задания, которые были бы конкретными, более простыми, практически направленными. Здесь включались технологии поддержки и помощи обучающемуся не только в решении задач, но и приемы самооценки свой учебной деятельности. В качестве вспомогательного средства использовались эталоны, схемы, образцы выполнения заданий, указание на страницу учебника, где можно найти справку. Для этой подгруппы подбирались задания на развитие мышления и формирование способов умственных действий. Некоторые из них были включены в ВШМ в прошлом году (или даже из дошкольного ФГОС). Сами учащиеся подбирают задания, которые помогают им осуществлять самоконтроль и самооценку, – от простых к более сложным.

Например, задание «Найдите лишнюю фигуру», призванное сформировать умение разделять фигуры по одному признаку. Дается ряд геометрических фигур, необходимо найти лишнюю фигуру и дать объяснение, почему она лишняя. Для этого нужно выделить общее, то, что все эти фигуры объединяет, далее объяснить, почему вы считаете, что именно эта фигура является лишней.

Вариант 1. Детям предлагаются фигуры, различные по форме.
Вариант 2. Детям предлагаются фигуры, различные по цвету.
Вариант 3. Детям предлагаются фигуры, различные по размеру.

Вариант 1 под силу всем ученикам. Вариант 2, когда включается цвет геометрических фигур, выполняется не всеми учениками. Им тогда предлагаем вариант 3. Если и здесь трудности, то даем следующее задание.

Задание «Найди домик каждой фигуре» ставит целью развивать умение анализировать и выделять одно основное свойство (форму, отвлекаясь от величины и цвета фигур). Мы говорим: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у кружочков – круглый, у треугольников – треугольный, у квадратов – квадратный, а у овалов – овальный. Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики. Нужно помочь бедным человечкам найти свои домики». Необходимо каждую фигурку поместить в свой домик. Для третьей подгруппы перед выполнением задания повторялись геометрические фигуры и назывались их отличительные признаки.

Учитывалось, что достигнутый уровень образования ребенка в начальной школе базируется на дошкольном образовании и является источником формирования возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Здесь предполагается самооценка преемственности плавного, не травмирующего психику обучающегося перехода от одного уровня к другому уровню образования.

Кроме того, ученикам задавались вопросы (отвечали 25 человек):

Все ли было сделано, как задумано?

1. Да – 5.
2. Нет – 18.
3. Частично – 17.
4. Не могу сказать – 2.

Другой ответ – «трудностей не возникло».

Помогла ли вам в решении задачи самооценка деятельности?

1. Да – 17.
2. Нет – 3.
3. Затрудняюсь ответить – 5.

Какие трудности возникли при выполнении задания?

1. Не знал, с чего начать -12.
2. Не знал последовательность действий – 14.
3. Не было времени – 6.

Другой ответ – «было волнение», «забыла, но потом вспомнил(а)» – 9.

Итоги опросов показали, что при использовании результатов ВШМ произошло значимое увеличение количества обучающихся (включая группу риска), которые благодаря ознакомлению с данными мониторинга добились значимого приращения математических знаний и универсальных учебных действий. Кроме того, практиковались в умении оценивать собственную учебную деятельность.

Современное российское образование строится на федеральном государственном образовательном стандарте, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию, непрерывному образованию, к активной и самостоятельной деятельности учеников, включая самооценку деятельности. Одним из приемов развития самооценки в младшем школьном возрасте является использование данных ВШМ.

Олеся ВАЛЕЕВА, учитель начальных классов Школы имени В.В.Маяковского, МГПУ ИППО, магистр

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте