search
main
0

Флешмоб не просто хобби

Планетарный язык толерантности

В фойе Цирка на Цветном бульваре, как всегда перед представлением, многолюдно и шумно. Но Таир, как подобает настоящему шоумену, нисколько не боится публики. Ведь он прошел специальное обучение и стал одним из «СпОсобенных аниматоров». Его задача – растормошить и раскрепостить сразу тысячу человек, окунуть огромную толпу в танцевальную стихию. И дети, и родители повторяют за ним четкие и энергичные движения, повинуясь волшебству ритма.

 

Для фотографии на память ребята предлагают яркий реквизит

Мир в разноцветных красках

В тот день артисты цирка вышли в формате генеральной репетиции и даже немного рассказали о себе, чтобы ознакомить публику с цирковым закулисьем. Зрители были не совсем обычные – воспитанники школы инклюзивного творчества «Танцующий дом», подопечные АНО «Спортлиния», организаций для детей с ОВЗ из Калужской и Орловской областей, ребята с ОВЗ из детских домов.

В антракте ребята из «Танцующего дома» выдали такой зажигательный флешмоб, что даже самые стеснительные тихони не смогли устоять на месте. А сам основатель и руководитель школы, педагог-хореограф Сергей Фурсов со своей ученицей Ульяной показали на манеже красивый и пластичный танец «Я рисую»: они буквально рисовали в воздухе плавными движениями рук.

Сергей Фурсов пришел в социальную сферу, когда ему было всего 17 лет: устроился хореографом в коррекционную школу, чтобы подработать, как делают многие студенты. До этого просто занимался хореографией, но не мечтал о том, что она станет делом всей его жизни. Он слышал, что существуют дети с аутизмом и синдромом Дауна, но никогда их не видел и ничего не знал про их особенности. Он принял новую должность как вызов – стало интересно в творческом, а позднее и в педагогическом плане. Оказалось, что дети податливы, как воск, и с ними можно творить, пробовать, двигаться вперед. Потом он получил второе образование, педагогическое (специальная педагогика). Самостоятельная школа инклюзивного танца «Танцующий дом» началась всего с пяти учеников, но по сарафанному радио к ней протоптали дорожку родители. И сегодня в «Танцующем доме» уже 180 воспитанников с инвалидностью и без.

Почти 20 лет Сергей Фурсов отдал «Танцующему дому»: это и работа, и круг общения, и источник вдохновения и энергии. Его семья тоже погружена в инклюзивную сферу: супруга Мария журналист и редактор, пишет на тему инклюзии в разных изданиях, а дети с раннего возраста занимаются в «Танцующем доме» вместе с особыми ребятами. Сергей считает, что им повезло: те, кто с детства вращается в инклюзивной среде, видят разные грани жизни. Дружба с особенными людьми – это, можно сказать, нематериальное наглядное пособие для воспитания любого ребенка, дети обучаются планетарному языку толерантности.

Занятия в «Танцующем доме» построены на профессиональной базе, как в любом творческом коллективе: есть группы развития и ансамблевые группы, а еще классы балета, хип-хопа, гимнастики, художественные направления: арт-терапия, песочная терапия, вязание.

– То, насколько дети с ментальными особенностями могут включиться в работу, полюбить танец и стать успешными, во многом зависит от того, насколько педагог вкладывается в процесс, – говорит Сергей. – Когда у взрослого есть интерес и желание добиться результата, все трудности коммуникации куда-то исчезают. Самая главная сложность – побудить воспитанников и их окружение воспринимать процесс не как хобби и развлечение, а как регулярную и системную работу. Важно, чтобы и родители поверили в возможности детей, только это позволит добиться успеха. Мы выступали и в парках, и на стадионах, и на больших сценах, например на открытии Специальной Олимпиады в Казани. Если аудитория открыта, позитивна и откликается на то, что мы делаем, то и ребятам гораздо легче раскрыться, показать свои таланты. Мои ученики доброжелательно и дружелюбно смотрят на мир, им нравятся общение, все яркое, новое. А главное – во время выступления они вживаются в образ и играют здесь и сейчас, они не умеют подделывать эмоции. Бывает, обычные дети выполняют сложные трюки, а в глазах у них печаль и скука, а у наших всегда мелькают задорные искорки. Наверное, в этом их преимущество.

Он играет Баха в метро…

– Я пришла в «Танцующий дом» как мама особого ребенка и волонтер, – рассказывает заместитель директора школы и директор центра социокультурной интеграции «Дом ходуном» Вероника Шипунова. – Восемь лет назад я привела моего старшего сына Даню на праздник, а Сергей предложил мне помочь с организацией этого мероприятия. Постепенно я влилась в работу родительского актива, Даня стал участником ан­самбля и солистом. Детей в «Танцующем доме» становилось все больше, Сергею стало сложнее справляться с нагрузкой, и он поручил мне заняться подготовкой к разным мероприятиям. Так я стала его заместителем по оргвопросам, а потом увлеклась жизнью «Танцующего дома» и вижу себя только в его проектах.

Когда появились значимые проекты, Вероника стала соучредителем и директором АНО «Центр интеграции «Дом ходуном». В какой-то момент «Танцующий дом» как творческая школа столкнулся с тем, что некоторые идеи выходят за его пределы, для них требуется отдельное грантовое финансирование. Некоторые организации-партнеры предпочитают сотрудничать именно с НКО, да и гранты получают именно они. Поэтому в 2019 году была создана АНО «Центр интеграции «Дом ходуном» для проектной работы. При центре и родился проект «СпОсобенные аниматоры», о котором речь впереди.

Даня Шипунов сейчас оканчивает 9‑й класс коррекционной школы. Ребят с синдромом Дауна или РАС дальше обычно ждет учеба в пролонгированном 9‑м классе, где они закрепляют уже пройденный материал, а затем колледж с ограниченным набором профессий типа маляра или брошюровщика. Все это далеко от интересов Дани, ведь он очень талантливый музыкант. Играет на фортепиано, барабанах, собирается осваивать виолончель, гитару. Учителя проводят с ним индивидуальные занятия: на фортепиано – учитель из его коррекционной школы, на барабанах – профессиональный барабанщик и педагог. Вместе с мамой Даня разбирает произведения по нотам, а потом уже играет по памяти.

В прошлом году Даня Шипунов стал первым музыкантом с синдромом Дауна, аккредитованным в проекте «Музыка в метро». Он подал заявку на конкурс, представляя проект «СпОсобенные аниматоры», – чтобы люди о нем узнали. Пройдя заочный и очный отборочные туры, подросток получил право бронировать себе на время площадку. Музыканты, играющие в метро, – это вовсе не бродяги с заунывными песнями, испытывающие уши пассажиров пригородных электричек. Тут все серьезно, проект создан под эгидой Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Да и репертуар у Дани на высоте – классические произведения: Бах, Глиэр, джазовые композиции, музыка из кинофильмов… И всегда он притягивает к себе внимание своей крутой оранжевой футболкой, ведь он амбассадор проекта!

– Конечно, мы всей семьей находимся вместе с ним на площадке, – говорит Вероника. – Цифровое фортепиано должно работать автономно, мощность звука у него не очень большая, а в метро шумно. Мы везем с собой дополнительный динамик, стойку и табурет. Для таких случаев есть папа, который помогает переносить аппаратуру. Мы играли в фойе на станции «Курская», в переходе с «Третьяковской» на «Новокузнецкую» и в других местах.

На любом производстве Даню никто не спросит, есть ли у него слух, никто не станет беречь его пальцы. Там следует выполнять инструкции и гнать план. Ребята, погруженные в творчество, и рутинный, монотонный физический труд – «две вещи несовместные». С другой стороны, конкуренция в среде нормотипичных артистов чрезвычайно велика, а что уж говорить о людях с инвалидностью!

 

Команда аниматоров

Для таких ребят, как Даня, Таир и другие, Вероника с Сергеем и придумали проект «СпОсобенные (способные и особенные) аниматоры». Те ребята, которые выросли на базе школы инклюзивного танца, получили опыт социализации, выступления на разных площадках и участия в массовых мероприятиях, осваивают навыки аниматоров. Этот формат позволяет исполнять любимые танцевальные флешмобы на более качественном уровне и при этом чувствовать себя востребованными. Одно дело, когда ты самозабвенно отдаешься танцу, и другое – когда объясняешь и показываешь, как танцевать, когда за тобой движения повторяют другие: на тебя уже начинают смотреть другими глазами.

«Особенный десант», то есть команда лучших участников «Танцующего дома», как-то высадился в третьих классах обычной школы, проводили там день инклюзии: играли, мастерили открытки и, конечно, танцевали флешмобы. Школьники завороженно внимали своим новым наставникам, повторяли за ними движения и смотрели на них с благоговением, ведь особенные ребята умеют то, чему они еще не научились! А кто-то даже не заметил, что гости немного не похожи на них.

– Нам хотелось придумать для них свою нишу, позволяющую оставаться в «Танцующем доме» и обрести что-то вроде профессии, – разъясняет Вероника. – Проект этот профориентационный в культурно-досуговой и творческой сфере, он раскрывает таланты ребят, способствует самовыражению. Творческие ребята могут дополнить свои навыки и умения, развить их и перейти немного на другой уровень – от выступающего артиста к позиции активного ведущего мастер-классов.

Готовят аниматоров по трем основным направлениям, первое из них – это сами танцевальные флешмобы. Второе – ребята учатся проводить творческие мастер-классы, обычно это изготовление простых открыток или несложных поделок, а еще работают с аквагримом. И третье направление – анимация в фотозоне. У команды есть специальная мобильная конструкция, которую можно легко собрать и разобрать. Для тех зрителей, кто хочет сделать фотографию на память, ребята предлагают набор реквизита, элементы костюма: эксцентричные боа и шляпки. А встречают гостей и помогают нарядиться помощники из «Танцующего дома», одетые в пеструю униформу.

Проект «СпОсобенные аниматоры» был запущен в прошлом году при поддержке гранта мэра Москвы. Сначала даже объявили внешний конкурс, но ребятам «с улицы» оказалось трудно выдержать высокий темп работы. Воспитанники «Танцующего дома» привыкли к большой аудитории, к отвлекающей суете и шуму, у них есть мотивация и основы самодисциплины. Но и в команду «СпОсобенных» входят не все, а 20 самых лучших, опытных, гармонично развитых ребят с явными лидерскими качествами.

Команду «СпОсобенных аниматоров» видно издалека, все они одеты в яркие оранжевые футболки. В течение года ребята постоянно выступают на благотворительных праздниках, представлениях, концертах, на школьных мероприятиях. За период чуть больше года с начала запуска проекта они выступили на 26 мероприятиях.

Конечно, найти своего зрителя и аудиторию «СпОсобенным аниматорам» не так просто, ведь они только в начале своего пути. Но любой огненно-жизнерадостный флешмоб приближает ребят на шаг к самостоятельной жизни, да и наш зыбкий и нестабильный социум заодно толкает вперед, к инклюзивному обществу, в котором каждому независимо от особенностей найдется место.

Людмила ПОЛОНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте