Программирование вышло на новый уровень: с ним стали тесно связаны практически все отрасли экономики, социальной сферы, наука. Область IT сегодня определяет будущее России, вектор, взятый государством в образовании, очень четко это определил. О том, как с помощью бизнеса реализуется федеральная программа «Код будущего», рассказал генеральный директор компании «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков.
О федеральной программе «Код будущего»
Благодаря программе «Код будущего» ребята, которые учатся в средней и старшей школе, а с этого года к ним присоединились еще и студенты колледжей, могут освоить языки программирования и проложить путь к успешной карьере не только в IT, но и практически во всем спектре современных профессий. Программа реализуется в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли», который в свою очередь проводится под эгидой национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Минцифры России.
«Код будущего» планируется реализовать до 2030 года. Цель федеральной программы – выявить талантливых ребят, которые хотят развиваться в высокотехнологичной индустрии, и помочь им подготовиться к серьезной профессии, связанной с программированием.
Вместе с МЭО программу «Кода будущего» уже успешно прошли 23 тысячи ребят по всей России. К слову, это 28% от всех детей, которые начали свое обучение в рамках программы. Это означает, что у МЭО больше всего учеников по сравнению с другими провайдерами федерального проекта, а реализацией курсов «Кода будущего» занимаются больше 20 компаний.
МЭО предоставляет доступ для подростков к 21 курсу. Важно отметить, что все обучение проходит бесплатно – программы курсов реализуются за счет средств из федерального бюджета.
В фокусе «Кода будущего»: чему и как МЭО учит ребят
На курсах «Кода будущего», которые проводит МЭО, педагоги учат подростков создавать компьютерные игры на языках Python, C# и в среде Unity, разрабатывать сайты с помощью JavaScript, CSS и HTML5, писать прикладные программы на JAVA и мобильные приложения в Qt Quick на примере операционной системы «Аврора».
После окончания учебы выпускники получают сертификат государственного образца, что, конечно, позволяет каждому участнику курса выгодно отличаться от соперников-абитуриентов во время поступления на направление мечты. К тому же сертификат – это еще один бесценный бонус в копилку профессионального портфолио будущего IT-специалиста.
Наша страна вступила в новую эру: сегодня от всего более-менее привычного – автомобилей, самолетов и других машин, управляемых человеком, – мы перешли к системам, которые контролируются специалистом, но не управляются им в привычном смысле этого слова. Речь идет, конечно же, о беспилотниках. Малая авиация уже начала работать в компаниях, которые занимаются логистикой, перешла и в сельскохозяйственный сектор, и в сферы нефтяной, газовой промышленности. В будущем она сможет объять практически все мыслимые сферы деятельности человека.
Летом была принята стратегия развития беспилотных систем РФ. Это означает, что к 2030 году в России планируют создать больше 180 тысяч БПЛА (беспилотных летательных аппаратов), которым потребуется свыше 1,2 миллиона высококлассных профессионалов, чтобы эксплуатировать и обслуживать эти системы.
МЭО подготовилось к этому событию заранее. В компании полным ходом идет развитие направления малой авиации. Кстати, образовательные программы, связанные с этой темой, оказались очень востребованы у молодежи. Одним из самых популярных курсов у ребят стало обучение языку Python для программирования и управления беспилотными летательными аппаратами. В контексте этой программы обучения предусмотрена также и подготовка педагогических кадров, можно с уверенностью сказать о том, что выпускники «Кода будущего» в перспективе станут обучать следующее поколение специалистов, в том числе и по беспилотным системам.
IT-соревнования как завершающий этап обучения
Компания «МЭО» не только выступила крупнейшим провайдером «Кода будущего», но и стала организатором целого ряда финальных мероприятий, на которых ребята демонстрировали свои знания, работали над собственными проектами и принимали участие в командных соревнованиях. За 2023 год команда МЭО провела несколько интенсивов и хакатонов в Ингушетии и Татарстане. Юные программисты получили огромную пользу от применения своих знаний на практике. На заключительных мероприятиях они смогли освоить самые современные и востребованные для рынка труда навыки: умение отстаивать свою точку зрения, используя аргументы; презентация и защита своего проекта; слаженная командная работа; нестандартное мышление и креативность.
А летом в Новосибирске состоялся Кубок «Код будущего», инициатором и организатором которого тоже стало «Мобильное электронное образование» при поддержке АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» и Минцифры России.
На этапе отбора для участия в кубке соперничали 300 талантливых ребят, из которых жюри выбрало 120 человек. Но только 30 самых упорных и старательных в итоге вошли в финал. В формате классического IT-соревнования подростки боролись за звание победителей в области программирования беспилотных авиационных систем.
В МЭО хотят сделать такие мероприятия традицией, это станет для ребят дополнительным стимулом к обучению, а соревновательный аспект и отборочные этапы позволят выявить самых активных, успешных и талантливых.
МЭО и «Код будущего»: статистика
По программам «Кода будущего», которые реализует МЭО, обучаются подростки из 85 регионов страны. Компания стала организатором больше тысячи площадок по всей России. Всего в проекте задействованы свыше двух тысяч квалифицированных педагогов, которые преподают на курсах. А ребят, которые обучались по программам «Кода будущего» вместе с МЭО, уже больше 30 тысяч.
Такие внушительные цифры говорят о том, что сегодня в стране программирование вышло на первый план и стало одной из ключевых компетенций для человека. А благодаря внутренней политике государства IT-сфера обрела статус приоритетного направления, ответственность за реализацию которого лежит в том числе на плечах бизнеса.
Александр КОНДАКОВ, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО
Комментарии