search
main
0

Фольклор – мудрость народная

Современная педагогика как общественная наука только сейчас начинает в полном объеме осознавать великое значение народного творчества. Это объясняет возрастающий с каждым днем интерес к особой культуре детства, к детскому фольклору и народной педагогике как выработанным веками формам наследования, сохранения и развития конкретных этносов – составных частей человечества. Ведь именно названные области народной культуры обеспечивают воспроизводство многообразия форм человеческой культуры как сложноорганизованного целого.

Нравственное и эстетическое содержание устного народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования его в современной практике воспитания и образования. Рожденная в недрах теплой семейной жизни, народная культура материнства и детства должна и может быть освоена современными людьми в самых разных формах.

Учитывая то, что основное направление работы Ресурсного центра «Я и мир» – создание условий для первого положительного опыта в ходе социализации ребенка, на занятиях по развитию речи в нашем дошкольном учреждении используются материалы русского фольклора. Социализация детей средствами народной педагогики в процессе освоения малышами родного языка дает очень хорошие результаты.

При работе в средних группах активно используется книга «Детская народная поэзия» (сборник текстов русского детского народного творчества и методические рекомендации к ним, автор-составитель М.Новицкая). Прибаутки, детские песенки-потешки, приговоры-зазывалки, небылицы перевертыши, жеребьевки, сечки, считалки, включенные в эту книгу, используются педагогом как связь между речевыми и фонетическими упражнениями и в качестве сюжетных дополнений. Это делает атмосферу занятий по развитию речи более живой, радостной, эмоциональной и близкой маленьким детям.

В старших группах преподавание идет с привлечением материалов книги «Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках» (сборник фольклорных материалов, автор-составитель Г.Науменко). Эта литература была выбрана нами, потому что профессиональное качество записи подлинных народных произведений и наличие нотации поэтических текстов чрезвычайно важны для работы с детьми, повышают эмоциональное воздействие и восприятие народной поэзии и прозы. Важно и то, что язык этнографических записей сохранен в своей подлинности. Георгий Науменко, фольклорист, музыковед, этнограф, член Союза композиторов России, 30 лет посвятил поездкам по русским деревням и селам в поисках лучших образцов народной поэзии и музыки для детей. В выбранную нами книгу вошли лучшие русские народные календарные игры и сказки: рождественские, масленичные, пасхальные, майские, семицко-троицкие, купальские, жнивные, а также легкие для запоминания народные стихи и красивые по мелодии народные песни. Тексты в сборнике подобраны тематически в соответствии с народным календарем. Использование этих фольклорных материалов в практике детского сада показывает, что малыши начинают чувствовать себя на занятиях более раскрепощенно и свободно, с удовольствием принимают участие во всех играх, более продуктивно общаются с педагогом и со сверстниками, легче усваивают материал по развитию речи.

В подготовительных группах детского сада на занятиях для чтения и обсуждения с детьми используется сборник «Колосок» (книга для внеклассного чтения в начальной школе, составитель Н.Толоконников). Литературный материал этого пособия охватывает русские народные сказки и загадки, а также тексты народной календарной обрядности и творчество русских писателей ХIХ – начала ХХ века. Особое внимание в книге уделяется такому жанру устного народного творчества, как пословицы и поговорки. Каждая предлагаемая в сборнике пословица или поговорка стала названием отдельного раздела, в котором соответственно подобраны сказки, стихи и обрядовые тексты, иллюстрирующие смысл меткого народного высказывания. Такое тематическое расположение позволяет детям глубже осмысливать и легче усваивать предложенный материал.

Все эти «фольклорные включения», используемые нашими педагогами на занятиях по развитию речи, весьма актуальны и имеют свою методическую нагрузку в разных возрастных группах. За конкретными текстами, за своеобразием и мудростью народных примет, за прелестью колыбельных, детских пестушек, потешек и прибауток, за особой эстетикой детских народных игр стоят не более или менее интересные частности ушедшего быта, а слагаемые народной души, народного характера, которые вырастают в семье в атмосфере любви и доверия и затем творят историю отдельного человека, народа и в конечном счете человечества.

Произведения устного народного творчества имеют большое значение как для развития речи ребенка, так и для становления личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурного богатства предшествующих поколений и современного окружающего пространства. Фольклор необходим ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира и понимания взаимоотношений людей в мире, порожденных его возрастными психическими особенностями.

В.ГАЗИНА, педагог дополнительного образования ЦРР – детского сада №26

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте