Надежда ФОМИНА, заведующая лабораторией «Оценка качества образования» окружного методического центра ЮЗАО:
– Юго-Западном округе формируется новая модель оценки качества обучения, выстроенная на единых с Московской региональной системой оценки качества образования основаниях, в соответствии с городской целевой программой развития образования «Столичное образование-5» и Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения сформирована концепция квалиметрической многоуровневой оценки качества учебных достижений учащихся и системы общего образования. Новая модель оценки качества образования базируется на практике получения измеряемых, объективных и сопоставимых показателей и индикаторов качества образования. Основная ее цель – обеспечение всех субъектов образовательного процесса объективной и достоверной образовательной информацией для принятия обоснованных управленческих решений.
В округе сформирована иерархическая структура оценки качества обучения, которая охватывает все уровни организации и управления образованием:
окружной (в целом и по ступеням и уровням окружной системы общего образования);
муниципальный (по районам);
уровень образовательного учреждения (включая оценку индивидуальных достижений обучающихся).
Мы считаем, что понятие «качество обучения» включает в себя характеристику результатов обучения, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и индивидуальным учебным возможностям учащихся.
Традиционно основными показателями качества считаются:
СО – степень обученности (количество успевающих);
КО – собственно качество (количество успевающих на «4» и «5»), а основным измерительным средством – диагностическая контрольная работа. Логично, что разработка оценки качества обучения средствами контрольной работы стала нашей первоочередной задачей.
Мы разработали алгоритм анализа контрольных работ, основанный на системном подходе, смогли увидеть результативность деятельности каждого ученика, уровень реализации его возможностей, объективность оценивания его успехов учителем (кстати, очень актуальный вопрос современности). Но каким образом можно определить учебные возможности ученика, если в арсенале педагога-исследователя отсутствуют точные измерительные инструменты этого свойства?
Педагогическая практика привыкла оперировать такими понятиями, как высокий уровень учебных способностей, средний или низкий уровень. Как выразить необходимые нам свойства в виде конкретных математических величин, с тем чтобы производить дальнейшие вычислительные операции (сравнение, сопоставление и так далее)? Нам удалось найти алгоритм вычисления основополагающих показателей, характеризующих способности учащихся: это показатель ИРВ (индекс реальных возможностей, показатель ИУСВ – индекс полного усвоения стандарта образования и индекс неуспеваемости – неуспешности в обучении. Основным стал, безусловно, первый показатель. Именно в нем скрыта прогнозируемая результативность как аналог количественного показателя качества.
Мы апробировали несколько методов педагогической диагностики. На основе этих методов были разработаны электронные программы:
метод доверительной компетентности;
метод диагностических контрольных работ;
метод диагностики по оценкам за учебный период;
метод групповых экспертных оценок (ГЭО);
метод экспресс-диагностики.
Естественно, что критерием качества в ходе анализе контрольных работ будет считаться соответствие условно заданным показателям или превышение этих показателей, а деятельность учителя будет считаться эффективной, если полученные в ходе анализа контрольных работ показатели совпадут с прогнозируемыми либо превысят их.
Оценка достижений ученика в ходе анализа контрольных работ как во внутришкольном контроле, так и в ситуации внешней оценки и в школе, и в округе проводится с учетом индивидуальных учебных возможностей и основана на принципах системного подхода. Посмотрим на протокол анализа контрольной работы по русскому языку. Мы видим, что преподавание в этом классе осуществляется на оптимальном уровне. Мы создали пакет электронных программ как для начальной, так и для старшей школы, учитывающих специфику предметы (русский язык, математика, иностранный язык).
Внутренняя и внешняя оценка в нашей системе оценки проводится по единым основаниям. Это не создает излишних временных и ресурсных затрат, более того, результаты городского контроля анализируются образовательными учреждениями по единому алгоритму анализа
В настоящее время мы работаем над проблемой интеграции внутренней и внешней оценки обучения.
Требования к средствам измерения диктуют необходимость учета очень важного требования – репрезентативности и достаточности.
