search
main
0

Фонарик наш огонь зажег. Как помочь ребенку начать говорить?

Среди родителей и педагогов общеобразовательных дошкольных учреждений бытует мнение, что задержки речевого развития детей стоит исправлять не раньше 3-4 лет. То есть если ребенок делает ошибки в словах, то отправлять его к логопеду стоит только в 4 года. Более того, нередко можно услышать такую мысль, что логопед не в состоянии помочь детям, которые так и не начали говорить к определенному возрасту. Однако это не так.

В территориальном отделении «Соколиная гора» организована логопедическая работа именно с детьми раннего возраста, как с задержкой речевого развития, так и с более тяжелыми отклонениями в развитии. Ведущая форма работы – групповые и подгрупповые занятия в рамках службы ранней помощи для детей с ОВЗ или риском развития от 1,5 лет. Занятия могут проводиться двумя специалистами одновременно: учителем-логопедом и социальным педагогом (или психологом), сопровождающим группу. Каждое занятие состоит из нескольких блоков, идущих в строгом порядке: Игра-приветствие. Развитие речи и движения. Игровой массаж. Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация и т. д.). Сюжетные игры и игры по правилам. Сказка. Игра-прощание.Любое обучение строится на подражании, и этот навык предстоит формировать у ребенка в первую очередь. На первом (адаптационном) этапе основная задача – организовать игровое пространство и деятельность пары «мама и малыш», сформировать доверительные отношения между педагогом, мамой и ребенком. Каждое занятие неизменно начинается с двух-трех игр-приветствий, одна из которых проводится в течение всего учебного года и является сигналом к началу игрового сеанса.Фонарик наш огонь зажег,И собрались мы все в кружок.Друг другу руки дать спешимИ поздороваться хотим.Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте.Здравствуйте всем говорим.***Здравствуй, Маша, наш дружок.Звонкий колокольчик дин-дин-дон (колокольчик передается Маше).Здравствуй, Тёма, наш дружок.Звонкий колокольчик дин-дин-дон (колокольчик передается Машей Тёме). В конце каждого занятия поется песенка-прощание, которая означает его завершение. Таким образом очерчиваются временные рамки совместной работы, у детей и родителей вырабатывается четкий алгоритм проведения занятий.Для налаживания контакта с малышом в случае необходимости используется персонаж-посредник – игрушка, соответствующая теме занятия. Логопед внимательно следит за степенью эмоционального воздействия на ребенка и корректирует его в зависимости от реакции малыша. Игрушечный персонаж здоровается с каждым ребенком, приглашает его в игру, проводит элементы беседы. Постепенно вводятся тактильные игры: малыша можно погладить по ладошке, взять за руку, пощекотать. Таким образом создается комфортная игровая и речевая ситуация, ребенок привыкает доверять педагогам и подражать их действиям.Адаптация к группе касается не только детей, но и мам и проходит у всех по-разному. Одни сразу включаются в работу, другие некоторое время наблюдают за процессом, третьим трудно дается привыкание к соблюдению общего порядка и правил игры. Обязательным условием работы группы является активное участие мамы, ее заинтересованное и включенное посредничество между педагогом и малышом. Если нам удается в короткое время сделать маму своим союзником, значит, мы на правильном пути.Первый этап позади: правила работы группы усвоены, алгоритм занятия выработан, эмоциональный контакт с детьми установлен, помещение освоено, мамы привыкли к педагогам, четко понимают цели каждого этапа занятия, активно включаются в работу и помогают своим малышам. Переходим к основному этапу – формированию навыка двигательного и речевого подражания.Сначала делается акцент на развитии слухового внимания, крупной моторики и общего двигательного подражания. Это хороводные, жестовые, а чуть позже и пальчиковые игры с обязательным использованием ритмизированного речевого материала.По клавишам, по клавишам (пальцы рук согнуты, как для игры на пианино, и ударяют по полу)Стучим-стучим-стучим.По клавишам, по клавишамСтучим-стучим-стучим.Если пальчики не смогут (показать пальчики),То ладошки им помогут (показать ладошки).Ладошками, ладошкамиСтучим-стучим-стучим (бить ладошками по полу).Ладошками, ладошкамиСтучим-стучим-стучим.А ладошки вдруг не смогут (показать ладошки),Кулачки тогда помогут (показать кулачки).Кулачками, кулачкамиСтучим-стучим-стучим (бить кулачками по полу).Кулачками, кулачкамиСтучим-стучим-стучим.А если кулачки не смогут,То нам пяточки помогут.Пяточками, пяточкамиСтучим-стучим-стучим.Пяточками, пяточкамиСтучим-стучим-стучим.Игра проводится в течение всего учебного года, вначале закличку поют педагоги, затем подключаются мамы. Через 10-15 занятий логопед начинает делать паузу перед последним словом в строке, побуждая детей продолжить хорошо знакомый текст. Это может быть и все слово целиком, и его слог. Этот же прием используется и в других речевых играх. Здесь важно не просить ребенка: «Скажи! Повтори!» Малыш чаще всего осознает свое затруднение, и таким требованием мы только закрепим в нем сознание его неуспешности. Стимуляция речевой активности подразумевает сначала формирование и закрепление пассивного словаря в конкретной комфортной игровой ситуации, а затем «как бы» непроизвольное эмоциональное оречевление. Иногда ребенок сам удивляется – у меня получилось что-то сказать? Примерно по этой же схеме действует логопед при работе с более старшими детьми при отсутствии у них активного речевого высказывания.Во время проведения игрового массажа также используется сочетание речи и ритмичного движения. Постепенно дети и мамы меняются местами, мамы ложатся на подушки, а малыши выполняют массажные движения под музыку. Здесь, помимо развития речи и моторики, важно установление более тесного эмоционального контакта между мамой и малышом. Мамы детей с ОВЗ – особая категория. Они учатся принимать своего ребенка таким, какой он есть, и получать удовольствие от общения с ним. В свою очередь, у ребенка появляется возможность стать лидером в паре, выразить свою любовь к маме языком тела. Игровой массаж является стимулирующим фактором для развития коммуникативной функции речи.Упражнение на тактильно-эмоциональный контакт мамы и малышаСтоя лицом в круг, припевая:Плывет кораблик по волнам – потягушечки.Плывет кораблик по волнам – потягушечки, повертушечки.Плывет кораблик по волнам – потягушечки, повертушечки, обнимушечки.Плывет кораблик по волнам – потягушечки, повертушечки, обнимушечки, поцелушечки. Итак, в активной речи детей стали появляться звукоподражания, усеченные и общеупотребительные слова. Следующий этап работы логопеда – формирование фразы и навыков словоизменения. Здесь используются прежде всего сюжетная игровая и речевая ситуация и игра по правилам.Авторы, занимающиеся вопросами изучения становления детской речи, отмечают, что в возрасте 1 год 7 мес. – 1 год 10 мес. у ребенка должны появиться первые двусловные фразы. На практике мы видим, что у детей и в два, и в три года фразовая речь отсутствует, хотя ребенок пользуется номинативной лексикой. А где же предикат? Для его появления в активной речи требуется действие, сюжет. Поэтому логопед переходит к играм, где мы не просто называем игрушки или предметы, не только отвечаем на вопрос «Что это?», «Кто пришел?». Моделируется игровая ситуация, подбирается речевой материал и планируется диалог так, чтобы ответом на вопрос было слово-действие. Например, в соответствии с алгоритмом занятия дети знают, в какой момент мы будем играть с мыльными пузырями. Только теперь логопед спрашивает: «Что будем делать?» – «Дуть!» В другой игре, где мишка зимой спал, станем стимулировать договаривание знакомой рифмовки:Мишка, мишка, хватит… СПАТЬ!Надо, мишенька… ВСТАВАТЬ!Или:Бабу снежную… ЛЕПИЛИ,Птичек крошками… КОРМИЛИ и т. д.Обязательным условием является соответствие слова и происходящего действия:Вот ворона… ПОЛЕТЕЛА (дети бегут по кругу, машут руками),Вот она на землю… СЕЛА (все приседают на корточки).И, покачиваясь из стороны в сторону, произносим:«Бом-бом»: вот как бьют волшебные часы. Сейчас давайте превратимся в большие волшебные часы». Дети стараются повторить.Взрослый: «А теперь покажем, как ходят стрелки волшебных часов: «тик-так, тик-так». Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны. Таким образом, можно обозначить основные условия, способствующие формированию и развитию активной речи как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях:1. Многократное повторение доступного и краткого речевого материала.2. Положительный эмоциональный фон.3. Игровая форма проведения занятия.4. Активное участие мамы.5. Использование ритмов, сочетание речи и движения.6. Сюжетная игра.В завершение хочется отметить, что раннее начало коррекционной работы дает возможность предупредить возникновение вторичных отклонений в развитии малышей. Дети с задержкой речевого развития в течение учебного года успешно преодолевают свое отставание в формировании активного высказывания. Другим детям – с минимальной динамикой – рекомендуется изменение образовательного маршрута: индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, психологом либо другие формы работы в зависимости от актуального развития ребенка.

Елена МОХИРЕВА, Дарья КЛЕЦ, учителя-логопеды территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте