В сентябре 2013 года была создана наша образовательная организация, и на повестку дня встала задача подтягивания к единому уровню всех структурных подразделений с точки зрения квалификации педагогов и обеспеченности современным оборудованием.
Вызовы современного общества привели к изменениям в сфере образования: формируется цифровая образовательная среда, позволяющая установить новые связи между участниками образовательного процесса, наполнить его новым содержанием, заложить возможность роста.Участие в проекте «Школа новых технологий» (ШНТ) дало новый импульс для развития цифрового образования в гимназии. Достижение уровня ИКТ-компетенций ХХI века возможно при создании информационно-образовательной среды, которая позволит учесть ИКТ-запросы всех участников образовательного процесса, установить новые связи между субъектами, расширить ресурсную составляющую развития. Для информатизации гимназии выделены четыре блока: информационно-образовательная среда (в дальнейшем ИОС) для управленческой деятельности, ИОС учащегося, учителя и коллективного взаимодействия.ИОС управленческой деятельности администрации включает инструменты, ресурсы и связи, помогающие ставить цели и решать задачи, связанные с управлением школьной организацией и обеспечением образовательного процесса.ИОС учебной деятельности учеников – это: электронное портфолио учащегося; доступ к электронным учебникам и образовательным сервисам; странички в социальных сетях.ИОС педагогической деятельности учителя – это:- организация профессионального взаимодействия;- организация учебного взаимодействия учащихся (Moodle);- планирование в учебных проектах (коллективные календари);- организация обратной связи от ученика (Googl forms);- обеспечение методической и дидактической поддержки (веб-сервисы ЦОР);- АРМ учителя.ИОС коллективного взаимодействия – это:- школьная сеть;- электронный дневник;- официальный сайт;- учебный кабинет;- школьная радиостанция;- медиатека школы;- виртуальный музей;- виртуальная языковая среда;- лаборатория современных технологий;- веб-конференции;- канал YouTube.Все управленческие задачи решают лишь при грамотном управлении информационными ресурсами, учете изменившихся ИКТ-потребностей всех целевых групп: администрации, учителей, учеников и родителей.Современное техническое оснащение способствует встраиванию ИОС гимназии в единое информационное пространство московского образования и развитию информационно-образовательной среды самой гимназии.Для решения организационных и технических вопросов в гимназии используют различные веб-сервисы, в том числе Гугл, который предоставляет возможности для совместного планирования, информационного обмена, оперативной связи, публикации материалов и общения (гугл-календари, формы, документы, сайты, почта, группы). Социальные сети также позволяют проводить опросы, демонстрировать индивидуальные достижения обучающихся. Дистанционное консультирование осуществляют на платформе Moodle. Веб-ресурсы широко используют в урочной и внеурочной деятельности.Локомотив изменений – сложившаяся команда единомышленников. В этой ситуации общешкольные проекты приобретают новый смысл, пронизывают среду новым содержанием, делают деятельность всего коллектива целесообразной.Реализация проекта ШНТ проходит в несколько этапов.На первом этапе была заложена база основных изменений – повышение IT-грамотности педагогического коллектива, так как в современных условиях меняется роль учителя: сегодня учитель должен стать носителем культурной нормы использования ИКТ. В настоящее время на базе Темоцентра более 50% наших педагогов обучены работать с интерактивной доской «Прометей». В гимназии созданы временные творческие группы по этой проблеме, методические кафедры проводят краткосрочные семинары по изучению полезных веб-сервисов и образовательных технологий. Педагоги гимназии участвуют в вебинарах Microsoft и мероприятиях ШНТ, учатся в виртуальной школе «Интел».На втором этапе осуществляется внедрение, то есть интеграция, педагогических и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, которые стали целью и одновременно средством для реализации педагогических технологий.Метод внедрения – проектный. Выбор проектов был обусловлен особенностями развития структурных подразделений, объединившихся в комплексе, их традициями, накопленным опытом, связями с внешними партнерами.Проект «Виртуальный музей» объединил преимущества традиционного школьного музея «Бухенвальдский набат» с более чем 50-летней историей с использованием преимуществ современных информационных технологий. Проект открывает новые возможности, среди которых и использование уникальных материалов музея на уроках во внеурочной деятельности, и повышение ИКТ-компетентности участников проекта. Создание виртуального музея дает жизнь новым проектам и акциям. В рамках акции «Ветеран живет рядом» наши ученики посетили ветеранов, с помощью своих планшетов ребята провели для них виртуальную экскурсию. В перспективе нам бы хотелось выйти на создание сетевого сообщества виртуальных музеев образовательных учреждений нашего города.Второй реализуемый нами проект – виртуальная языковая среда. Основным оборудованием тут стала интерактивная доска «Прометей». Ее функционал позволяет целенаправленно готовить учащихся к выполнению заданий ГИА, на уроках и в рамках дополнительного образования использовать готовые интерактивные пособия для развития языковых навыков, а также разработанные учителями комплекты заданий, выполнять социокультурные проекты.В рамках проекта Building bridges («Наводим мосты») мы устанавливаем дружеские связи со сверстниками из Великобритании и других англоговорящих стран. Наши ребята создают различные мультимедийные продукты – мультфильмы, видеоролики, проводят видеомосты и конференции, которые представлены на сайте гимназии.Задача третьего проекта – «Современная лаборатория» – обеспечить возможность проведения уроков информатики и ИКТ, черчения, музыки и культурологии с применением современной компьютерной техники и программного обеспечения. Оборудование лаборатории предоставляет широкие возможности в осуществлении проектной деятельности, – например, для реализации своего проекта «Создание модели малых форм для школьного участка» ребята освоили 3D-моделирование. Проект участвовал в форуме «Инженерный старт» городской сети ЦТПО (центров технологической поддержки образования). Сейчас его дорабатывают, позже он будет представлен на Московской региональной конференции индивидуальных проектов школьников при МГСУ «Учись строить будущее». Учащимся начальной школы особенно полюбился сенсорный стол, входящий в состав современной лаборатории, а также комплект оборудования для изучения музыки – цифровое пианино и цифровой синтезатор, которые используют в том числе и в рамках дополнительного образования.Учащиеся гимназии принимают активное участие в мероприятиях и конкурсах проектного офиса «Школы новых технологий». В настоящее время они включились в проекты «Живая история» и «Урок наоборот». Команда нашей гимназии вышла в финал конкурса проектных работ «Школы реальных дел».Конечно, рано говорить еще о серьезных результатах, но можно констатировать определенные изменения для всех участников образовательного процесса благодаря участию в проектах ШНТ: повысилась мотивации учащихся; возросло число призеров в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников; возросло число учащихся, выбравших иностранный язык, информатику, историю в качестве предметов по выбору на государственной итоговой аттестации; на 10% увеличилось число учащихся, вовлеченных в исследовательскую работу; появились проекты, созданные учащимися с использованием возможностей лаборатории современных технологий (пластилиновый мультфильм «Колобок возвращается» – призер Международного конкурса мультимедийных проектов-2014); повысились уровень информатизации образовательного процесса, интеграция педагогических и ИКТ-технологий.Участие в реализации проектов ШНТ способствует вовлечению родителей в жизнь школы, в том числе и благодаря проектной деятельности, дает возможность интерактивного общения. Все это в конечном счете создает условия для достижения современного уровня качества образования.В настоящее время гимназия вступает в третий этап реализации проекта – трансляция опыта.Педагоги гимназии уже представляли свой опыт в вебинарах по организации проектной деятельности «Мастерская проектного замысла» МИРО. В гимназии состоялся фестиваль мультимедийных идей «От обучения – к профессиональному развитию», на котором выступили педагоги, эффективно внедряющие передовые технологии в образовательный процесс.Каковы наши перспективы?Гимназия стала победителей ШНТ-200 с проектом «Дошкольное отделение – начальные классы». Этот проект позволит на практике реализовать идею преемственности дошкольного и начального общего образования.Участие в проекте ШНТ способствует формированию положительного имиджа гимназии: в этом году мы набрали 7 первых классов, причем 85% первоклассников – это воспитанники нашего дошкольного отделения! Алла ЮРОВА, директор гимназии №1577
Комментарии