search
main
0

Физкультура и спорт как образ жизни

В Южном округе самое серьезное внимание уделяют развитию спорта и физической культуры. Не случайно начальнику Южного окружного управления образования Нине Минько вручена весьма престижная награда «За заслуги в развитии олимпийского движения в России». Предметом особой заботы округа сегодня стали современные подходы к постановке физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Об этом шел разговор на одном из последних совещаний директоров школ ЮАО, где с докладом выступила Нина Григорьевна МИНЬКО.

Существенный фактор, определяющий состояние здоровья населения, – поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Основы этого закладываются с раннего детства и закрепляются в подростковом и юношеском возрасте. Понятно, что большая часть ответственности за это лежит на образовательных учреждениях.

Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже – гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже – хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже – гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья.

Наши дети занимаются физкультурой и спортом в основном на уроках физкультуры, на занятиях спортивных кружков и секций в школах.

Важность уроков физической культуры подчеркивается тем, что они включены в базисный федеральный компонент базисного учебного плана без права уменьшения их числа. Кроме того, неоднократно принималось решение о необходимости введения 3 и более уроков физкультуры во всех параллелях.

Основной задачей, стоящей перед преподаванием физкультуры в школе, было и остается развитие физических качеств личности ребенка. Каковы же критерии эффективности решения этой задачи в каждом образовательном учреждении по отношению к каждому обучающемуся и воспитаннику?

Сегодня такие критерии у нас есть. Это результаты проводимого в каждом учреждении национального мониторинга физических кондиций учащихся, в рамках которого два раза в год идут замеры физических качеств и их соответствие возрасту. Это стало возможным учитывать и анализировать на уровне учреждения и на уровне округа в связи с появлением компьютерных программ для обработки информации. Тесты мониторинга характеризуют развитие физических кондиций ребенка по шести параметрам-тестам: на скоростную, силовую, скоростно-силовую подготовленность, выносливость, гибкость, координацию движений. По мнению специалистов, именно эти качества прежде всего необходимы человеку для обеспечения безопасной жизнедеятельности во все усложняющемся мире с его ухудшающейся экологией, гиподинамией, повышенной тревожностью, стрессами и другими проблемами.

Информация к сведению

Результат национального мониторинга в 2006 году:

средний по городу – 24%

средний по Южному округу – 12,5%.

Итоги мониторинга состояния физического развития учащихся за 2001-2006 годы.

Процент учащихся, не сдавших тесты:

2001-2002 гг. 41%

2002-2003 гг. 37%

2003-2004 гг. 25%

2004-2005 гг. 13%

2005-2006 гг. 12,5%

Необходимо серьезно проанализировать этот показатель в школах округа и понять, от чего же зависит результат мониторинга в целом по учреждению и у каждого ребенка в отдельности.

Информация к сведению

Результат национального мониторинга в 2006 году в школах здоровья:

№879 – 3,0%

№1998 «Лукоморье» – 3,4%

№2000 – 4,2%

№628 – 4,5%

№896 – 7,2%

№987 – 8,7%

Совершенно очевидно, что результаты не случайны. Обучение на уроках организовано по группам здоровья, есть три и более уроков физической культуры в расписании, физкультурно-оздоровительные мероприятия включены в режим дня учреждения, в том числе во второй половине дня в блоке дополнительного образования (особенно в школах №№879 и 2000), внимание к этой проблеме обеспечено со стороны всего педагогического коллектива.

Но возьмем еще одну группу школ.

Результат национального мониторинга по состоянию на сентябрь 2006 года:

№630 – 1,8%

№855 – 2,1%

№1526 – 2,4%

№980 – 3,7%

Здесь мы видим результат, превосходящий результаты даже школы здоровья. За счет чего получены такие результаты? Опять видим в этих школах три урока физической культуры в расписании, почти 100-процентную занятость спортивного зала на протяжении всей недели, насыщенный спортивными секциями блок дополнительного образования. Плавание или лыжная подготовка (в зависимости от специфических условий школы) – активный компонент физической подготовки, кроме того, в 3 из этих учреждений успешно работает школьный спортивный клуб, все – активные участники районного этапа спартакиады школьников. Таким образом, и в этой группе школ результат мониторинга не случаен.

У нас уже есть группа школ, где введен в расписание 3-й урок физкультуры. Но, как показывает практика, даже трех часов физической культуры в неделю явно не хватает для удовлетворения биологической потребности в движении ребенка. В Японии, например, в рамках школьной недели проводится 4 урока физической культуры, а в Великобритании – 5.

В 2006-2007 учебном году в свои учебные планы ввели третий урок физической культуры 37 образовательных учреждений. При этом результаты национального мониторинга лучше среднего по округу показателя (меньше 12,5%) только у 26 школ. В 11 учреждениях он все же существенно выше.

№1263 – 14,9%

№730 – 15,3%

№1770 – 15,9%

№851 – 16, 5%

№901 – 16,5%

№1034 – 18,1%

№866 – 19, 7%

№945 – 20, 7%

№548 – 22,6%

№943 – 23,4%

№938 – 25,3%

С методистами нашего окружного центра мы попытались разобраться, почему такая разница в результатах, и пришли к такому выводу. Хотя третий урок физической культуры в школе и введен, а в некоторых из этих учреждений, таких, как школы №№548, 901, 1034, 938, 1770, широко представлен и спортивный сектор блока дополнительного образования, ожидаемый результат повышения индекса физического развития школьников нивелируется ошибками в методике преподавания физической культуры в основном расписании и особенностях проведения дополнительных занятий, в их специфической, а не разнопрофильной направленности, способствующей развитию всех шести тестируемых в мониторинге кондиций физической подготовленности. Именно на это в первую очередь следует обращать внимание при анализе посещаемых уроков физкультуры администрацией школы.

В то же время в тех школах, где не введен в расписание 3-й урок физкультуры, но в режиме дня школы используются физкультурно-оздоровительные мероприятия, введена лыжная подготовка, серьезный блок дополнительного образования, получены тоже хорошие результаты: в 44 таких школах он лучше (ниже) среднего по округу.

№949 – 2,0%

№508 – 2,9%

№420 – 3,0%

№1727 – 3,3%

№933 – 3,5%

№983 – 3,7%

№998 – 3,7%

№№496, 507, 649, 859, 871, 1158, 1242, 1636, 1750, 1997, 2017 – от 4% до 6,5%

Для увеличения двигательной активности учащихся в образовательных учреждениях проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Это гимнастика до уроков, физкультминутки, подвижные перемены, динамический и спортивный час. В настоящее время гимнастика до уроков проводится в 97 школах, физкультминутки в 138 школах, динамический час в 62 школах, спортивный час, в том числе в группах продленного дня, в 99 школах округа.

Хочу отметить результативную работу школ №№534, 1636, 653, 932, а также обратить внимание на школы, которые вовсе не проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, это школы №№501, 576, 594, 870, 878, 904, 935, 938, 941, 946.

Вместе с тем в отдельных школах результаты национального мониторинга запредельны – в два и более раз выше (хуже) средних по округу. Таких школ у нас в округе 9.

№1580 – 25, 9%

№534 – 26,3%

№1569 – 26,5%

№575 – 28,8%

№904 – 29,8%

№1771 – 30,1%

№574 – 31,0%

№937 – 44,3%

Такие показатели требуют серьезного индивидуального анализа и корректировки работы педагогических коллективов учреждений. Но уже из данных видно, что у школы №904 практически все показатели ниже нормы. В то же время среди девяти школ есть и школа №983 с третьим уроком физической культуры, и школы №№575, 937 с развитым блоком дополнительного образования спортивной направленности. Эти ситуации требуют более глубокого индивидуального анализа как со стороны администрации учреждения, так и с нашей стороны.

Думаю, особое внимание необходимо обратить на начальные школы, в которых в первую очередь закладываются основы физического развития и здоровья. Сегодня результаты трех начальных школ нас особенно настораживают.

№992 – 11,7%

№1706 – 4, 4%

№1736 – 15,4%

№1765 – 10,2%

№1773 – 18,6%

Анализируя показатель результативности занятий физической культурой на примере лицея №1580, где преимущественно обучаются юноши, методисты центра видят причины получения таких показателей прежде всего в малом количестве спортивных мероприятий, проводимых в режиме дня школы в течение недели, в том, что загрузка спортивного зала минимальная, в том, что, несмотря на блестяще организованную в лицее лыжную подготовку учащихся, не все физические качества, тестируемые в национальном мониторинге, должным образом развиваются на уроках физкультуры по другим темам.

О лыжной подготовке по данным 2005-2006 учебного года хочу сказать особо. Этот вид физической подготовки аэробного цикла отличается комплексностью формируемых физических качеств и считается особо ценным потому, что проводится на свежем воздухе, способствует закаливанию организма ребенка, формированию выносливости, координации движений и силы.

Отмечая, как важна задача по максимальному выполнению учебной программы по лыжной подготовке в начальной школе, скажу, что лыжную подготовку проводят лишь в 115 школах округа, или в 63% от общего числа общеобразовательных учреждений округа. К сожалению, эта зима нам пока не давала возможности проводить занятия, но ведь придет следующая зима, а для этого нужно создавать условия. Замечательные примеры тому, как это можно делать, мы увидели в Белоруссии, в школах Минска, а также и в некоторых наших школах, а эталонную базу мы создали в школе №544.

По итогам инвентаризации на 1 января 2007 года в 30 школах округа имеются лыжные базы с различными условиями хранения и количеством лыж. Особенно хочу отметить школы №№1580 (60 пар лыж), 557 и 855 (100 пар лыж), школы, которые на протяжении многих лет проводят лыжную подготовку не только в начальной школе, но и во всех параллелях.

Школы, где хорошо организованы занятия по лыжной подготовке:

№№496, 556, 557, 578, 581, 585, 629, 639, 855, 859, 858, 838, 832, 870, 933, 934, 948, 979, 1171, 1173, 1178, 1245,1580, 1828

Вести такую работу на достойном уровне не просто, но эффективно. К сожалению, некоторые школы в силу объективных и субъективных причин отказываются от проведения раздела «Лыжная подготовка», хотя это рассматривается как невыполнение государственной программы. Кстати, далеко не все родители также правильно понимают эту необходимость.

Таким образом, приведенные данные позволяют нам разобраться как в эффективности работы по физическому развитию школьников в целом в учреждении, так и в определении направлений развития каждого ученика, составить индивидуальную программу его развития, перейти от валового показателя проведенных мероприятий к качественному показателю результативности работы.

Конечно, у каждого из педагогов возникает сомнение в объективности представленных для анализа результатов. Что можно сказать? Если мы будем управлять процессом развития учреждения, которое прежде всего направлено на всестороннее развитие учащихся, то будем добиваться объективных результатов мониторинга в каждом учреждении. Там, где к этому интереса нет, будут дутые, никому не нужные цифры «благополучных» отчетов. Выбирать самим педагогам.

Округ на протяжении нескольких лет проводит большую и системную работу по укреплению материальной базы, подготовке, переподготовке кадров, их морального и материального стимулирования. Это учителя физкультуры ощущали больше, чем педагоги других предметов, и даже наши коллеги в других округах. Теперь для образовательных учреждений наступило время в ответ на работу округа выдавать результаты своей работы.

Рассматривая урок физической культуры и другие физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия как важные элементы интегрированного у нас в школах курса «Основ безопасности жизнедеятельности», понимаю, что наши возможности и резервы здесь – это прежде всего обучение правилам техники безопасности при любых физических нагрузках и работе со спортивными снарядами, формирование у детей навыков владения своим телом. Безусловно, важна общая физическая подготовка с обязательным индивидуальным контролем уровня сформированности физических кондиций, особенно у юношей, и, конечно же, отработка специальных для юношей видов деятельности: строевая подготовка, метание гранат, другие специальные упражнения и навыки.

Еще один резерв укрепления физического здоровья и развития, а также важная составляющая обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка – обучение плаванию. В Южном округе с 1998 года действует специальная окружная программа по обучению плаванию учащихся 5-х классов. Ежегодно на базе 5 бассейнов Спорткомитета, так как в системе образования округа нет своих бассейнов, обучаются свыше 3000 детей на бесплатной основе, но это менее трети от числа всех детей этой параллели. К тому же если не поддерживать этот навык, то он теряется. Поэтому помимо того, что мы можем сделать централизованно на деньги, выделяемые префектурой (очень небольшие в сравнении с потребностью), нужно вести разъяснительную работу с родителями. Сегодня 42 школы округа осуществляют процесс обучения плаванию детей в рамках целевой программы, одновременно с этим формируются абонементные, организованные за счет родителей группы. Это еще почти 60 школ. Особенно хочу отметить школы №№426, 427, 581, 867, 879, 901, 938, 1073, 1580, 1770, 1929, 1998 за их положительную динамику в обучении плаванию.

На контроле по этому вопросу у нас должно быть решение двух проблем:

– посещаемость занятий по обучению плаванию или оздоровительных занятий в бассейне, организованных на выделенные префектурой средства, то есть бесплатно для родителей,

– эффективность использования воды школьниками прежде всего в бассейнах, построенных на наших территориях («Братеево», «Южный» – Бирюлево Восточное).

Важное условие эффективной и результативной работы учреждения по физическому воспитанию обучающихся и воспитанников – общий фон и общая атмосфера отношения к проблеме. Тот, кто понимает это, большое внимание уделяет созданию школьных (а в некоторых случаях и межшкольных) спортивных клубов.

Сегодня клубы созданы в 19 учреждениях с охватом 3500 учащихся. Особенно хочу отметить клубы «Святогор» (школа №975), «Кристалл» (школа №838), «Ника-2005» (школа №496), которые помимо выполнения своей роли в организации физического воспитания учащихся в школе подготовили победителей и призеров чемпионатов и первенств Мира, Европы, России. А опыт межшкольного спортивного клуба «Святогор» на базе школы №975 в Братееве не имеет аналогов в Москве. Окружное управление образования и префектура округа оказывают посильную поддержку развитию клубов, изыскивают финансовые средства на их участие во всероссийских и международных соревнованиях и сборах. Велика роль школьного спортивного клуба в создании механизмов ученического самоуправления в развитии физической культуры и спорта по всем направлениям деятельности.

С целью совершенствования и расширения школьного спортивного движения в плане работы на 2006-2007 учебный год, а точнее, во втором полугодии, мы планируем открыть ШСК на базе 16 образовательных учреждений №№502, 503, 540, 675, 1272, 1527, 1828, 2017, 1037, 652, 552, 1179, 515, 1929, 985, школы-интерната 95. Открытие ШСК на базе образовательных учреждений – это перспектива будущего в системе столичного образования.

Физическая культура и спорт – это не только здоровье и физическое развитие. Наша цель заключается в том, чтобы она стала образом жизни. Миссия школы и показатели эффективности ее деятельности в этом направлении должны складываться и из таких показателей, как:

– многопрофильный спортивный сектор блока дополнительного образования в образовательном учреждении;

– формирование школьных спортивных команд по выбранным ребятами профилям и подготовка спортсменов, выступающих в личном зачете,

– их активное участие в мероприятиях района, округа, а если повезет, и более высокого ранга;

– организация школьных спортивных мероприятий и праздников, в том числе и семейных.

Именно такая политика образовательного учреждения поможет добиться успеха, а главное – привить не только привычку, но и потребность и любовь к занятиям спортом. На протяжении многих лет во многих школах округа активно идет такая работа.

Школы, где хорошо организована спортивно-массовая работа: №№ 496, 548, 566, 653, 851, 855, 901, 947, 949, 975, 982, 987, 1037, 1828, 1929, 1997, 2000, 2001, 2017

Стабильно высокие спортивные результаты в школах: №№ 548, 630, 653, 851, 975, 1037, 1828, 1929

В этих школах более половины от числа обучающихся занимаются в спортивных секциях.

О системности и основательности этой работы говорят наши общие достижения в городе за последние годы.

(См. таблицу.)

Динамика роста числа победителей и призеров первенств, чемпионатов и Кубков России и международных соревнований – учащихся общеобразовательных школ округа

Год Число победителей и призеров

2001 29

2002 42

2003 51

2004 72

2005 79

2006 93

Всего 386 человек

В физкультуре и спорте по-прежнему кадры решают все. Успехи в этой работе обеспечивают прежде всего, конечно, учителя физической культуры.

Кадровый состав учителей физической культуры школ Южного округа на 2006-2007 учебный год:

Всего учителей – 521

Высшее специальное образование – 61,4%

Среднее специальное образование – 6,3%

Высшая категория – 28,2%

1-я категория – 27,5%

2-я категория – 28,4%

Возраст до 45 лет – 56,7%

Возраст до 65 лет – 39,9%

Старше 65 лет – 3,5%

Приведенные данные свидетельствуют об имеющихся в округе потенциальных резервах развития системы физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях округа.

Однако самая большая проблема повышения качества и результативности, а также расширения возможностей организации учебно-воспитательного процесса кроется в нагрузке преподавателей.

Средняя нагрузка учителей физкультуры, превышающая 40 часов в неделю:

От 40 до 50 часов в школах: №№ 679, 770, 838, 840, 868, 925, 999, 2001, 2016

От 50 до 60 часов в школах: №№ 502, 534, 666, 871, 936, 941, 978, 980

У 70% школ округа средняя нагрузка учителей физической культуры составляет 30 часов и более.

То есть понятно, что исчерпан временной и физический ресурс возможностей большинства школ с данным составом преподавателей. Даже теоретически становится невозможным введение 3-го урока физкультуры, расширения БДО, развития клубных форм деятельности, дальнейшего развития и разнообразия форм в организации внеклассной и внешкольной физкультурно-спортивной работы. Учитель физической культуры, измотанный такой нагрузкой, просто вынужден халтурить. А во имя чего? Ведь нормальная почасовая нагрузка учителя физической культуры может быть распределена при наличии требуемого числа педагогов в соответствии с нормативом. Но сегодняшний расчетный дефицит кадров учителей физической культуры в округе составляет свыше 120 единиц.

Все рассмотренные аспекты организации и контроля качества физического воспитания в современной школе при заинтересованном в результатах подходе и лежат в основе построения модели «Школы будущего» с точки зрения физического развития и подготовки к полноценной жизни каждого ребенка по его индивидуальной траектории с учетом особенностей, возможностей и желаний.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте