search
main
0

Физкультура без палки-погонялки

Физкультура без палки-погонялки

Норматив – это не гуманно

Для многих нынешних школьников физкультура – предмет “третьего сорта”. И неудивительно, ведь уроки часто проводятся по принципу: учитель показал (или сказал) – ученик сделал. Упражнения выполняются механически, а оценки выставляются лишь за выполнение норматива. Ни учитель, ни ученик не задумываются о том, что физическая культура не только способствует укреплению мышц, но еще и воспитывает уверенность в себе, бережное отношение к своему здоровью.

Какой должна быть физкультура в школе в начале третьего тысячелетия? На этот вопрос отвечает доктор педагогических наук, профессор МГПУ, автор новой концепции содержания образовательной области “Физическая культура” в 12-летней школе Михаил Виленский:

– Долгие годы определяющей идеей физического воспитания было всестороннее гармоничное развитие личности. Эта концепция по сути своей утопична. Ведь нельзя же всех уравнять. И лет шесть-семь назад, в связи с реформированием физобразования в высшей школе, мы определили, что целью должна быть физическая культура личности. Ведь процесс образования, что бы ни преподавал детям учитель (физик, математик или физкультурник), неразрывно связан с тем, что обучение происходит на личностном уровне. Дети воспринимают все через призму своего “я”: своего сознания, мышления, опыта.

– Скажите, а специалисты, работающие в школах, готовы к переосмыслению преподавания предмета?

– К сожалению, пока еще нет. Дело в том, что у нас, особенно в высшем образовании, разрушен институт повышения квалификации, практически отсутствует учебная литература по физкультуре. Правда, сейчас при министерстве существует экспертный совет по физвоспитанию, где рецензируется и обсуждается новая учебная литература. Но этого мало. Учителя в школах привыкли действовать по определенным канонам: вы нам распишите уроки, разложите все по полочкам, и мы будем работать. И методисты не могут им ничем помочь – они привыкли конкретизировать, а надо уметь еще и абстрагироваться, обобщить опыт отдельных школ. Надо что-то делать! Медики и специалисты по физвоспитанию на протяжении нескольких лет фиксируют недостаточный уровень физической подготовленности школьников, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, умственной и физической работоспособности.

В вузах мы исключили жесткие нормативные требования, дали контрольные упражнения. Детям не по силам тот стандарт, который им предъявляют. Если какой-то ребенок пробежал стометровку медленнее своего одноклассника на несколько сотых долей секунды, разве он стал от этого хуже? Он ведь старался. Нельзя рассматривать учебные занятия в школе как тренировку или как соревнование.

– Что нужно поменять, чтобы перейти на более гуманные формы обучения?

– Существует закон о физической культуре. В его рамках должны быть разработаны критерии физической подготовленности в виде нормативов. Но, еще раз повторяю, не жестких. Надо учитывать личностные особенности, искать такие механизмы, которые будут стимулировать школьников. Обучи, заинтересуй, покажи. Посоветуй ребенку, что он может делать самостоятельно. У сегодняшних выпускников школ отношение к физкультуре в большинстве негативное. Потому что до сих пор в школах присутствует палка-погонялка. Учитель не обучает ребенка самопознанию.

Педагог должен разбираться в разных типах мотивации у детей. Один старается из-за оценки. Другой потому, что ему интересно. Третьему это, может быть, в жизни пригодится. Четвертый видит – педагог учитывает его индивидуальность, помогает раскрыться…

– Михаил Яковлевич, а как же быть со школьными оценками?

– Я бы лучше поставил “пятерку” неповоротливому толстяку, который старается, чем разгильдяю, физически одаренному природой.

Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте