Новый календарный год привнес изменения не только в систему отечественного образования. Много нового возникло и в энергосбережении, которое напрямую касается деятельности образовательных учреждений. Однако теперь у них есть не только обязанности перед государством по разумному расходованию энергоресурсов, но и право осмысленно и целенаправленно воспитать тех, кто будет эти ресурсы использовать. В текущем году на базе 8 федеральных университетов страны планируется создать комплексные центры образования в области энергоэффективности с участием ведущих поставщиков продукции. О том, чем будут заниматься новые центры и почему именно на систему высшего образования возложена такая задача, «Учительской газете» рассказал руководитель Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения Института профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности Минобрнауки России Владимир ФРОЛОВ.
– Владимир Викторович, как возникла идея создания таких центров?- Все началось с детального исследования спектра существующих организаций, которые могут оказывать образовательные услуги в области эффективного использования ресурсов. В итоге мы поняли, что существует много центров различных типов, но все они обладают не только преимуществами, но и существенными недостатками. Например, в работе центров, которые были созданы местными органами власти, большую роль играет то, что они взаимодействуют только с бюджетными учреждениями. Второй тип – центры при энергоснабжающих компаниях, они решают скорее имиджевые задачи своих компаний. Третий тип центров создавали производители энергоэффективной продукции. Для них эта деятельность опять же неразрывно связана с рекламой продукта и его продвижением на рынке. Соответственно ни один из существующих типов не может оказать качественные образовательные услуги в этой области. Кроме того, они не обладают высококвалифицированным преподавательским составом. В итоге мы решили, что скомпенсировать все эти недостатки может создание новой структуры – комплексных образовательных центров на базе вузов.- Почему в качестве площадки для комплексных центров были выбраны именно вузы?- Основная причина в том, что вузы обеспечат создаваемые центры грамотными специалистами в области энергосбережения. Кроме того, они смогут привлекать к работе производителей энергосберегающей продукции на взаимовыгодных условиях и использовать эту продукцию в своей обучающей, научной и практической деятельности. И, естественно, специалисты центров будут иметь возможность проводить обучение не только внутренних специалистов, но и представителей других организаций как бюджетной, так и коммерческой сферы.- В чем будет заключаться основная задача центров?- Она звучит в самом названии – комплексные, значит, будет проводиться весь спектр работ – от энергоаудита до популяризации энергосбережения. Будут лаборатории по испытанию энергоэффективного оборудования, будут проводиться сертификация, научно-технические разработки и НИОКР. Основной смысл комплексных центров – создание симбиоза образования, науки и производства. Кроме того, конечно же, будет решаться вопрос профориентации студентов и трудоустройства по специальности. Ведь активное привлечение к работе производителей энергоэффективного оборудования позволит наладить связи в среде потенциальных работодателей.Также на базе центров будут создаваться рабочие группы, которые будут помогать другим образовательным учреждениям внедрять у себя энергоэффективные мероприятия. Часть из них будет внедряться в рамках энергосервисных контрактов. Так, например, один из последних крупных энергосервисных контрактов был заключен Ухтинским государственным техническим университетом. В результате всех мероприятий вуз сэкономит 40 млн рублей. Это весьма значительная сумма для любого высшего учебного заведения.Еще одно из важных планируемых направлений работы – создание на базе комплексных центров по энергосбережению центров коллективного пользования. Например, хороший тепловизор, без которого при энергоаудите не обойтись, стоит минимум 300-500 тысяч. Далеко не все могут себе это позволить. А создаваемые нами структурные подразделения вузов позволят образовательным учреждениям не приобретать этот прибор, а взять его в аренду. При необходимости можно также договориться и об участии в проведении обследования приглашенного специалиста.- Если вновь обратиться к названию центров, то предполагается, что они будут создаваться с участием ведущих поставщиков продукции. Что это значит?- Это значит очень много как для вузов, так и для самих поставщиков. Вузы в таких условиях смогут обучать людей на самом новом, высококлассном оборудовании, с использованием новейших программ и информационных материалов в этой области. При этом вузы, вполне вероятно, смогут выйти на определенный уровень самофинансирования за счет рекламных мероприятий для поставщиков энергоэффективной продукции. Кроме того, комплексные центры могут стать официальными представителями поставщиков энергоэффективной продукции у себя в регионе и даже дилерами.Важнейшей особенностью создания комплексных центров будет то, что мы планируем сформировать целую сеть с головным предприятием в Москве. В такой форме сотрудничество с вузами будет интереснее для поставщиков энергоэффективной продукции. Сеть позволит обучить больше людей, действовать более согласованно, распространять наработки одного центра на все организации. У поставщиков будет возможность получить в лице вузовских структур распределенные региональные обучающие центры, работающие по единой программе, а не тратить деньги на создание своих представительств в регионах.- Каким образом будет организована эта работа?- А она уже идет. Например, в ОАО «ТГК-1» в Санкт-Петербурге разработали программу по обучению школьников энергоэффективному поведению. И сейчас мы планируем заключить с компанией договор о том, что будем использовать эту программу в наших центрах. Она предоставляется бесплатно. Будем с ее помощью популяризировать идею разумного энергопотребления в молодежной среде. В дальнейшем можно будет проводить экскурсии не только для школьников и студентов, но и использовать все материалы и оборудование для повышения квалификации ответственных за энергосбережение в образовательных учреждениях, а также тех педагогов, которые в своем предметном курсе дают материал по вопросам энергоэффективности.- Какова будет пропускная способность таких центров в год?- У нас есть примерные цифры, и я полагаю, что и на практике они будут внушительнее, чем те, что сегодня демонстрируют существующие центры энергоэффективности. Сегодня вполне справедливы сетования директоров и учителей школ о том, что им не удается попасть на лекции по энергоэффективности или какие-то иные мероприятия из-за низкой пропускной способности существующих центров.Мы предполагаем, что в 2012-2015 годах через наши центры будут ежегодно проходить порядка 400 тысяч человек. Впоследствии эта цифра вырастет уже до 1 млн человек. В каждом центре мы будем сначала обучать около 10 тысяч человек в год, затем планируем выйти на 30 тысяч обучающихся ежегодно. Такие показатели позволят обеспечить сотни образовательно-просветительских мероприятий различного характера.- Каковы перспективы работы комплексных центров образования в области энергоэффективности?- Мы не собираемся останавливаться на отобранных восьми площадках, и сейчас происходит изучение заявок тех университетов, которые хотят влиться в создаваемую сеть. Скорее всего в этом году мы выберем еще 8 учебных заведений.Кроме того, мы планируем привлечь к нашей работе и Координационный совет инженеров в области энергосбережения. На сегодняшний день туда подали заявления более 200 специалистов – это ведущие эксперты в области энергосбережения со всей страны. Думаю, они смогут привнести много полезного не только в содержание, но и в структуру работы центров.И конечно же, мы будем совершенствовать все направления работы, чтобы полноценно решать нашу основную задачу – снижение энергопотребления в регионах за счет обеспечения информированности всех слоев населения, а также повышения культуры энергопотребления.КомментарийИскандер ГИЛЬМАНШИН, директор Комплексного центра обучения в сфере энергоэффективности Казанского (Приволжского) федерального университета:- Наш центр был создан в ноябре прошлого года, так что, по сути, мы только начинаем работу. Однако нам уже удалось реализовать ряд программ краткосрочного повышения квалификации и провести семинары по вопросам энергосбережения. Их слушателями были как сотрудники нашего университета, так и руководители и ответственные за энергосбережение других образовательных учреждений Казани, Зеленодольского муниципального района и Набережных Челнов, Елабуги.Кроме того, в своей работе мы сотрудничаем с ведущими производителями энергоэффективной продукции. Так, представители компаний Meibes и Rockwool приезжали к нам на занятия и подробно рассказывали слушателям о назначении, области применения, правилах монтажа и эксплуатации своих передовых энергоэффективных решений и давали советы по решению конкретных задач в образовательных учреждениях.В стенах Казанского университета идут научно-исследовательские работы по многим направлениям. В частности, сотрудники центра осуществляют исследования в области нетрадиционной и возобновляемой энергетики. На стадии полевых испытаний находится печь беспламенного горения, бесплотинная гидроэлектростанция, ветроустановка парусного типа. Кстати, печь беспламенного горения мы уже опробовали в ходе зимних полевых испытаний в ботаническом саду КФУ и остались довольны тем, как эта разработка себя показала.Антон ПЕТРОВ, директор Комплексного центра обучения и инноваций в сфере энергоэффективности им. А.И.Ильченко Северо-Кавказского федерального университета:- В этом году Центром энергоэффективности были заключены и реализованы два договора с некоммерческим партнерством «Ставропольский учебный центр» на оказание образовательных услуг по обучению ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы в Северо-Кавказском федеральном округе. Сотрудниками центра были проведены лекционные и практические занятия более чем с 240 слушателями в Ставрополе и Пятигорске.Кроме того, центром реализуются краткосрочные курсы повышения квалификации по программам «Планирование и проведение энергетических обследований учреждений и реализации энергосберегающих мероприятий в соответствии с 261-ФЗ» и «Обучение ответственных за энергосбережение в учреждениях бюджетной сферы Ставропольского края». Уже в январе этого года мы выдали более 140 сертификатов.В настоящий момент наш центр принимает активное участие в разработке и внедрении системы мониторинга для проведения экспертизы реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в образовательных учреждениях. Система разрабатывается по заказу Министерства образования и науки России. Ее внедрение позволит оперативно получать информацию и принимать эффективные решения по всем вопросам энергосбережения в подведомственных образовательных учреждениях.
Комментарии