Физкультура в школе не должна быть предметом “второго сорта”. Ведь она – урок формирования личности. Главное – объяснить ребенку, что физкультура нужна прежде всего ему.
И очень важно правильно оценить возможности ученика и предложить посильную задачу.
Если бы в Кривской средней школе сидели и ждали, когда им построят евроспортзал, создадут идеальные условия для занятий физкультурой и спортом, то ничего хорошего бы не произошло. Не были бы их школьники здоровее и сильнее других, не увлекались бы они так самозабвенно спортом, не делились бы педагоги с коллегами опытом, как привить детям здоровый образ жизни. И вообще она мало чем отличалась бы от большинства сельских школ, расположенных в “глубинке”, имеющих самый что ни на есть минимум для проведения уроков, занятий, факультативов, кружков.
А Кривская не похожа ни на одну другую. И прежде всего школьным укладом, во главу которого поставлено здоровье детей. Не на словах, как это часто бывает, а на деле. Скажу больше, она единственная в области, где в расписании пять уроков физкультуры.
Владимир Иванович Муратов директором Кривской школы стал в 1969 году. Тогда школьники учились в неприспособленных шести зданиях. Детей свозили на уроки из 14 населенных пунктов. Были проблемы: не только, как их учить в таких условиях, при очень слабой материальной базе, но и чем занять в свободное время при нехватке педагогов. Но известно, что энтузиасты и творческие люди имеют особую силу притяжения. Так и случилось.
В школу к Муратову постепенно пришли единомышленники – учителя физкультуры: игровик А. Федотов, легкоатлет П. Зырянов и лыжница В. Оглуздина. С тех самых пор, когда у школы наметился спортивный уклон, стали проводить спортивные турниры. Появились первые успешные результаты. Школьная команда стала чемпионом области по волейболу. В 1974 году открылся филиал районной детско-юношеской спортивной школы. Но все это было как-то разрозненно… И тогда директор пришел к мысли, что надо приобщить ребятишек к регулярным спортивным занятиям.
Идея на первый взгляд проста, если не знать, что в учебных заведениях жесткое штатное расписание, все регламентировано и нелегко разрешить проблему с оплатой труда. Но не будь Муратов Муратовым, если бы он не нашел выход. Он полностью пересмотрел ставки воспитателей, школьный распорядок дня и нашел резерв. Обычная школа превратилась в школу продленного дня с интенсивными дополнительными занятиями физкультурой, уроками здоровья.
Когда была построена новая школа, а это произошло в 1977 году, появился спортивный зал. И уже на следующий год начали реализовывать другую задумку – строительство стрелкового тира. Долгих восемь лет вывозили землю, бетонировали пол, стены. В конце концов все было доведено до ума. Подключились к центральному отоплению, стали заниматься в тепле и комфорте.
Рядом со школой при помощи совхоза “Восход” постепенно появился стадион с асфальтированной беговой дорожкой, футбольным полем, гимнастическим городком, полосой препятствий, игровыми площадками, лыжная база с тренировочным залом.
– Мы никогда не ставили цель, – говорит Владимир Иванович, – сделать всех детей спортсменами. Мы хотели и хотим привить потребность в ежедневных занятиях физкультурой, научить детей ценить здоровье.
Вот уже двадцать лет в одно и то же время у них проводятся уроки физкультуры. Что принципиально важно – они главные в расписании. (Представляете, какое сопротивление пришлось преодолеть директору от учителей, привыкших считать, что важнее математики или русского языка ничего не может быть…) Не сразу, но они осознали, что больному ребенку справляться со школьными уроками сложно. А физкультура, движение помогают “разрядиться”, благотворно сказываются на здоровье ребят, их самочувствии.
Настойчивость сделала свое дело. Уроки физкультуры стали желанными у ребят. Наиболее способные школьники занимаются в специальных спортивных группах. Волейбол, баскетбол, футбол, полиатлон, настольный теннис, лыжные гонки – любимые виды спорта для большинства учеников.
По наблюдениям педагогов, учителей физического воспитания, их ученики сильно отличаются от сверстников из других школ. Например, по лыжам они перекрывают нормативы на 15-20%. Более высокие результаты устанавливают и по другим видам спорта. К тому же воочию, без контрольных срезов видно, что ребята этой школы физически более развиты, подтянуты, у них правильная осанка, они лучше владеют телом.
122 школьника приезжают на учебу в Кривскую школу из 15 близлежащих сел, но и они тоже участвуют в турнирах, которые бывают практически каждый день. Все ежедневные школьные спартакиады проходят до их отъезда, мальчишки и девчонки успевают набегаться и напрыгаться вдоволь.
А между тем за 10 лет школа не купила ни одной единицы лыжного снаряжения, 50 пар осталось от былого богатства. Ждали новое здание с бассейном, только его строительство прекращено и вряд ли возобновится в ближайшее время – деньги!
Однако школа ни в чем не мирится со складывающимися обстоятельствами. Ребята проводят полный цикл полевых работ на учебно-опытном поле в 30 гектаров, выращивают зерновые культуры. На деньги, полученные от продажи зерна, приобретается в том числе и спортивный инвентарь. В этом учебном году на средства, вырученные от прошлогоднего урожая, купили для спортивной команды форму, мячи, светильники в спортзал.
Валентина ШАЛАЙ
Далматовский район
Комментарии