«Круглый стол» на тему «Физкультура и спорт в детском саду» проходил в Центре развития ребенка – детском саду №2452. Именно этот детский сад выбран не случайно, потому что он лучший в Москве, если не самый лучший во всех отношениях. Разноцветное, необычное по форме здание, а точнее сказать дворец, радует глаз и привлекает внимание каждого, кто проходит мимо. Внутри множество цветов, небольших деревьев, любимых лесных и сказочных зверей в натуральную величину. Наталия Евгеньевна Кузнецова, заведующая центром, провела экскурсию по детскому саду, рассказала о том, как живется в нем малышам.
В каждой группе спортивные уголки, массажные дорожки. Большой холл, просторный, как зал, и два больших зала – музыкальный и спортивный, множество переходов, из которых каждый оформлен в связи с какой-то темой, чтобы ребенок, проходя мимо, получил максимум информации. Есть здесь «Улица города». Дети идут и заодно повторяют правила дорожного движения.
В холле множество игр, горок, аттракционов. Есть музей крестьянского быта, где собраны предметы, которые окружали сельских жителей в старые времена. Малыши любят бывать здесь, особенно им нравится солевая пещера, где малыши получают оздоровительные процедуры. В детском саду созданы все условия, которые позволяют полноценно заниматься с детьми физкультурой и спортом. Ведется большая оздоровительная работа: массажи, лечебная физкультура, арома- и фитотерапия, гидромассаж. Дети два раза в год получают полный курс процедур. В результате за три года снизилась заболеваемость. Два раза в неделю проходят занятия в бассейне, что тоже служит укреплению здоровья. Воспитанники детсада достигают серьезных успехов на соревнованиях. Каждый год занимают первые места в районных соревнованиях между дошкольниками.
Всего здесь воспитывается 10 групп. Одна – для самых маленьких до трех лет. Есть две группы кратковременного пребывания. Другая – адаптационная, есть группа «Юные олимпийцы», в которой занимаются юные пловцы, действует сектор дополнительных услуг. 12 услуг получают дети во вторую половину дня, сюда приводят малышей из микрорайона. Бассейны посещают 200 детей из района.
Для участников «круглого стола» были показаны два фрагмента занятий физкультурой: на улице с мячом и в бассейне. Все, что увидели гости, предстало перед ними в качестве примера того, что должно делаться в детских садах по физическому воспитанию. «Круглый стол» открыла Вера Слепцова, главный специалист Департамента образования Москвы.
Специалист Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Регина АМАРЯН сообщила, что сегодня идет активный процесс обновления содержания и повышения качества физического воспитания и оздоровления детей в детских садах, что поможет сделать его более доступным, непрерывным и качественным.
Все это требует наличия современного спортивного оборудования. Его становится все больше. Скажем, если в 2005 году в столичных детсадах было 208 стационарных залов, то теперь их 360, а количество оздоровительных комплексов за это время увеличилось почти вдвое – с 78 до 150. Происходит перепланировка спортивных площадок. Однако существующая физкультурно-спортивная база в большинстве случаев не соответствует требованиям СанПиНа. (Гимнастические залы от 44 до 70 кв.м., бассейны 3х7). Большинство спортивных залов приспособленные или совмещенные с музыкальными, это не позволяет полностью решать задачи физкультурно-спортивного воспитания, устраивать дополнительные занятия из-за отсутствия специального стационарного оборудования.
Сегодня в детских садах используются вариативные программы и технологии. Это помогает повысить двигательную активность детей. Чаще стали применяться новые, более привлекательные виды занятий: ритмическая гимнастика, элементы спортивных игр и акробатики, катание на коньках и роликах, плавание. В учебных округах расширяется программа массовых физкультурно-спортивных мероприятий, пропагандирующих ценности физкультуры и здорового образа жизни. Стали традиционными детские соревнования и праздники: «Веселые старты», «Дельфиненок», «Умею плавать», «Школа мяча», «Осенний марафон», «Флорбол», «Гармония в движении». Проводится олимпиада «Я готов учиться в школе», «Юный шашист».
На сегодняшний день, к сожалению, еще довольно мало спортивных секций. Их всего 952, в них занимаются 23000 малышей, что составляет 10%. Плаванием занимаются только 18% детей.
Модернизация физкультурно-спортивного образования зависит и от педагогических кадров. Здесь есть некоторые достижения. Появились штатные специалисты по плаванию, введена должность воспитателя по физической культуре. Но и проблем немало. Большинство таких воспитателей не имеют высшего образования, нет специалистов по плаванию в детсадах, не имеющих бассейнов, но расположенных поблизости от бассейнов.
Городская программа развития дошкольного спорта должна решить многие вопросы. В том числе обеспечить права и возможности дошкольника на удовлетворение своих потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры лечебной физкультуры Российского государственного университета физической культуры Ольга Козырева говорила о содержании спортивного воспитания в детском саду. Вначале Ольга Владимировна высказала несколько точек зрения о том, возможно ли в детском саду спортивное воспитание. Долгое время спорт среди дошкольников не допускался, потому что опирались на позицию П.Лесгафта, который отрицал использование соревнования среди маленьких детей. И сейчас мнения специалистов по этой проблеме не стали едиными.
«Говоря о воспитании, – подчеркнула Ольга Владимировна, – мы имеем в виду такое его понимание, при котором спорт связывается с определенными формами соревнования и подготовкой к ним. Мы отличаем спорт от физкультуры – форм двигательной активности, которые используются для сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, отдыха, культуры общения, но не предусматривают участия детей в соревнованиях и подготовке к ним. Сегодня в мировом спортивном движении выделились два направления: массовый спорт (общедоступный) и большой спорт (спорт высших достижений)».
В дошкольном возрасте общедоступный спорт может использоваться как оздоровительно-рекреативный. Берутся элементы спорта для достижения эффекта здорового отдыха – развлечения как интересный эмоционально насыщенный досуг.
Здесь первоначальная цель состоит в том, чтобы содействовать ориентации ребенка в мире спорта. Нужно помочь детям выделить спорт из массы других явлений, о которых они узнают от родителей, воспитателей, сверстников. Для этого у малышей должны быть знания о спорте. Трудность заключается в том, в какой форме они их смогут усвоить. Здесь необходимо учитывать особенности психического и интеллектуального развития.
У дошкольников – образное мышление. Пока оно остается наглядно-образным, слова, которыми ребенок пользуется, выражают для него представления о тех предметах, свойствах, которыми они обозначаются. Внимание, память, воображение и другие психические способности малыша также неразрывно связаны с наглядно-образным характером его мышления.
Задача спортивного воспитания дошкольников состоит в том, чтобы дать некоторые понятные им знания, которые создадут у них представление о спорте. Что означает слово «соревнование», как может происходить соперничество и к каким отрицательным последствиям оно может приводить? Как можно их избежать? Какую роль играют правила? Чем спортивное соревнование как гуманный вид соперничества отличается от других его видов? Какова роль судьи в соревновании? Почему надо готовиться к спортивным соревнованиям? Что представляет собой спортивная тренировка? Кого мы называем тренером? Чем один вид спорта отличается от другого?
Постепенно в ходе спортивного воспитания у ребенка пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях.
В начальный период спортивное воспитание призвано помочь детям приобрести такие спортивные умения и навыки: бегать, прыгать, метать, плавать, ходить на лыжах, бегать на коньках, бросать и ловить мяч.
Кандидат педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Евгений ЗЕМСКОВ предложил обсудить тему «Преемственность физкультурно-спортивной работы в дошкольном образовательном учреждении и школе».
Он считает, что понятие «спортивное воспитание» прежде всего предполагает блок знаний о спорте. Однако знать – не означает уметь. Поэтому в рамках национальных проектов «Здоровье» и «Образование», а также программ «Столичное образование-4 и 5» Евгений Акимович предложил программу «Физкультура и спорт в детском саду – физкультурно-спортивная подготовка». По его мнению, спорт для дошкольников по целям, задачам, содержанию и организации следует считать нулевым циклом физкультурно-спортивной деятельности.
База для спорта – физкультура и общая, но не специальная физическая подготовка. Это здоровье, здоровый образ жизни. Для реализации этих программ встает вопрос о подготовке хороших специалистов.
Число детских садов увеличивается, и одновременно растет престиж физического воспитания детей. Больше становится экспериментальных площадок по использованию оздоровительных технологий. Где взять высококвалифицированных воспитателей? Московский городской педагогический университет, структурным подразделением которого стал Педагогический институт физической культуры, имеет возможность и, главное, желание включиться в разработку содержания этой программы. Как дополнительное профессиональное образование предполагается открыть специализацию «Основы теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста». В дальнейшем можно открыть новую специальность – физическая культура детей дошкольного возраста.
Большое количество специалистов с многолетним стажем, работающих в детских садах, имеют желание получить высшее образование. Это в первую очередь позволит на более высоком уровне проводить занятия по физической культуре с дошкольниками. В конечном итоге малыши будут расти здоровыми, закаленными, физически крепкими, и возможно, благодаря этому будет повышаться спортивная мощь страны.
Психолог детского сада №277 Восточного окружного управления образования Ирина ГАНИЧЕВА считает, что главное в физкультурно-спортивном воспитании детей – не навредить их здоровью. А нарушить эту главную заповедь воспитателей довольно легко.
Среди факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья малышей, важная роль отводится движениям, от степени удовлетворения которых зависит развитие двигательных навыков, успешность получения информации, память, восприятие, эмоции и мышление.
Весь детский опыт, приобретенный в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу, воспитатели идут по естественному пути, влияя на развитие психических свойств и процессов.
Известно, что более 80% информации во время общения передается невербальным способом. У ребенка язык спонтанных движений и жестов появляется задолго до того, как он начинает говорить. И сейчас акцент в воспитании и обучении ребенка смещается в область вербально-логических форм и способов, что приводит к лишним затратам энергии и ведет к астенизации психики.
Развитие ребенка – процесс неравномерный. Бывают периоды затишья, когда кажется, что ребенок не растет и не развивается, а потом вдруг происходит скачок вперед.
При составлении программы развития малыша необходимо учитывать естественную динамику развития нервной системы и психику малыша. В дошкольном возрасте происходит быстрый рост и физическое развитие ребенка, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики. Движения год от года становятся все более четкими и аккуратными. Постепенно он совершенствует произвольные движения. Этот процесс идет естественным образом, в это время он овладевает моторными функциями.
У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учит доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивать приемы самоконтроля. К старшему возрасту он начинает лучше осознавать свое «я» и свои возможности, появляется оценка себя и других; сложнее становятся совместные игры. Он способен сдерживать свои непосредственные побуждения, легче подчиняться правилам, начинает устанавливать простейшие причинно-следственные связи, имеет элементарные представления о времени и пространстве, становится разумнее, спокойнее.
К детям старшего дошкольного возраста предъявляется больше требований, касающихся точности выполнения движений, увеличивается количество игр, в которых нет образов. Дети могут выполнять сложные правила, которые требуют от них ловкости, выдержки, наблюдательности и производительности. Они также больше заинтересованы результатом игры, о чем свидетельствуют коллективные соревнования. На них ребята стараются правильно выполнить задание, не подвести команду. При правильном руководстве у них появляется чувство общности, сопереживания и яркие эмоциональные реакции по поводу результативности. Они живо переживают поражение, радуются победе. Вместе с тем им еще сложно без помощи взрослых установить причинно-следственные связи по поводу причины поражения команды.
Многие годы ничего не говорилось о спортивном воспитании в детских садах, потому что преобладало мнение, что в этом возрасте дети не смогут адекватно реагировать на поражение в соревнованиях. Они действительно по-разному переживают результат спортивной игры, многие реагируют достаточно бурно и эмоционально. Надо не опасаться детских реакций, а научиться грамотно реагировать на них. Любой человек имеет право на проявление своих чувств. В обществе существуют нравственные правила и нормы, которые постепенно усваивают дети. Им надо объяснять причины поражения команды, научить объяснять свои достижения, сравнивать сегодняшние достижения со вчерашними.
Важно учитывать, что возможности ребенка не беспредельны, они ограничены психическими особенностями. Дети 3-7 лет подвижны и грациозны. У них хорошо развита способность к передвижениям и выразительным движениям. Однако все это возможно лишь при свободных движениях в ущерб точности. Стоит ребенка заставить делать точные движения, как у него сразу наступает утомление.
Четко и правильно организованное пространство не только влияет на настроение ребенка, но и на его физическое состояние, помогает лучше ориентироваться, воспитывает уверенность и даже формирует характер. Построение программы спортивного и физического развития должно основываться на принципах постепенности в усложнении движений.
Улучшение физического воспитания малышей позволит разнообразить их двигательную активность, что будет необходимым звеном в целой цепи гармоничного развития детей. Это особенно важно сейчас, в Год ребенка, объявленный Правительством Москвы.
Комментарии