«Цветные рассказы» – состоящий из двух томов сборник короткой прозы талантливого писателя, лауреата нескольких литературных премий Саши Кругосветова (творческий псевдоним исследователя, проектировщика и изобретателя Льва Яковлевича Лапкина).
Кругосветов известен как, без преувеличения, подвижник от литературы, очень плодовитый, пишущий в различных жанрах и для разной аудитории, искренне стремящийся к восстановлению еще не забытой, но уже забываемой традиции семейного чтения.В одном из интервью Саша Кругосветов говорит о простых, отчасти наивных, но вместе с тем вечных истинах: «В мире не хватает доброты, не хватает сердечного тепла», «каждому человеку – и ребенку, и взрослому – нужны доброе слово, одобрение, совет, дружеская поддержка» и раскрывает секреты мастерства, признаваясь, что, по его мнению, «книги надиктовываются сверху, а мы являемся лишь приемниками».Сборник «Цветные рассказы», вышедший в известной с детства едва ли не каждому из нас серии «Современники и классики», продолжает и без того богатую библиографию автора.Судьбы персонажей книги мастерски переплетаются в водовороте, казалось бы, будничных ситуаций, ставя перед читателями вечные вопросы – о жизни, любви, взаимоотношениях с близкими, наконец о смерти. Почему «Цветные рассказы»? Сам Кругосветов в предисловии справедливо объясняет это тем, что каждому цвету присуще свое переживание. Например, синий отражает эротику и любовь, а белый – юмор и сатиру, серый – сострадание и одиночество, оранжевый – достоинство, мужество и смелость. И так далее. Игра, в которую решил сыграть автор и пригласить в нее своих читателей, – это попытка написать рассказы, соответствующие каждому из цветов, каждому из переживаний.Как в картине художника, полифония красок выливается у Кругосветова в объемные, трехмерные фигуры героев, вдумчиво помещенные в 18 разделов сборника – по паре дополняющих друг друга рассказов на каждый цвет. Место действия – преимущественно современный, обжигающий своим горячим дыханием и ослепляющий яркой подсветкой билбордов мир вокруг нас. Но есть и отсылки к советскому прошлому, начиная едва ли не с 60‑х годов прошлого века, где, к слову, с цветами все не так однозначно. Прекрасно понимает и чувствует все это и автор, позволяющий нам, по его собственному признанию, подглядеть в замочную скважину за двумя группами героев. Первая – круг родственников и знакомых харизматичного и уверенного в себе Феликса Петровича Эйлера. Вторая – окружение столь похожего на Эйлера, сколь и противоположного ему Бориса Николаевича Романова.Авторская манера повествования с первых страниц погружает в оглушительное путешествие по подобной лабиринту паутине человеческих взаимоотношений. Отстранение и максимальная близость, растворение в партнере, цепляющие диалоги и неожиданное завершение – вот рецепт послевкусия большинства текстов Кругосветова, вошедших в сборник.«Царство женщины – это царство нежности, тонкости и терпимости», – писал Жан Жак Руссо. Глубокое знание жизни позволяет Кругосветову не только раскованно проникать в это царство, но и раскрывать его во всем эмоциональном многообразии.Так, к примеру, происходит в первой же части сборника, где отношения «женатика» Руслана с медицинским работником Лизой скачут, как на американских горках, переходя от полного разрыва с прежней жизнью и готовности принести любую жертву на алтарь нового чувства до стремительного расставания, мгновенного охлаждения. А потом причитания Руслана о том, что «будь он один, без семьи, все равно бы не женился на ней», вновь сменяются страстным поиском новой встречи.Или же отношения Феликса с Жанной из второго тома «Цветных рассказов», в чьей паре, как это нередко бывает, появляется лишнее звено – миловидная Алина. Развязка истории, как и в других текстах сборника, оказывается до безумия непредсказуемой.Думаю, не будет преувеличением сказать, что «Цветные рассказы» – объемный роман, где кажущиеся небрежно разбросанными нити повествования в конце концов сходятся в единой точке, представляя художественно выверенную картину не только нашего недавнего прошлого, но и дня сегодняшнего.«Семья – жена, дочка – это настоящее, – размышляет герой одного из рассказов сборника и задается рядом вопросов. – А сам-то я настоящий? Кручусь, как флюгер. Ну, не накрутился еще? Все попутный ветер ловлю. Не пора ли тебе, флюгер, отыскать уже свой правильный путь? На север. Или на юг. А я все не могу разобраться, где север, где юг, интересно, что я на самом деле ищу?»Так и многие из нас – нет-нет да и остановятся в суматохе будничных обязательств. «А сам-то я настоящий?» Как и в произведениях классиков, возможность погрузиться в вымышленный мир позволяет по-новому взглянуть на собственную жизнь, внимательнее присмотреться к окружающим нас людям и ситуациям, в которых мы оказываемся. В какие цвета они окрашены?Кругосветов С. Цветные рассказы. – М. : Интернациональный союз писателей, 2018.
Комментарии