Контрольные работы, проведенные в соответствии с графиком внутришкольного контроля, безусловно, дают пищу для размышлений. Но управленческое воздействие будет осуществляться не широким фронтом, а отдельными эпизодическими фрагментами: в октябре посмотрели алгебру, в ноябре – русский язык, в марте – физику, меняются классы, предметы, учителя, крайне редко проводятся повторные работы с целью осуществления мониторинга. Из такой мозаики складывается какое-то представление о работе учителей, учащихся, но целостного представления даже об отдельно взятом классе, не говоря о школе в целом, не возникает.
Мы разработали модель экспресс-анализа результатов деятельности класса. Она проста, основывается на данных классного журнала (у нее есть свое нормативное поле), обладает системностью, это основной компонент анализа работы школы. Спектр информации о результатах деятельности каждого ученика класса, каждого учителя-предметника, работающего в этом классе, значительно расширен по сравнению с традиционной формой анализа. Помимо обычных сведений (количество успевающих, неуспевающих, обучающихся на «4» и «5») мы сможем пронаблюдать глубинные процессы, протекающие в этом классе. Сопоставимость работы разных учителей, работающих с одним составом класса, становится теперь возможной. На примере работы одного класса мы видим широкий спектр результатов (от высоких показателей до низких).
Электронная программа анализа класса позволяет видеть не только проблемы в обучении и оценить качество обучения по нескольким параметрам, она позволяет увидеть динамику продвижения каждого ученика, о чем свидетельствуют результаты данного класса.
Таким образом, характеристика качества в данном случае будет многомерной. Она должна обязательно учитывать реальные учебные возможности каждого ученика и опираться на результаты его индивидуальных достижений. Уже определены параметры оценки результатов деятельности не только отдельно взятого класса, но и образовательного учреждения в целом. В результате анализа руководитель школы может увидеть не только результаты деятельности каждого класса, но и оценить уровень сформированности ЗУНов в разрезе школы. Более того, новая технология позволяет администратору составить грамотный прогноз повышения качества и разработать программу управленческих действий по повышению качества. Заканчивается анализ обобщенной таблицей результатов деятельности учителей.
Электронная программа анализа результатов деятельности образовательного учреждения также разработана. Нам удалось сформировать информационные потоки, и информация из школ поступает в отдел диагностики для последующего обобщения и анализа качества обучения в разрезе района.
Оценка качества обучения на уровне района также имеет свой алгоритм, она основывается на данных, получаемых из образовательных учреждений, и заканчивается рейтингом каждой школы в разрезе района.
Особенность этой модели – интеграция сведений об освоении образовательных программ по каждому предмету, что позволяет своевременно реагировать на отклонения от заданных параметров. В свете подготовки к единому государственному экзамену важно на ранней стадии увидеть проблемы в освоении того или иного предмета. Для руководителей муниципального уровня эта модель представляет несомненный интерес.
Таким образом, очевидна специфика окружной модели оценки качества обучения. В обобщенном виде в ней интегрируются обобщенные показатели районов. Эта экспериментальная модель еще не обладает всей полнотой региональной модели, но даже в этом варианте она позволяет осуществить оценку качества обучения на уровне округа и осуществить ранжирование образовательных учреждений.
В окружной рейтинг входят показатели внешней и внутренней системы оценки качества обучения.
Итоги экспериментальной работы наглядно демонстрируют прирост качества по всем анализируемым показателям. Можно констатировать, что в образовательных учреждениях идет управление качеством обучения; воздействие на объект управления с целью доведения его до заданного состояния.
Практическая значимость новой системы для руководителей всех уровней образования очевидна. Это:
получение объективной информации о результатах образовательного процесса;
использование внешней (независимой) экспертизы;
оценка эффективности профессиональной деятельности учителя и педагогического коллектива в целом;
принятие обоснованных управленческих решений;
повышение качества образовательного процесса.
Окружная модель формируется в результате сетевого взаимодействия пилотных школ. В округе появляются ресурсные центры, специализирующиеся на определенных направлениях.
Под руководством Московского центра качества образования сегодня начинается работа по организации городской экспериментальной площадки по проблеме «Формирование модели оценки качества общего образования в Москве», определены направления деятельности, общее научное руководство и научное руководство отдельными направлениями.
В городской эксперимент вошли образовательные учреждения и учреждения дошкольного и дополнительного образования 7 округов.
Комментарии