search
main
0

Флотоводцы в юбках

«Женщина на корабле – к несчастью». Это суеверное выражение, как принято считать, родилось в средние века, когда в Европе церковью представительницы слабого пола были объявлены вместилищем зла и порока. Но насколько актуально это высказывание сегодня?

Начнем с того, что в мировой истории известны уникальные случаи проявления женщинами храбрости в морских баталиях. Еще в 480 году до нашей эры во время Саламинского боя, в котором принимали участие свыше тысячи гребных кораблей, сражавшаяся на стороне персов во главе своей флотилии царица Артемисия столь отважно билась с греками, что потрясенный персидский царь Ксеркс, наблюдавший за ходом боя с прибрежного холма, воскликнул: «Сегодня мужчины у меня превратились в женщин, а женщины стали мужчинами».

В первой половине XVIII века над просторами Атлантики гремели имена трех дам, прославившихся неимоверной храбростью среди самых смелых пиратов того времени. Мэри Рид и Анна Бони предводительствовали в команде пиратской бригантины «Дракон». А маркиза Жанна де Боллевиль командовала эскадрой из трех 40-пушечных барков и безжалостно пиратствовала в западной Атлантике.

Современницей Наполеона и адмирала Нельсона была невысокая хрупкая женщина, некоронованная королева китайских пиратов конца XVIII – начала XIX веков, вошедшая в историю под именем «госпожи Цин». Известно, что эта женщина была супругой пирата, после смерти которого ставшая единственной наследницей его огромного состояния и большого флота, состоявшего из шести эскадр. Некоторые историки утверждают, что она руководила сражениями, держа в руке вместо сабли веер, отличаясь высокими организаторскими талантами и умением командовать людьми. Летом 1808 года в сражении с правительственным флотом, «госпожа Цин» показала себя талантливым флотоводцем. Выдвинув вперед малую часть своих кораблей, она с остальными боевыми единицами укрылась в засаде за ближайшим мысом. Правительственная эскадра, решив окружить пиратский отряд, расстроила свои ряды, чего и добивалась предводительница морских флибустьеров. Она немедля ударила из засады, спутав все планы адмиралов правительства. Тот бой закончился полной победой пиратов.

В истории флота нашего Отечества также немалую роль сыграли представительницы лучшей половины человечества. Так, первой в мире женщиной – капитаном дальнего плавания была Анна Ивановна Щетинина. Она родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанской под Владивостоком. В 1925 году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. После окончания техникума была направлена в Акционерное Камчатское пароходство, где прошла путь от матроса плавучих средств до капитана. Диплом штурмана дальнего плавания получила в 1932 году, диплом капитана дальнего плавания – в 1934 году. Прославилась она уже в 1935 году, проведя закупленный нашей страной корабль «Чавыча» из Гамбурга на Дальний Восток. Тогда вся мировая пресса писала о 27-летней русской женщине-мореходе, сделавшей первый шаг в преодолении бытовавшего среди моряков поверья, что женщина на борту – к беде.

26 ноября 1937 года было опубликовано постановление Правительства СССР об организации во Владивостоке рыбного порта первой категории. 20 марта 1938 года был назначен и первый начальник рыбного порта – капитан дальнего плавания Анна Щетинина. В том же году Анна поступила в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Войну Щетинина встретила на Балтике, где под бомбежками перевозила стратегические грузы и эвакуировала население Таллина. Затем уже на Тихом океане занималась транспортировкой техники из Соединенных Штатов Америки, перевозила воинские грузы и высаживала десант на Сахалин. Все это дало ей право через много лет очень верно сказать о себе: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!»

После окончания войны с Японией Анна Ивановна была капитаном судов «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Белоостров», «Баскунчак», «Менделеев» в Балтийском пароходстве. С 1949 года работала в Ленинградском высшем инженерном морском училище, с 1951 года – старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета училища. В 1956 году Анне Щетининой было присвоено звание доцента. В 1960 году она была переведена во Владивостокское высшее инженерное морское училище на должность доцента кафедры «Морское дело». Герою Социалистического Труда Анне Ивановне Щетининой, автору книги «На морях и за морями» на Морском кладбище во Владивостоке поставлен памятник, в ее честь назван мыс побережья Амурского залива.

Нина Васильевна Соколова – единственная в мире женщина, которой было доверено вести подводные работы в тяжелом водолазном костюме. Первый раз она надела на плечи тяжелый скафандр в начале тридцатых годов двадцатого века. С тех пор ее стаж работы под водой составил несколько сотен часов. В годы Великой Отечественной войны инженер-полковник Соколова руководила в городе на Неве отрядом из двухсот водолазов.

А первой судовой радистской стала Валида Эрнестовна Делакруа-Несмелова. Об этом напоминает мемориальная доска, установленная в ее честь в помещении радиотехнического факультета Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова. В 1923 году знаменитую радистку пригласили преподавать на радиокурсах, с 1925 года – на радиотехническое отделение Ленинградского морского техникума, в котором она учила студентов до июня 1941 года.

Кстати, Ленинградский морской техникум был первым в Советском Союзе учебным заведением, готовившим флотские кадры, куда с 1924 года разрешили принимать девушек. Выпускниками судоводительского отделения были штурманы дальнего плавания Александра Павловна Аникина, Милица Петровна Арефьева и Тамара Николаевна Репина. Одной из первых женщин-судомехаников стала Фаина Рафаиловна Швиллер, которая посвятила флоту всю свою жизнь. Анна Васильевна Антипова, Ольга Николаевна Долгополова, Елизавета Игнатьевна Иванова, Мария Петровна Лосева, Марта Ивановна Марущак и Анна Ивановна Осипова стали радиотелеграфистами 1 разряда.

Учились женщины и в расположенной в городе на Неве главной кузнице кадров для нашего ВМФ – Военно-морской академии, носящей сегодня имя Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова. Ее закончили две женщины: в 1939 году по личному распоряжению маршала К. Ворошилова капитан 1 ранга

А. Донченко, кандидат технических наук, инженер судостроитель, и в 2000 году капитан 2 ранга Н. Маковий, кандидат технических наук, преподаватель академии.

В годы Великой Отечественной войны многие женщины нашей страны работали и на речных судах. Вот что вспоминала одна из них, Лидия Алексеевна Посохина, чей пароход «Москва» перевозил по Волге военнослужащих, раненых, боеприпасы: «Фашисты практически наступали на пятки, бои были очень жестокие, истребители бомбили без остановки. Мы работали до последнего, пока немцы не заняли Ростов. В войну женщин на флоте было много, на Волге работали целые женские экипажи, были женщины капитаны, для победы мы делали все что могли…»

Сегодня женщины служат не только в береговых подразделениях Российского флота. Немало их на боевых единицах, выходящих в море, в первую очередь на госпитальных и вспомогательных судах. Бывает, и праздники отмечают вдали от родных берегов. Несколько лет назад мне довелось быть свидетелем, как встречали 8 Марта на танкере «Лена» Балтийского флота. Происходило это во время стоянки в Красном море. К тому времени прошел уже почти месяц, как «Лена» покинула родной причал. Впереди – еще около двух месяцев плавания. Признаюсь, не так часто на берегу, в обычной обстановке, доводилось слышать столько теплых, нежных слов из уст моряков-мужчин в адрес представительниц слабого пола…

Служат женщины в настоящее время и в военно-морских силах ряда зарубежных стран. Так в США в апреле 1993 года дам допустили к службе на боевых кораблях, в том числе и на авианосцах в качестве пилотов палубной авиации. В настоящее время американки служат более чем на 150 кораблях почти всех классов. Из 160 тысяч матросов и офицеров корабельных команд почти двенадцать тысяч – женщины.

Равными правами обладают американки и в среде флотского командования. Еще в 1967 году Конгресс США принял закон, который давал женщинам право получать генеральские и адмиральские чины. И они не преминули им воспользоваться. К началу ХХI века в американском флоте было пять женщин в адмиральских погонах: вице-адмиралы Катерина Лафтон – командир военно-морской базы и Патриция Трэйси – заместитель флотского помощника министра обороны; три контр-адмирала: Жаклин Барнс – начальник инспекторского управления министерства ВМС, Барбара Барнс – глава управления комплектования флота личным составом и Бонни Поттер – главный врач Атлантического флота.

Первой в США женщиной, принимавшей участие в военных действиях, командуя боевым кораблем, стала Кэтлин Макграт. Ее ракетный фрегат «Джаррет», в экипаже которого более 260 матросов и офицеров, во время первой войны с Ираком перехватил в Персидском заливе 35 судов с контрабандной нефтью, а также несколько явно террористических посудин. За эти действия коммандер Макграт была награждена Бронзовой звездой.

Можно несколько слов сказать и об Эрике Нидермайер, командире пускового расчета установки крылатых ракет, которые она запускала по Багдаду с борта крейсера «Тикондерога». Из 12 женщин, служивших в ходе американских операций в Персидском заливе на авианосце «Энтерпрайз», лейтенанты Кендра Уильямс, Лидди Бейтс и Кэрол Уотс пилотировали палубные штурмовики Ф-18 и бомбили иракские позиции. Еще одна, Лиззи Смит, патрулировала над авианосцем на своем перехватчике, остальные дамы входили в состав экипажей разведывательных самолетов.

Гражданки США не одиноки в своих стремлениях к флотской службе. Лидеры флотской эмансипации на Европейском континенте – француженки. В расположенный на Атлантическом побережье военно-морской институт ВМС Франции, где мне довелось побывать не так давно в командировке, девушек принимают на таких же правах, как и парней. Став курсантами, они проходят обязательную полугодовую морскую практику на учебном авианосце «Жанна Д’ Арк».

В Великобритании около четырех тысяч англичанок служат на боевых кораблях и некоторых береговых объектах. В том числе на фрегате «Бриллиант», который принимал участие в войне с Ираком. А на ракетном эсминце «Веллингтон» более 15 процентов экипажа – женщины.

В Австралии более ста женщин, прошедших обучение в сиднейской школе подплава, занимают должности корабельных специалистов на субмаринах класса «Коллинз». А всего в австралийских ВМС служат около двух тысяч представительниц прекрасного пола – это более 12 процентов всего личного состава.

Однако наибольший успех эмансипации и феминизма достигнут, безусловно, в ВМС Норвегии. Именно здесь, в краю потомков суровых викингов, появилась первая женщина, занявшая командирский мостик подводной лодки. Очаровательная Сольвейг Крей возглавила экипаж дизель-электрической торпедной субмарины С-118 «Коббен».

Так что, несмотря на очевидные трудности и неудобства службы в военно-морских силах, тяга женщин к боевым кораблям лишь возрастает. Интересно, не доживем ли мы и до того дня, когда в дальний поход, покинув родной берег, выйдет корабль, в чьем экипаже не будет ни одного мужчины?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте